Научные революции в XX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Основная функция науки как сферы человеческой деятельности-выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат-сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………..3

1. Концепция развития научного знания Т. С. Куна

Глобальные научные революции …………….... ………………………………………...4

2. ……………………………………………..14

3. Глобальные научные революции: от классической к

постнеклассической науке ……………………………………………………………….18

4. Революции в советской науке ……………………………………………………………..23

Заключение ……………………………………………………………………………………38

Список использованной литературы ………………………………………………………..46

Работа содержит 1 файл

Научные революции РЕФЕРАТ.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования

Санкт –  Петербургский Государственный  университет

 сервиса  и экономики

Кафедра       математических и естественнонаучных дисциплин  
 
 
 
 
 
 
 

Научные революции

в XX веке.  
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  : студент I курса 12 группы

Дроздова  Виктория Владимировна

Проверил: Катченков Сергей Александрович  
 
 
 
 

Великие Луки

2007

Содержание

 

Введение   ………………………………………………………………………………………..3

      1. Концепция развития научного  знания Т. С. Куна

        Глобальные научные революции       …………….... ………………………………………...4

      2. ……………………………………………..14

      3. Глобальные научные революции:  от классической к 

    постнеклассической  науке   ……………………………………………………………….18

      4. Революции в советской науке   ……………………………………………………………..23

    Заключение   ……………………………………………………………………………………38

    Список использованной литературы   ………………………………………………………..46

 

Введение

 

     Основная  функция науки как сферы  человеческой деятельности-

выработка и  теоретическая систематизация объективных  знаний о действительности. Наука  включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат-сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные  цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.

      Оглядываясь на историю развития науки в целом  или отдельного направления можно  сказать, что развитие происходит неравномерно.

     Таким образом, в развитии науки хорошо заметны две фазы - фаза спокойного развития науки и фаза научной  революции. Совершенно очевидно, что фазой, определяющей дальнейшее направление развития науки, является научная революция. Однако термин «научная революция» при этом может иметь разное содержание. 
 

    Согласно  «Современному словарю иностранных  слов» (1992), революция – это коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии явлений природы, общества или познания, а научно-техническая революция – коренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общества, в непосредственную производительную силу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Концепция развития научного знания Т.С. Куна.

    Глобальные  научные революции 

    «Нормальная наука», по Т. Куну, – это исследования, прочно опирающиеся на прошлые научные  достижения, которые уже признаны определенным научным сообществом «как основа для его дальнейшей практической деятельности». Такие признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений, Т. Кун назвал «парадигмами».

    Научная революция обязательно сопровождается борьбой двух парадигм – интеллектуальным процессом, происходящим внутри научного сообщества, плохо формализуемым, неоднозначным, тонким, деликатным и т.д., однако приводящим в итоге к вполне однозначному результату. Двое ученых могут одновременно придерживаться разных точек зрения, но ни об одном из них нельзя сказать, что он ошибается. Оба взгляда научны.

    В истории естествознания можно обнаружить четыре периода, когда преобразовывались  все компоненты оснований естествознания. Первым периодом была революция XVII века, ознаменовавшая собой становление классического естествознания.

    Через все классическое естествознание начиная  с XVII века проходит идея, согласно которой  объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается всё, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных, “вытекающих из опыта” онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты.

    «Радикальные  перемены в этой целостной и относительно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII — первой половине XIX века. Их можно расценить как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания — дисциплинарно организованной науке. В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической. Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового, неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия.

    В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы  новой, неклассической науки.

    В современную эпоху, в последнюю  треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных  изменений в основаниях науки. Эти  изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности.  Усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки.

      Научная революция начинается с аномалий. Они означают недостатки в господствующей научной парадигме, т.е. на языке иерархической организации это значит, что сообществом плохо руководят. Следующий этап революции – сосредоточение сил и внимания сообщества на аномальных областях, появление специалистов по аномалиям.

      То  есть «научная революция классического куновского типа, признанная главным процессом развития науки, в организованной науке как в изолированной системе невозможна. Это подтверждается отсутствием научных революций, совершенных в основном советскими учеными.

      В классической научной революции (в понимании Т. Куна) борьба между парадигмами идет внутри научного сообщества как соперничество между отдельными учеными и группами ученых. Революция происходит внутри сообщества и никого другого не касается. Получается, что необходимым условием существования науки организованного типа является существование мировой (зарубежной) науки. Однако, крупные научные революции случаются весьма редко – в одной науке раз в несколько десятилетий или реже. Большинство научных исследований в промежутках между революциями относится к «нормальной» науке. 
 
 
 
 

Заключение 

      Научные революции в процессе развития науки  имеют несколько истоков.

      Во-первых не стоит сбрасывать со счетов случайный  фактор. Некоторые революционные  открытия произошли незапланированно. В качестве примера можно привести открытие радиоактивности Беккерелем.

      Во-вторых, несмотря на критику модели развития науки Куна, имеет место личностный фактор, по значимости сопоставимый с  ролью личности в истории. Этот фактор может быть как иррациональным, так и вполне объяснимым рационально. Человек, много думающий над той или иной проблемой, рано или  поздно приходит к ее решению. Кроме того, даже Поппер считает, что окончательное решение о правильности теории принимается директивно, либо конвенционно.

      В-третьих, можно сказать, что научные революции, как и всякие другие революции  не происходят на пустом месте. Помимо случайного или личностного фактора  должны быть объективные предпосылки77777777 Таким образом, на каком поле будут разыграны эти научные революции будущего, почти невозможно предугадать.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

  1. Кузнецов  В. Понять науку в контексте культуры.
  2. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. Сост. Кузнецов В.Ю. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  3. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  4. Рассел Бертран. Человеческое познание. Его сфера и границы. – Киев: НИКА-ЦЕНТР, Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  5. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005

Информация о работе Научные революции в XX веке