Понятие научной революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:30, контрольная работа

Описание работы

Научная революция – это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, который отражает более глубинные связи и отношения природы. В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резкое изменение системы методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критика старых и утверждение новых ценностей познания. Этап научной революции сменяется периодом эволюционного развития науки.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

     История человеческого познания – это  история возникновения, развития и  замены одних научных картин мира другими, которые возникают в  недрах предыдущих и в процессе эволюции приближаются к объективной научной  картине мира.

     Научная революция – это  закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, который отражает более глубинные связи и отношения природы.

     Таких четко и однозначно фиксируемых  радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях:

     1. Аристотелевская (VI-IV века до нашей  эры) в результате этой научной  революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

     2. Ньютоновская научная революция  (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом  считается переход от геоцентрической  модели мира к гелиоцентрической,  этот переход был обусловлен  серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

Классическое  естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

Наука Нового времени нашла мощную опору  в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

Естествознания  этого времени отказалось от концепции  гармоничного, завершенного, целесообразно  организованного космоса, по их представления  Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

Доминантой  классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

     3. Эйнштейновская революция (рубеж  XIX-XX веков). Ее обусловила сери  открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы. 
 
 
 

     История человеческого познания – это  история возникновения, развития и  замены одних научных картин мира другими, которые возникают в  недрах предыдущих и в процессе эволюции приближаются к объективной научной картине мира.

     Научная революция – радикальное изменение  процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым  теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе  фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических  данных с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.

     Научная революция – это  закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, который отражает более глубинные связи и отношения природы. В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резкое изменение системы методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критика старых и утверждение новых ценностей познания. Этап научной революции сменяется периодом эволюционного развития науки. 

НЬЮТОНОВСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ

     (Период: XVI-XVIII века) 

     Великий английский физик И. Ньютон (1643-1727 гг.) завершил коперниковскую революцию. Он доказал существование тяготения, как универсальной силы - силы, которая  одновременно заставляла камни падать на Землю и была причиной замкнутых орбит, по которым планеты вращались вокруг Солнца. Заслуга И. Ньютона была в том, что он соединил механическую философию Р. Декарта, законы И. Кеплера о движении планет и законы Г. Галилея о земном движении, сведя их в единую всеобъемлющую теорию. После целого ряда математических открытий И. Ньютон установил следующее: для того, чтобы планеты удерживались на устойчивых орбитах с соответствующими скоростями и на соответствующих расстояниях, определяющихся третьим законом И. Кеплера, их должна притягивать к Солнцу некая сила, обратно - пропорциональная квадрату расстояния до Солнца; этому же закону подчиняются и, тела, падающие на Землю.

      И. Ньютон создал свой вариант дифференциального  и интегрального исчисления непосредственно  для решения основных проблем механики: определения мгновенной скорости как производной от пути по времени движения и ускорения, как производной от скорости по времени или второй производной от пути по времени. Благодаря этому ему удалось точно сформулировать основные законы динамики и закон всемирного тяготения. Ньютон был убежден в объективном существовании материи, пространства и времени, в существовании объективных законов мира, доступных человеческому познанию. Несмотря на свои огромные достижения в области естествознания, Ньютон глубоко верил в Бога, очень серьезно относился к религии. Он был автором «Апокалипсиса», «Хронологии». Эта приводит к выведу, что для И. Ньютона не было конфликта между наукой и религией, в его мировоззрении уживалось и то и другое.

      Отдавая дань столь великому вкладу ученого  в становление и развитие научной  картины мира, научную парадигму  этого периода или научную  революцию XVI-XVII вв. называют ньютоновской.

     И это вторая в истории европейской  науки картина мира после аристотелевской. Ее основными достижениями можно считать:

1) натурализм-идею  самодостаточности природы, управляемой  естественными, объективными законами;

2) механицизм - представление мира в качестве  машины, состоящей из элементов  разной степени важности и  общности;

3) квантитативизм-универсальный метод количественного сопоставления и оценки всех предметов и явлений мира, отказ от качественного мышления античности и Средневековья;

4) причинно-следственный  автоматизм жесткую детерминацию  всех явлений и процессов в  мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики;

5) аналитизм  - примат аналитической деятельности  над синтетической в мышлении  ученых, отказ от абстрактных  спекуляций, характерных для античности  и Средневековья;

6) геометризм-утверждение  картины безграничного однородного, и управляемого едиными законами космического универсума.

     Еще одним важнейшим итогом научной  революции Нового времени стало  соединение умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой  науки с ремесленно-технической деятельностью, с производством. Кроме того, в результате этой революции в науке утвердился гипотетико-дедуктивный метод познания.

     В прошлом веке физики дополнили механистическую  картину мира электромагнитной. Электрические  и магнитные явления были известны давно, но изучались обособленно друг от друга. Их изучение показало, что между ними существует глубокая взаимосвязь, что заставило ученых искать эту связь и создать единую электромагнитную теорию. 

     РЕВОЛЮЦИЯ ЭЙНШТЕЙНА

     (Период: рубеж XIX-XX веков) 

     В 30-е гг. XX в. было сделано другое важное открытие, которое показало, что  элементарные частицы, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким  путем было доказано экспериментально, что между веществом и полем  не существует непроходимой границы: в определенных условиях элементарные частицы вещества обнаруживают волновые свойства, а частицы поля - свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы.

     Еще более радикальные изменения  в учении о пространстве и времени произошли в связи с созданием общей теории относительности, которую нередко называют новой теорией тяготения. Эта теория впервые ясно и четко установила связь между свойствами движущихся тел и их пространственно-временной метрикой. А. Эйнштейн (1879-1955), выдающийся американский ученый, физик-теоретик, сформулировал некоторые , основные свойства пространства и времени исходя из своей теории:

     1) их объективность и независимость  от человеческого сознания и  сознания всех других разумных существ в мире. Их абсолютность они являются универсальными формами бытия материи, проявляющимися на всех структурных уровнях ее существования;

     2)неразрывную  связь друг с другом и с  движущейся материей;

     3)единство  прерывности и непрерывности  в их структуре - наличие отдельных тел, фиксированных в пространстве при отсутствии каких-либо «разрывов» в самом пространстве;

     По  существу относительность восторжествовала и в квантовой механике, т.к. ученые признали, что нельзя:

     1) найти объективную истину безотносительно от измерительного прибора;

     2) знать одновременно и положение,  и скорость частиц;

     3) установить, имеем мы в микромире  дело с частицами или с волнами.  Это и есть торжество относительности  в физике XX века.

     Учитывая  столь огромный вклад в современную  науку и большое влияние на нее А. Эйнштейна, третью фундаментальную парадигму в истории науки и естествознания назвали эйнштейновской. 

     АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (Период: VI-IV века до нашей эры) 

     В результате этой научной революции  возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

     НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ 

     Первая  революция  

     XVII — первая половина XVIII века —  становление классического естествознания. Основные характеристики: механистическая  картина мира как общенаучная  картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью исключаются из знания для достижения его объективности; объяснение как поиск механических причин и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и представлениям механики.  

     Вторая  революция  

     Конец XVIII — первая половина XIX века, переход  естествознания в дисциплинарно  организованную науку. Основные характеристики: механическая картина мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.  

     Третья  революция  

Информация о работе Понятие научной революции