Мозг и высшая нервная деятельность. Проблемы изучения мозга

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Потребность в общей теории психических процессов привели к возникновению единого концептуального блока, сформировавшегося в пограничных областях, связывающих между собой психологию, нейрофизиологию, общую биологию, социологию, физику и технику. Этим определяется неизбежность выхода за пределы собственно психологических понятий – в сферу действия физиологических и общефизических законов – для продвижения к единой теории психических процессов, охватывающий нарастающее многообразие фактического материала экспериментальной психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Головной мозг……………………………………………………………………...5
2 Строение головного мозга………………………………………………………...6
2.1 Конечный мозг…………………………………………………………………6
2.2 Промежуточный мозг………………………………………………………….6
2.3 Средний мозг…………………………………………………………………...7
2.4 Мозжечок и мост………………………………………………………………7
2.5 Желудочки головного мозга………………………………………………….7
2.6 Ассоциативные зоны………………………………………………………….7
2.7 Доли конечного мозга…………………………………………………………8
2.8 Промежуточный мозг………………………………………………………….9
2.9 Лимбическая система………………………………………………………….9
2.10 Ствол головного мозга……………………………………………………….9
2.11 Мозжечок…………………………………………………………………….10
2.12 Черепно-мозговые нервы…………………………………………………...10
3 Функции большого (конечного) мозга………………………………………….11
4 Высшая нервная деятельность…………………………………………………..13
4.1 Безусловные и условные рефлексы…………………………………………13
5 Проблема изучения мозга………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реферат - Мозг и высшая нервная деятельность. Проблемы изучения мозга..docx

— 40.14 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Головной мозг……………………………………………………………………...5

2 Строение головного мозга………………………………………………………...6

  2.1 Конечный мозг…………………………………………………………………6

   2.2 Промежуточный мозг………………………………………………………….6

   2.3 Средний мозг…………………………………………………………………...7

   2.4 Мозжечок и мост………………………………………………………………7

   2.5 Желудочки головного мозга………………………………………………….7

   2.6 Ассоциативные зоны………………………………………………………….7

   2.7 Доли конечного мозга…………………………………………………………8

   2.8 Промежуточный мозг………………………………………………………….9

   2.9 Лимбическая система………………………………………………………….9

   2.10 Ствол головного мозга……………………………………………………….9

   2.11 Мозжечок…………………………………………………………………….10

   2.12 Черепно-мозговые нервы…………………………………………………...10

3 Функции большого (конечного) мозга………………………………………….11

4 Высшая нервная деятельность…………………………………………………..13

   4.1 Безусловные и  условные рефлексы…………………………………………13

5 Проблема изучения мозга………………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы……………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Давно замечено, что психические  явления тесно связаны с работой  мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии, до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в до н. э.) и поддерживалась Гиппократом (около  460-377 гг. до н. э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых знаний о работе мозга и новых результатов психологических исследований.

В начале ХХ века из двух разных областей знаний – физиологии и  психологии – оформились две специальные науки, занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Это – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология.

Представители первой науки  обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые  непосредственно касаются управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта.

Представители второй науки  сосредоточили свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических  основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческих уровнях.

Потребность в общей теории психических процессов привели  к возникновению единого концептуального блока, сформировавшегося в пограничных областях, связывающих между собой психологию, нейрофизиологию, общую биологию, социологию, физику и технику. Этим определяется неизбежность выхода за пределы собственно психологических понятий – в сферу действия физиологических и общефизических законов – для продвижения к единой теории психических процессов, охватывающий нарастающее многообразие фактического  материала экспериментальной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Головной мозг

 

Головной мозг - часть  центральной нервной системы; главный  регулятор всех жизненных функций  организма. В результате поражения  головного мозга возникают тяжелые  заболевания. В головном мозге содержится 25 миллиардов нейронов, составляющих серое  вещество мозга. Головной мозг покрывают  три оболочки - твердая, мягкая и  находящаяся между ними паутинная, по каналам которой циркулирует  спинномозговая жидкость (ликвор). Ликвор - своеобразный гидравлический амортизатор ударов. Мозг взрослого мужчины весит в среднем 1375 г; масса мозга женщины - 1245 г. Однако это не означает, что мозг мужчин лучше развит. Иногда вес мозга может достигать 1800 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Строение головного мозга

 

Головной мозг состоит  из 5 основных отделов: конечного мозга, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга. Конечный мозг составляет 80% всей массы головного мозга. Он протянулся от лобной кости до затылочной. Конечный мозг состоит из двух полушарий, в которых много борозд и извилин. Он делится на несколько долей (лобную, теменную, височную и затылочную). Различают подкорку и кору больших полушарий. Подкорка состоит из подкорковых ядер, регулирующих различные функции организма. Головной мозг располагается в трех черепных ямках. Большие полушария занимают переднюю и среднюю ямки, а заднюю ямку - мозжечок, под которым расположен продолговатый мозг.               [Приложение А]

 

   2.1 Конечный мозг

 

В серой коре имеется около 10 миллиардов нейронов. Они составляют только 3-миллиметровый слой, однако их нервные волокна разветвлены  подобно сети. Каждый нейрон может иметь до 10 000 контактов с другими нейронами. Часть нервных волокон через мозолистое тело большого головного мозга соединяет правое и левое полушария головного мозга. Нейроны составляют серое вещество головного мозга, а волокна - белое вещество. Внутри больших полушарий, между лобными долями и промежуточным мозгом, располагаются скопления серого вещества. Это базальные ганглии. Ганглии являются скоплениями нейронов, передающих информацию.

 

   2.2 Промежуточный мозг

 

Промежуточный мозг делится  на вентральную (гипоталамус) и дорсальную (таламус, метаталамус, эпиталамус) части. Таламус является посредником, в котором сходятся все раздражения, полученные от внешнего мира и направляются к большим полушариям мозга таким образом, чтобы организм смог адекватно приспособиться к постоянно меняющейся среде. Гипоталамус является главным подкорковым центром регуляции вегетативных функций организма.

 

   2.3 Средний мозг

 

Средний мозг простирается от переднего края моста до зрительных трактов и сосочковых тел. Состоит из ножек большого мозга и четверохолмия. Через средний мозг проходят все восходящие пути к коре больших полушарий и мозжечку и нисходящие, несущие импульсы к продолговатому и спинному мозгу. Он важен для обработки нервных импульсов, поступающих от зрительных и слуховых рецепторов.

 

   2.4 Мозжечок и мост

 

Мозжечок расположен в затылочной части головного мозга позади продолговатого мозга и моста. Он состоит из двух полушарий и червя между ними. Поверхность мозжечка испещрена бороздами. Мозжечок участвует в координации сложных двигательных актов.

 

   2.5 Желудочки головного мозга

 

Боковые желудочки расположены  в полушариях переднего мозга. Третий желудочек расположен между зрительными буграми и соединен посредством водопровода мозга с четвертым желудочком, который сообщается с субарахноидальным пространством и большой цистерной головного мозга. Ликвор, находящийся в желудочках, циркулирует и в паутинной мозговой оболочке.

 

   2.6Ассоциативные зоны

 

Ассоциативные зоны - это  функциональные зоны коры головного  мозга. Они связывают поступающую  сенсорную информацию с полученной ранее и хранящейся в памяти, а  также сравнивают между собой  информацию, получаемую от разных рецепторов. Сенсорные сигналы осмысливаются, интерпретируются и, если это необходимо, передаются в связанную с ней двигательную зону. Таким образом, ассоциативные зоны участвуют в процессах мышления, запоминания и обучения.

 

   2.7 Доли конечного мозга

 

Конечный головной мозг делится  на лобную, затылочную, височную и теменную доли. В лобной доле имеются зоны интеллекта, способности к концентрации внимания и моторные зоны; в височной - слуховые зоны; в теменной - зоны вкуса, осязания, пространственной ориентации; а в затылочной - зрительные зоны.

Обширные повреждения  левой височной доли, например, в  результате серьезных травм головы и различных заболеваний, а также  после инсульта, обычно сопровождаются сенсорными и моторными нарушениями  речи.

Конечный мозг - это наиболее молодая и развитая часть головного  мозга, которая обуславливает умение человека мыслить, чувствовать, говорить, анализировать, а также управляет всеми процессами, происходящими в организме. К функциям других частей головного мозга, прежде всего, относятся управление и передача импульсов. Определенные части головного мозга обеспечивают множество жизненно важных функций - они регулируют обмен гормонов, обмен веществ, рефлексы и др.

Для нормального функционирования головного мозга необходим кислород. Например, если при остановке сердца или травме сонной артерии нарушается мозговое кровообращение, то уже спустя несколько секунд человек теряет сознание, а по истечении 2 мин. начинают погибать клетки головного мозга.

 

   2.8 Промежуточный мозг

 

Зрительный бугор (таламус) и подбугорье (гипоталамус) являются частями промежуточного мозга. Импульсы от всех рецепторов организма поступают в ядра таламуса. Поступившая информация в таламусе перерабатывается и направляется к большим полушариям мозга. Таламус соединяется с мозжечком и т.н. лимбической системой. Гипоталамус регулирует вегетативные функции организма. Влияние гипоталамуса осуществляется через нервную систему и железы внутренней секреции. Гипоталамус также участвует в регуляции функций многих эндокринных желез и обмена веществ, а также в регуляции температуры тела и деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

 

   2.9 Лимбическая система

 

В формировании эмоционального поведения человека большую роль играет лимбическая система. К лимбической системе относят нервные образования головного мозга, расположенные на срединной стороне конечного мозга, около верхнего ствола мозга. Эта часть головного мозга еще не вполне изучена. Предполагается, что лимбическая система и управляемое ею подбугорье являются ответственными за множество наших чувств и желаний, например, под их воздействием возникают жажда и голод, страх, агрессивность, половое влечение.

 

   2.10 Ствол головного мозга

 

Ствол головного мозга - это  филогенетически древняя часть  мозга, состоящая из среднего, заднего и продолговатого мозга. В среднем мозге имеются первичные зрительные и слуховые центры. С их участием осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук. В продолговатом мозге расположены центры регуляции дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, функций пищеварительных органов, а также обмена веществ. Продолговатый мозг принимает участие в осуществлении таких рефлекторных актов, как жевание, сосание, чихание, глотание, рвота.

 

   2.11 Мозжечок

 

Мозжечок контролирует движения тела. К мозжечку приходят импульсы от всех рецепторов, которые раздражаются во время движений тела. Функция  мозжечка может нарушаться при принятии алкоголя или других веществ, вызывающих головокружение. Поэтому под действием опьянения люди не способны нормально координировать свои движения. В последние годы появляется все больше доказательств, что мозжечок имеет значение и в познавательной деятельности человека.

 

   2.12 Черепно-мозговые нервы

 

Помимо спинного мозга  очень важны и двенадцать черепно-мозговых нервов: I и II пары -обонятельный и зрительный нервы; III, IV VI пары - глазодвигательные нервы; V пара -тройничный нерв - иннервирует жевательные мышцы; VII - лицевой нерв - иннервирует мимические мышцы, содержит также секреторные волокна к слезной и слюнным железам; VIII пара - преддверно-улитковый нерв - связывает органы слуха, равновесия и гравитации; IX пара - языкоглоточный нерв — иннервирует глотку, ее мышцы, околоушную железу, вкусовые почки языка; X пара - блуждающий нерв -разделяется на ряд ветвей, которые иннервируют легкие, сердце, кишечник, регулируют их функции; XI пара - добавочный нерв - иннервирует мышцы плечевого пояса. В результате слияния спинномозговых нервов образуется XII пара - подъязычный нерв - иннервирует мышцы языка и подъязычный аппарат.

 

 

3 Функции большого (конечного) мозга

 

Благодаря работе головного мозга, человек может мыслить, чувствовать, слышать, видеть, осязать, двигаться. Большой (конечный) головной мозг управляет всеми жизненно важными процессами, происходящими в организме человека, а также является «вместилищем» всех наших интеллектуальных способностей. Из мира животных человека, прежде всего, выделяет развитая речь и способность к абстрактному мышлению, т.е. способность мыслить нравственными или логическими категориями. Только в человеческом сознании могут возникнуть различные идеи, напр., политические, философские, теологические, художественные, технические, творческие. Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека (и тех, которыми человек может управлять усилиями воли, и тех, которые не зависят от воли человека, например, сердечная мышца). Мышцы получают из центральной нервной системы серию импульсов, на что мышцы отвечают сокращением определенной силы и длительности. Импульсы поступают в головной мозг из различных органов чувств, вызывая необходимые реакции, например, поворот головы в ту сторону, откуда слышится шум.

Информация о работе Мозг и высшая нервная деятельность. Проблемы изучения мозга