Мозг и высшая нервная деятельность. Проблемы изучения мозга

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

Потребность в общей теории психических процессов привели к возникновению единого концептуального блока, сформировавшегося в пограничных областях, связывающих между собой психологию, нейрофизиологию, общую биологию, социологию, физику и технику. Этим определяется неизбежность выхода за пределы собственно психологических понятий – в сферу действия физиологических и общефизических законов – для продвижения к единой теории психических процессов, охватывающий нарастающее многообразие фактического материала экспериментальной психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Головной мозг……………………………………………………………………...5
2 Строение головного мозга………………………………………………………...6
2.1 Конечный мозг…………………………………………………………………6
2.2 Промежуточный мозг………………………………………………………….6
2.3 Средний мозг…………………………………………………………………...7
2.4 Мозжечок и мост………………………………………………………………7
2.5 Желудочки головного мозга………………………………………………….7
2.6 Ассоциативные зоны………………………………………………………….7
2.7 Доли конечного мозга…………………………………………………………8
2.8 Промежуточный мозг………………………………………………………….9
2.9 Лимбическая система………………………………………………………….9
2.10 Ствол головного мозга……………………………………………………….9
2.11 Мозжечок…………………………………………………………………….10
2.12 Черепно-мозговые нервы…………………………………………………...10
3 Функции большого (конечного) мозга………………………………………….11
4 Высшая нервная деятельность…………………………………………………..13
4.1 Безусловные и условные рефлексы…………………………………………13
5 Проблема изучения мозга………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реферат - Мозг и высшая нервная деятельность. Проблемы изучения мозга..docx

— 40.14 Кб (Скачать)

Левое полушарие головного  мозга управляет правой половиной  тела, а правое - левой. Два полушария  дополняют друг друга.

Головной мозг напоминает грецкий орех, в нем выделяют три  больших отдела - ствол, подкорковый  отдел и кору больших полушарий. Общая поверхность коры головного мозга увеличивается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушария на выпуклые извилины и доли. Три главные борозды - центральная, боковая и теменно-затылочная - делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную. Отдельные области коры головного мозга имеют разное функциональное значение. В кору больших полушарий поступают импульсы от рецепторных образований. Каждому периферическому рецепторному аппарату в коре соответствует область, называемая корковым ядром анализатора. Анализатор - это анатомо-физиологическое образование, обеспечивающее восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающей среде и (или) внутри организма человека, и формирующее специфические для определенного анализатора ощущения (напр., болевой, зрительный, слуховой анализатор). Области коры, где находятся корковые ядра анализаторов, называются сенсорными зонами коры больших полушарий. С сенсорными зонами взаимодействует моторная зона коры больших полушарий, при ее раздражении возникает движение. Это можно показать на простом примере: при приближении пламени свечи, болевые и тепловые рецепторы пальцев руки начинают посылать сигналы, тогда нейроны соответствующего анализатора идентифицируют эти сигналы как боль, вызванную ожогом, и мышцам «отдается приказ» отдернуть руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Высшая нервная деятельность

 

"Если бы  животное не было... точно приспособлено  к внешнему миру, то оно скоро  или медленно перестало бы  существовать... Оно так должно  реагировать на внешний мир, чтобы всей ответной деятельностью его было обеспечено его существование".

И.П. Павлов.

Приспособление животных и человека к изменяющимся условиям существования во внешней среде обеспечивается деятельностью нервной системы и реализуется через рефлекторную деятельность. В процессе эволюции возникли наследственно закрепленные реакции (безусловные рефлексы), которые объединяют и согласовывают функции различных органов, осуществляют адаптацию организма. У человека и высших животных в процессе индивидуальной жизни возникают качественно новые рефлекторные реакции, которые И. П. Павлов назвал условными рефлексами, считая их самой совершенной формой приспособления.

В то время как относительно простые формы нервной деятельности определяют рефлекторную регуляцию го-меостаза и вегетативных функций организма, высшая нервная деятельность (ВНД) обеспечивает сложные индивидуальные формы поведения в изменяющихся условиях жизни. ВНД реализуется за счет доминирующего влияния коры на все нижележащие структуры центральной нервной системы. Основными процессами, динамично сменяющими друг друга в ЦНС, являются процессы возбуждения и торможения. В зависимости от их соотношения, силы и локализации строятся управляющие влияния коры. функциональной единицей ВНД является условный рефлекс.

 

4.1 Безусловные и условные  рефлексы

 

Высшая нервная деятельность - это совокупность безусловных и  условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях. Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И.М.Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип и на психическую деятельность человека. Идеи И.М.Сеченова получили экспериментальное подтверждение в трудах И.П.Павлова, который разработал метод объективной оценки функций высших отделов мозга - метод условных рефлексов.

И.П.Павлов показал, что все  рефлекторные реакции можно разделить  на две группы: безусловные и условные.

Безусловные рефлексы

Условные рефлексы

1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения.

1. Реакции, приобретенные в процессе  индивидуальной жизни.

2. Являются видовыми, т.е. свойственны  всем представителям данного  вида.

2. Индивидуальные.

3. Постоянны и сохраняются в  течение всей жизни.

3. Непостоянны - могут возникать  и исчезать.

4. Осуществляются за счет низших  отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг).

4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий.

5. Возникают в ответ на адекватные  раздражения, действующие на определенное рецептивное поле.

5. Возникают на любые раздражители, действующие на разные рецептивные поля.


  • Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.
  • Условный рефлекс - это сложная многокомпонентная реакция, которая вырабатывается на базе безусловных рефлексов с использованием предшествующего индифферентного раздражителя. Он имеет сигнальный характер, и организм встречает воздействие безусловного раздражителя подготовленным. Например, в предстартовый период происходит перераспределение крови, усиление дыхания и кровообращения, и когда мышечная нагрузка начинается, организм уже к ней подготовлен.

5 Проблема изучения мозга

 

В мире науки, в мире её изучения, существует много проблем. Одной, наверно, из важнейших и до сих пор до конца не изученных, является проблема исследования мозга человека. Ведь то, что изучалось и нашло научное подтверждение - атом, молекула, галактика или мозг и поведение животных, все это не идет ни в какое сравнение с исследованием мозга человека. Этот орган, если его можно так назвать, поистине уникален и неповторим. Это великое творение самой природы, собственно, как и сам человек в целом. Пытаясь изучить мозг человека, исследовать его, понять, мы, прежде всего, используем не просто приборы и какие-то научные достижения, мы используем все тот же мозг. Задача получается с двумя неизвестными. С одной стороны предмет изучения, с другой объект – человеческий мозг.

Эта, по сути, великая задача, и привлекала великие умы, как  прошлого, так и настоящего. Свои высказывания по этому поводу делали такие великие люди как Гиппократ, Аристотель, Декарт и т.п. Еще в прошлом столетии были выявлены такие области человеческого мозга, которые отвечают за речь. Это открытие, путем клинических и анатомических исследований сделали Брока и Вернике. Хотя, первое и настоящее изучение мозга в своих работах начал наш ученый и соотечественник Сеченов И.М. Были, естественно, и другие умы того времени, перечисление имен которых, просто займет уйму времени. Именно благодаря им были сделаны великие открытия двадцатого века. Хотя, основной проблемой все же была скудность методических подходов к этой проблеме. Так, например, имеющиеся в то время варианты исследования, такие как психологические тесты, наблюдения, и придуманная в конце 30-х годов электроэнцефалограмма, просто не годились для этого. По сути, такой способ изучения можно сравнить с тем, как при желании изучить принцип работы телевизора, мы будем делать выводы на основе гудения или мигания ламп, или еще хуже, путем его уничтожения. Хотя, хочется заметить, что морфология данного предмета изучения, была хорошо известна.

Сложностей на пути изучения было много, так, например, сложность  состояла и в том, что были не изучены взаимодействие и назначение нервных клеток. Незнание функций этих «кирпичиков» головного мозга, затрудняло всю работу, да к тому же, достойных инструментов, для изучения этих клеток тоже не было. Теоретические знания и объемы, значительно превышали практическую основу данного предмета изучения. Наиболее продвинулись в изучении механизма функционирования нервной клетки Экклс и П.Г.Костюк. Благодаря этому, стало ясно устройство нейрона, но вот взаимодействие и функционирование нервных клеток в совокупности осталось тайной.

По мнению академика Бехтеревой Н.П. первоначальным толчком, а затем  и прорывом в области изучения мозга человека был связан с исследованием  данного объекта с использованием прямого многоточечного контакта. Это  условие применялось с методом долгосрочных и краткосрочных имплантированных электродов, который использовался для лечения и диагностики больных. Использование данного метода совпало с открытием в изучении нейрона, с пониманием работы нейронов в совокупности, в понимании передачи информационного потока от нейрона к нейрону. Академик Бехтерева Н.П. в нашей стране стала одной из первых, кто начал работу в непосредственном контакте с мозгом человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для того, чтобы поведение  человека было успешным, необходимо, чтобы  его внутреннее состояние, внешние  условия, в которых человек находится  и предпринимаемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения (интерпретации) всего этого обеспечивает нервная система человека. Она и анатомически расположена и устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их и управлять органами движения.

Каждый психический процесс, состояние или свойство человека определенным образом связано с работой всей центральной нервной системы. С помощью одних таких явлений, как ощущение, восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. От психических явлений зависят человеческое общение и поведение и от поведения и общения, наоборот, зависит формирование и развитие психических явлений.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение  и деятельность разделяются и  исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, независимое  жизнедеятельностью человека.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Воронин, Л. Г.  «Физиология высшей нервной деятельности» / Л. Г. Воронин. - М.: Высш. шк. 179

2.Данилова,  Н.Н. «Физиология высшей нервной деятельности» /Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова – М.: Феникс, 1999

3.Самусев,   Р.П. Анатомия человека / Р.П. Самусев,  Ю.М. Селин - М.: Медицина, 1995 г

4.Физиология человека / Под ред. Г. И Косицкого - М.: Медицина, 1985 г.

 


Информация о работе Мозг и высшая нервная деятельность. Проблемы изучения мозга