Мифология, религия, наука как способы описания Универсума

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:55, реферат

Описание работы

Сложно не заметить, что мифология не является религией, но описывает бытие божества и истории, связанные с жизнью богов. Мифология не рассматривается всерьез, однако несет в себе некий посыл, как и религия. Ведь в этих двух совершенно разных понятиях есть нечто общее. И религия, и мифология пытаются донести до нас смысл существования, ответы на вопросы о жизни и смерти, а также рассказывают нам о создании мира (богом).

Содержание

Введение 2
1. Мифология 3
2. Религия 10
3. Мифология, религия, наука как способы описания Универсума 15
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22

Работа содержит 1 файл

Мифология и религия.docx

— 65.62 Кб (Скачать)

11. Мифы о Всемирном Потопе. Классический  библейский сюжет о Ное, спасшемся  во время Потопа, генетически  восходит к циклу аналогичных,  распространенных почти на всей  территории Земли, сюжетов. Древнейший  вариант мифа обнаружен в Вавилоне, где Утнапиштим, предупрежденный богом мудрости Эа о грядущей катастрофе, строит ковчег и спасается вместе с женой, взяв на ковчег по паре животных и семена необходимых растений. Наградой за спасение и восстановление жизни на Земле является Утнапиштиму владение тайной бессмертия.

12. Эсхатологические мифы (от греческого  слова "эсхатос" - последний) повествуют о конце света. Архаическое сознание факт цикличности распространяло на все явления - космические, природные, биологические и пр. Поэтому начало мира обязательно предполагает его конец как условие следующего цикла. В культурологии теория регресса человеческой цивилизации связана отчасти с мифологическими представлениями о последовательной смене веков: от золотого - в железному (Греция); от критаюги - к калиюге (Индия) и т.д.

Эсхатологические стихии аналогичны космогоническим: это вода, огонь, катастрофа.

 

 

 

 

2. Религия

 

Отличительной чертой религии  по отношению к мистике и мифологии  является элемент универсальности  в социальном смысле. Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.

Религиозная вера проявляется  в поклонении высшим силам: здесь  сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии  долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению  к высшим силам. Позднее формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.

Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного.

Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.

Существуют также новые (нетрадиционные) религии - появляющиеся в наше время. Большей частью эти религии основываются на возрождении древних культов или являются ересями и ответвлениями от традиционных религий. Многие из новых религий имеют сектантский характер.

Как показано М.Вебером, секты  отличаются от церковной организации  верующих в трех отношениях. Во-первых, для сект характерно то, что они противопоставляют себя обществу, претендуя быть общинами «избранных». Секты всегда крайне нетерпимо относятся к любому инакомыслию. Во-вторых, членами секты становятся не по рождения, а по своей воле. При этом для вступления в секту необходимо «обращение в истинную веру» - очищение души, переход от греховного образа жизни к новому, «правильному», ведущему к спасении. Секты требуют самоограничения , отказа от жизненных благ, аскетизма. В-третьих, в секте обычно нет жесткой формальной структуры и строго выполняемых «правил для всех». Глава ее обладает властью решать, что кому следует и не следует делать. От рядовых членов требуется беспрекословная покорность.

Некоторые секты накладывают  на своих членов требования, нарушающие гражданские обязанности, права  и свободы личности; есть и такие  секты, в которых культивируются изуверские обряды, допускающие убийство и самоубийство. Противозаконность  деятельности ряда сект служит причиной того, что многие государства ставят под запрет их существование.

Среди существующих в наши дни большинство сект образовались в XX в. Из новых религий, возникших в XIX в. лишь одна сумела не только сохраниться, но и значительно расширить численность своих приверженцев, продолжая расти и в наше время: это бахаизм (основан иранским арабом Мирхой Хусейном Али Нури, который назвал себя Баха-Уллой от араб. «блеск Божий»).

В современном мире различают  такие религии, как:

1. Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Оно возникло в Палестине. Основателем его был Иисус Христос, по имени которого и была, потом названа эта религия. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. христианской эры - году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается в христианском мире началом летоисчисления. В наши дни в христианстве существуют следующие направления: православие, католицизм, протестантизм.

2. Ислам - вторая после христианства по числу последователей глобальная религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Ее основал в VII веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он назначил, что существует только один великий Аллах и что все обязаны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов под знаменем одного бога. Мухаммед призвал арабов верить в одного бога и служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления «царства справедливости и мира» на Земле. В исламской религии Аллах - бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Рядом с ним нет никаких богов, никаких бы то ни было самостоятельных существ. Тут нет христианской троицы с её запутанными взаимоотношениями меж богом-папой, его отпрыском Иисусом и мистической фигурой бога-духа святого. В исламе есть учение о рае и аде, о воздании человеку в загробном мире за его дела. На ужасном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мёртвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в ужасе ожидать его решения. Грешники попадут в ад, праведные в рай.

3. Сикхи́зм («последователь, ученик») - религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента гуру (духовным учителем) Нанаком. Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн. человек, 14 млн. из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна.

4. Одной из очень древних религий, сохранившихся до нашего времени (хотя в несколько измененном виде), является национальная религия евреев - иудаизм. Истоки ее относятся ко II тысячелетию до Р. Хр. Зародившись как политеистическая религия, иудаизм к середине I тысячелетия до Р. Хр. трансформировался в религиозную систему с достаточно строгим единобожием.

Первоначально область распространения  иудаизма была весьма узкой и почти  не выходила за пределы такой небольшой  страны, как Палестина. Содержавшееся  в иудаистском вероучении положение  о религиозной исключительности евреев не способствовало распространению  иудаизма среди других народов: истории  известны лишь несколько случаев  принятия этой религии значительными  группами нееврейского населения, и  фактически она осталась религией одних  евреев. Вместе с тем своеобразие  исторических судеб этого народа, несколько раз изгонявшегося  со своей территории, привело к  широкому расселению иудаистов по разным странам мира.

5. Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Основателем ее был Сиддхартха Гаутама, индийский царевич, родившийся в небольшом поселении Лумбини в Непале в VII в. до Р. Хр. Его отец Суддходхамма стоял во главе небольшого государственного образования, расположенного в приграничных районах Индии и Непала. Воспитанный в роскоши, огражденный от превратностей житейских невзгод, Сиддхартха Гаутама однажды случайно увидел мрачные стороны жизни: старость, болезни, смерть. Все это глубоко потрясло впечатлительного молодого человека, который в 29-летнем возрасте навсегда ушел из дома, покинув жену и сына. Вначале он искал пути к спасению в аскетизме, но затем разочаровался в нем. Погрузившись на несколько недель в медитацию, Сиддхартха Гаутама, согласно буддийскому канону, достиг просветления, став Буддой (“просветленным”). Ему было тогда 35 лет, и после этого он вместе с появившимися у него учениками 45 лет странствовал по Индии, проповедуя свое учение. В 80-летнем возрасте Будда умер в небольшом поселении Кушинагара.

Буддизм сложился как реформационное движение, направленное против господствовавшего  в Индии в ту пору брахманизма, как своего рода антитеза этой религии  с ее жестоким кастовым строем и  произволом жрецов-брахманов. Следует  отметить, что в раннем буддизме основной упор делался не на мировоззренческие  вопросы, а на этическую сторону, нормы поведения человека. Возникнув  в недрах брахманизма, буддизм сохранил некоторые положения этой религии, однако категорически отверг кастовые различия и признал равные возможности  всех людей к спасению.

6. Джайни́зм («победитель») – древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н.э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 4,9 миллионов приверженцев в Индии, а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира.

 

3. Мифология, религия, наука как способы описания Универсума

 

Религия и мифология. Вопрос о соотношении Религии и Мифологии по-разному решался учёными разных направлений. Старая, т.н. мифологическая (астрально-мифологическая, натуристическая), школа, которая впервые начала систематически исследовать мифологический материал главным образом индоевропейских, но отчасти и других народов, не ставила этого вопроса в прямой форме, потому что Религией в то время считались лишь сложные вероучения - христианство, ислам, иудаизм и др., Мифология же рассматривалась как древняя поэзия. При этом сторонники мифологической школы не разграничивали Мифологию в этом понимании от народных религиозных верований.

Впервые применил понятие "миф" к христианскому  вероучению крупный историк Религии, либеральный богослов Д. Штраус ("Жизнь Иисуса", 1835), пытавшийся снять мифические наросты и наслоения с облика "исторического Иисуса". Больше сблизили Мифологию и Религию этнографы эволюционистской школы. По мнению Э. Тэйлора, в основе всей Мифологии лежит примитивное анимистическое мировоззрение, из которого и вся Религия черпает своё содержание. Этот взгляд по-разному варьировался этнографами- эволюционистами. Н. Харузин видел в Мифологии главный источник для познания религиозных верований народа, поскольку мифологический материал используется в культе. Согласно Харузину, без Мифологии - своего рода мировоззрения первобытного человека - нельзя уяснить себе и Религию. Американский этнограф Д. Бринтон тоже подчёркивал тесную связь Мифологии с Религией, считая, что сама Мифология по существу религиозна; однако, по его мнению, не Религия происходит из Mифологии, a Mифология происходит от Религии; подлинные мифы являются плодами того проникновения в божественное, которое составляет реальную и единственную основу всех религий. К. Прёйс полагал, что миф - необходимая составная часть культа.

Сходные взгляды  высказывались и в марксистской литературе. Так, Г.В.Плеханов находил, что религиозные представления - это мифологический элемент Религии. При этом Плеханов признавал этиологическое значение мифов - "первого выражения сознания человеком причинной связи между явлениями". П. Лафарг не проводил разграничения между понятиями "миф" и "Религия". По А. Б. Рановичу, Мифология - всегда один из элементов Религии.

Но уже с  кон. 19 в. делались попытки отграничить Мифологию от Религии, даже противопоставить одну другой. Эти попытки выражали тенденцию обелить Религию, освободить её от компрометирующего мифологического элемента, от наивных или забавных рассказов, над которыми смеялись уже древние мыслители. Так, Ф. Джевонс писал, что миф - это ни Религия, ни источник Религии; это - первобытная философия, наука, а частью художественный вымысел; Религия может только отбирать мифы, отбрасывая то, что с ней несовместимо. С. Рейнак проводил резкую грань между мифами и Религией; Мифология представляет собой, по его мнению, лишь собрание рассказов, тогда как для Религии характерны эмоции и выражение их в действиях, чего нет в мифах. Настойчивее всего пытались размежевать Религию и Мифологию сторонники теории прамонотеизма - Э.Лэнг, В. Шмидт и их последователи. Они видели свою основную задачу в том, чтобы представить Религию как чисто моральное мировоззрение, лишённое низменных, грубо мифологических мотивов, и освободить от таких мотивов в особенности первобытную Религию, состоявшую будто бы в почитании единого бога-творца. Основоположник теории прамонотеизма Э.Лэнг писал о двух течениях - религиозном и мифическом в Религии; религиозное течение даже у дикарей свободно от магических обычаев умилостивления духов; мифологическое же полно магии, обмана. В. Шмидт, глава венской школы, старался доказать, что мифологические элементы в Религии представляют собой поздние наслоения, лишь затемняющие, загрязняющие первоначальный образ небесного единого бога - образ, по его утверждению, возвышенный, морально чистый, лишённый вначале всяких мифологических черт.

Информация о работе Мифология, религия, наука как способы описания Универсума