Научный метод и методология. Классификация методов научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:19, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть характерные черты науки, формы и методы научного познания, критерии и методы естественно-научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:
- Рассмотреть характерные черты науки;
- Рассмотреть общие, особенные и частные методы научного познания;
- Рассмотреть формы и методы научного познания;
- Рассмотреть антинаучные тенденции в развитии науки и современные картины мира. колы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Характерные черты науки……………………………………….………………..4
2. Формы и методы научного познания……………………………..............6
3. Критерии научного познания……………………………………………16
4. Антинаучные тенденции в развитии науки……………………...........18
Заключение………………………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

ксе.docx

— 47.44 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Характерные черты науки……………………………………….………………..4

2. Формы и методы  научного познания……………………………..............6

3. Критерии научного познания……………………………………………16

4. Антинаучные тенденции в развитии науки……………………...........18

Заключение………………………………………………………………………………..20

Список литературы…………………………………………………………………….21 

 

 

 

Введение 

Тема моей контрольной  работы – «Научный метод и методология. Классификация методов научного познания».

Наука явилась главной  причиной столь бурно протекающей  НТР, перехода к постиндустриальному  обществу, повсеместному внедрению  информационных технологий, появления  «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической  теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную  для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Все это убедительно  доказывает, что основная форма человеческого  познания – наука  в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и  императивов познания. Именно правильно  выбранный  метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается.

Цель данной работы – рассмотреть характерные черты  науки, формы и методы научного познания, критерии и методы естественно-научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:

-               Рассмотреть характерные черты науки;

-               Рассмотреть общие, особенные и частные методы научного познания;

-               Рассмотреть формы и методы научного познания;

-               Рассмотреть антинаучные тенденции в развитии науки и современные картины мира. 
 
 
 
 
 

1. Характерные черты  науки 

Если теперь попытаться дать общее определение науки, то оно будет выглядеть так: наука  — это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Возникнув после философии и  религии, наука, в определенной степени - синтез этих двух предшествовавших ей отраслей культуры, результат “существовавшей  в средние века непререкаемой  веры в рациональность Бога, сочетающего  личную энергию Иеговы с рациональностью  греческого философа”

О таком многофункциональном  явлении как наука можно сказать, что это: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) специальный институт (в понятие института здесь  входит не только высшее учебное заведение, но и наличие научных обществ, академий, лабораторий, журналов и т.п.) [1].

По каждой из данных номинаций наука соотносится  с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того чтобы эти  взаимоотношения прояснить, нужно  выявить специфические черты  науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?

1.                 Наука УНИВЕРСАЛЬНА – в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2.                 Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА – в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

3.                 Наука ОБЩЕЗНАЧИМА – в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык – однозначный, поскольку наука стремится, как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

4.                 Наука ОБЕЗЛИЧЕННА – в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

5.                 Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6.                 Наука НЕЗАВЕРШЕННА – в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

7.                 Наука ПРЕЕМСТВЕННА – в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.

8.                 Наука КРИТИЧНА – в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

9.                 Наука ДОСТОВЕРНА – в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

10.            Наука ВНЕМОРАЛЬНА – в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

11.            Наука РАЦИОНАЛЬНА – в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

12.            Наука ЧУВСТВЕННА – в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Эти свойства науки  образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность  – фрагментальность, общезначимость – обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность – критичность, достоверность – внеморальность, рациональность – чувственность[2].

Кроме того, для науки  характерны свои особые методу и структура  исследований, язык, аппаратура. Всем этим и опреляется специфика научного исследования и значения науки. 
 
 
 
 
 

      2. Формы и методы  научного познания 

Познание[3] - это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. "Познание - это, обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование".

Человек постигает  окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно  выделить два основных. Первый (генетически  исходный) - материально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.

Каждой форме общественного  сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют  специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное.   Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.

Не будем останавливаться  на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с  этим целесообразно рассмотреть  особенности лишь последнего.

Основными  особенностями  научного познания являются[4]:

1. Основная задача  научного знания - обнаружение объективных  законов действительности - природных,  социальных (общественных), законов  самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования  главным образом на общие, существенные  свойства предмета, его необходимые  характеристики и их выражение  в системе абстракций. "Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий". Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная  цель и высшая ценность научного  познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации "чистоты" рассмотрения своего предмета.

3. Наука в большей  мере, чем другие формы познания  ориентирована на то, чтобы быть  воплощенной в практике, быть "руководством  к действию" по изменению окружающей  действительности и управлению  реальными процессами. Жизненный  смысл научного изыскания может  быть выражен формулой: "Знать,  чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы  практически действовать"- не  только в настоящем, но и  в будущем. Весь прогресс научного  знания связан с возрастанием  силы и диапазона научного  предвидения.

Существенной особенностью современной науки является то, что  она стала такой силой, которая  предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы родились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука  не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции. Великие открытия за последние десятилетия  в ведущих областях знания привели  к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья  и материалов, проникновение в  микромир и в космос. В итоге  сложились предпосылки для гигантского  развития производительных сил общества.

4. Научное познание  в гносеологическом плане есть  сложный противоречивый процесс  воспроизводства знаний, образующих  целостную развивающуюся систему  понятий, теорий, гипотез, законов  и других идеальных форм, закрепленных  в языке - естественном или  - что более характерно - искусственном  (математическая символика, химические  формулы и  т.п.).

5. В процессе научного  познания применяются такие специфические  материальные средства как приборы,  инструменты, другое так называемое "научное оборудование", зачастую  очень сложное и дорогостоящее  (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).

6. Научному познанию  присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной методологии  выделяют различные уровни критериев  научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность  знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими[5].

3. Этапы  процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку  данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в  ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга.

Информация о работе Научный метод и методология. Классификация методов научного познания