Мозг как синергетический компьютер

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Человеческий мозг является самоорганизующейся системой. И хотя эта система — самая сложная из всех известных нам, она все же соответствует принципам синергетики. На законах синергетики основан и новый тип компьютера, обладающий основными свойствами человеческого восприятия.
В своей работе, я постараюсь подробно рассмотреть тему «Мозг как синергетический компьютер».Для этого я буду использовать различные источники информации: книги, журналы и интернет.

Содержание

Введение
1.Мозг как синергетический компьютер
1.1 Синергетика 4
1.2Работа мозга 6
2.Физика мышления 13
3.Биография Н.П.Бехтеревой 15
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

kse.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

      Я рассмотрела лишь некоторые аспекты проблемы «синергетика и мозг». Но и рассмотренные материалы убедительно свидетельствуют о том, что идеи синергетики действительно позволяют по-новому увидеть интегративную деятельность мозга и наметить новые подходы к ее дальнейшему изучению. Идеи синергетики, вместе с тем, значительно углубляют и обогащают системный подход - одну из главных составляющих современной научной методологии. Следует в связи с этим подчеркнуть одно существенное обстоятельство. Системный подход в его традиционном понимании, при всей своей мощи и эвристичности, по существу, оставляет вне поля зрения историко-процессуальные аспекты исследуемых систем, в том числе - мозга. Одно из главных достоинств синергетики - ее обращенность к процессуальной, исторической стороне организации и функционирования систем. Поэтому синергетику можно рассматривать как особое направление системного подхода, которое исследует системы с точки зрения их самоорганизации, а тем самым их возникновения и эволюции. Именно поэтому идеи и принципы синергетики представляют собой общенаучно-методологическую основу исследования, развития и функционирования систем всех уровней - от неживых объектов до высшей формы материи - головного мозга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Физика мышления 

Мышление  является формой человеческого познания. Мышление - высшая ступень познания человеком  действительности. Чувственной основой  мышления являются ощущения, восприятия и представления.

Человек – мыслящее существо. Мыслит он посредством головного мозга. Мозг есть орган мысли. А мышление – это деятельность мозга. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Реальный  процесс  мысли - это всегда процесс  не только познавательный, но и эмоционально-волевой. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр.

Самые простые  действия людей связаны с познанием  причинных связей вещей. Все рассуждения  человека, возникающие в его голове под влиянием внешних воздействий, и есть мышление. А результаты процесса мышления, выраженные в отдельных предложениях, есть мысли. Мышление – это есть процесс рассуждений человека, а мысли – результат процесса мышления.

    Ценность  мышления, по сравнению с ощущениями и восприятиями, заключается в  том, что с его помощью человек  может проникать в такие стороны, свойства и связи вещей, которые недоступны органам чувств. Своим мышлением человек проникает  в глубину предметов, их связей, но глубокие, скрытые от органов чувств, связи человек может постигнуть не прямо, а через внешние, доступные органам чувств, свойства и отношения предметов.

      На  первый взгляд может показаться, что содержание мышления людей,  то есть то, какие мысли им  приходят в голову, зависит всецело  от произвола каждого человека. Однако это не так. Мысли представляют собой отображения в мозгу человека связей и отношений между предметами и явлениями действительного мира. Конечно, человек может мыслить и неправильно. Однако и в этом случае он только искажает в мышлении какие-то действительно существующие факты. Чтобы мыслить, люди должны на практике узнать предмет своего мышления. Всё, что люди узнают из практики, получает отражение в их голове, в их мыслях. Поэтому мышление является могучим средством правильной ориентировки человека в сложном круговороте жизни 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Мозг  человека, как и его организм в  целом, представляет собой открытую систему, сформированную собственной  историей и находящуюся в непрерывном  взаимодействии с природной и  общественной окружающей средой, которая изменяет ее, но и сама система при этом подвергается изменению. Мозг обладает способностью изменять свою структуру, физические, химические и физиологические процессы, свою реакцию в результате приобретения опыта и случайных обстоятельств в процессе развития. Недетерминированность на уровне нейронов и синапсов человеческого мозга по сравнению с компьютером показывает, что понимание работы мозга и разума лежит не в анализе работы отдельных его элементов, реакции которых непредсказуемы по своей природе, а в восприятии их на уровне целого. Сознание, разум, память возникают как свойства мозга в целом, а не как свойства отдельных его компонентов.

      Постоянно напоминания о целостности мира, об ускользающих от нашего внимания взаимосвязях в нем, рекомендуя чаще мыслить «нелинейно», синергетика направляет человека на то, чтобы он был не только умнее, но и мудрее… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Биография 

      Ната́лья  Петро́вна Бе́хтерева (7 июля 1924, Ленинград  — 22 июня 2008, Гамбург, Германия) — российский нейрофизиолог. Член-корреспондент АН СССР (1970), академик АМН СССР (1975), академик АН СССР (1981). С 1990 года — научный руководитель Центра «Мозг» Академии наук СССР, а с 1992 года — Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург). Доктор медицинских наук, профессор. Внучка В. М. Бехтерева.

      Представительница древнего вятского рода Бехтеревых. Дед  — В. М. Бехтерев. Отец — инженер  и изобретатель Пётр Бехтерев (расстрелян в 1938 году как «враг народа»). Мать — врач Зинаида Васильевна Бехтерева  репрессирована и отправлена в лагерь. Сиротами остались трое детей — Наталья, брат Андрей и младшая сестра. Наталья с братом попали в детский дом с клеймом «дети врага народа», младшую забрали родственники. В войну Н.П. Бехтерева жила в блокадном Ленинграде.

      Окончила 1-й Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова (1947). Аспирантура в Институте физиологии ЦНС АМН СССР. Работала младшим научным сотрудником в Институте экспериментальной медицины АМН СССР (1950—1954). Затем (в 1954—1962) — в Нейрохирургическом институте им. А. Л. Поленова Минздрава СССР (пройдя путь от старшего научного сотрудника до руководителя лаборатории и заместителя директора). С 1962 в Институте экспериментальной медицины АМН СССР (заведующая отделом нейрофизиологии человека, затем заместитель директора по научной работе, и.о. директора, с 1970 по 1990 — директор).

      В 1975 году стала академиком АМН СССР (впоследствии РАМН), а 1981 году — академиком АН СССР. С 1990 года Бехтерева была научным  руководителем Центра «Мозг» АН СССР с 1992 года Института мозга человека РАН, руководителем научной группы нейрофизиологии мышления, творчества и сознания.

      Была  выбрана вице-президентом Международного союза физиологических наук (1974—1980); вице-президентом Международной  организации по психофизиологии (1982—1994).

      Работала  главным редактором журнала «Физиология человека» РАН (1975—1987); международного журнала «International Journal of Psychophysiology» (1984—1994).

      Депутат Верховного Совета СССР 8 созыва. Народный депутат СССР.

      Сын — Святослав Всеволодович Медведев, директор Института мозга человека РАН (с 1990 года), доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН.

      Скончалась  утром 22 июня 2008 года в Гамбурге в  больнице Святого Георга в возрасте 83 лет после продолжительной болезни. Похоронена на кладбище в Комарове.

      Основные  научные достижения

      Труды по исследованию принципов деятельности головного мозга человека в норме  и патологии, особенно физиологических  основ психической деятельности. Впервые в СССР применила способ долгосрочного вживления электродов в мозг человека в диагностических и лечебных целях. Получила полное подтверждение теория Бехтеревой о мозговой организации мыслительной деятельности человека системой из жёстких и гибких звеньев. Открытием признано выявленное Бехтеревой свойство нейронов подкорковых образований головного мозга человека реагировать на смысловое содержание речи и участвовать в качестве звеньев систем обеспечения мыслительной деятельности. Под её руководством создана новая ветвь неврологии и нейрохирургии — стереотаксическая неврология с разработкой новейших технологий компьютерного стереотаксиса.

      Является  автором около 400 научных работ (в  т.ч. 18 монографий), многих глав в отечественных  и иностранных руководствах по физиологии.

      Создала научную школу, насчитывающую большое число учёных и врачей.

      В то же время подвергалась критике  за толерантное отношение к мистике  и, как утверждается, некорректно  поставленные эксперименты по проверке экстрасенсорных способностей, в том числе со стороны Комиссии по борьбе с лженаукой РАН. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1.Концепции современного естествознания: учеб.пособие. Найдыш В.М. – М.: Гардарики,2002

2.Синергетика мозга - Евин И.А.-М,2005.

3. http://www.krugosvet.ru/ -онлайн энциклопедия

4. http://www.proatom.ru - электронный журнал

5. http://www.synergia.ru – научно-практическое объединение исследований и развития  новых психотехнологий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мозг как синергетический компьютер