Научный метод, логика и методология развития естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что наука представляет собой важнейшую сферу человеческой культуры. Как целостный феномен она возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат. Основанием данной периодизации является противоречие объекта и субъекта познания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Структура и методы научного познания…………………………….….....5
Методы научного познания, методология естествознания…......6
Структура научного познания………………………………..…..12
Логика развития естествознания. Модели развития науки………………15
Модель развития науки Томаса Куна………………………………17
Модель развития науки Имре Лакатоса……………………………18
Модель развития науки кейс стадис…………………………….......21
Понятие научных революций……………………………………………...23
Первая научная революция. XVII век………………………………24
Вторая научная революция. Конец XVIII - начало XIX века....……27
Третья научная революция. Конец XIX - середина XX века..……..28
Четвертая научная революция. XXI век………………………...….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..….35

Работа содержит 1 файл

КСЕ курсовая Научный метод, логика и методология развития естествознания.docx

— 78.37 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

  1. Структура и методы научного познания…………………………….….....5
    1. Методы научного познания, методология естествознания…......6
    2. Структура научного познания………………………………..…..12
  2. Логика развития естествознания. Модели развития науки………………15
    1. Модель развития науки Томаса Куна………………………………17
    2. Модель развития науки Имре Лакатоса……………………………18
    3. Модель развития науки кейс стадис…………………………….......21
  3. Понятие научных революций……………………………………………...23
    1. Первая научная революция. XVII век………………………………24
    2. Вторая научная революция. Конец XVIII - начало XIX века....……27
    3. Третья научная революция. Конец XIX - середина XX века..……..28
    4. Четвертая научная революция. XXI век………………………...….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Очевидно, что наука представляет собой важнейшую сферу человеческой культуры. Как целостный феномен она возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат. Основанием данной периодизации является противоречие объекта и субъекта познания.

Так, классическая наука (XVII-XIX), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

Неклассическая наука (первая половина ХХ в.), исходный пункт которой  связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает  объективизм классической науки, отбрасывает  представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает  связи между знаниями объекта  и характером средств и операций деятельности субъекта. Объяснение этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

В свою очередь существенный признак постнеклассической науки (вторая половина ХХ–начало ХХI в.) – постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму, то есть совокупность теоретико-методологических и иных установок; свою картину мира, свои фундаментальные идеи.

Успехи и достижения науки  коренным образом изменили жизнь  общества, его экономику, политику, быт, а так же самого человека, его  образ мысли и действия. Одной  из главных наук, непосредственно  участвующей в жизни человека и всего общества, является естествознание.

Непосредственной целью  естествознания является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений  действительности, составляющих предмет  ее изучения, на основе открываемых  ею законов. Две с половиной тысячи лет истории науки не оставляют  сомнения в том, что наука развивается. Выявление логики развития науки  означает уяснение закономерностей  научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Современное видение этой проблемы сильно отличается от того, что было ранее. Логику неспешной, пошаговой  эволюции науки сменила логика научных  революций и катастроф. Ввиду  сложности проблемы в методологии  науки еще не сложилось общепризнанного  подхода, или модели, логики развития научного знания. Таких моделей несколько.

Философия же, в свою очередь, всегда в той или иной степени выполняла по отношению к естествознанию функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура и методы научного познания

Познание —  обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование  и воспроизводство. Это такое  взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое  знание о мире. Как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в Новое время в XVII веке. Естествознание же – это совокупность наук о природе, взятых в их взаимосвязи.

Критерии, нормы научности

Истинность научного знания не очевидна, эта сторона науки сама явилась предметом исследований. Один из важнейших принципов научности получил название принципа верификации (от англ. verify – проверять), формулируется так: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниям о нем, то есть эмпирически проверяемо. Другой принцип, предложенный К. Поппером, принцип фальсификации, гласит так: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Данный принцип имеет простой, глубокий смысл. К примеру, если бы в опытах Ньютона с падающими яблоками одно из них полетело бы вверх, а не вниз, как все остальные, этого было бы достаточно, чтобы опровергнуть его знаменитый закон всемирного тяготения. Поэтому именно попытки фальсифицировать, опровергнуть теорию, закон должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности, научности.

Развиваемый, используемый в науке стиль мышления, называемый рациональным, основан на двух фундаментальных  идеях: 1) природной упорядоченности, то есть признания существования универсальных, закономерных, доступных разуму причинных связей (или функциональных зависимостей одних явлений от других – феноменологический подход); 2) формального доказательства как главного средства обоснованного знания (в результате искусственно созданной структурной модели – конструктивный подход).

Третьим критерием  научности следует назвать принцип  неполноты формализованной системы, полагаемой в основание теории, объясняющей те или иные явления. Важным критерием научности также является системность, упорядоченность знания (наиболее яркий пример – периодическая система химических элементов Менделеева).

Современный уровень  научного познания показывает, что  должны быть верными не только результаты исследования, но и пути, ведущие к ним. Поэтому в ходе развития науки и общественной практики и в ходе практической реализации результатов научного познания исследователи внимательно отбирают рациональные способы, или методы познания, отбрасывают в сторону непродуктивные способы и правила, которые не дают возможности приобрести новые знания.

      1. Методы научного познания, методология естествознания

Один  из  характерных  признаков  современной  науки  — возрастание роли в ней методологии  при решении проблем роста  и развития  специализированного  знания. Само  понимание  методологии  и  ее  функций  претерпело существенные изменения:  узкий формально-логический подход  сменился  содержательным  обогащением  проблематики, включающей  социокультурное,  гуманистическое  измерение знания и познавательной деятельности. Существуют различные  уровни методологического  анализа.

Конкретно-научная методология  со своими методиками имеет дело  с  техническими  приемами,  предписаниями,  нормативами, формулирует  принципы,  методы  конкретно-научной  деятельности, описывает и обосновывает их. Другой уровень — общенаучная методология как учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих  науках,  соответствующих  их  предмету  и  объекту исследования. Это,  например, методы эмпирического исследования: наблюдение,  измерение,  эксперимент;  общелогические  методы: анализ,  синтез,  индукция,  аналогия,  дедукция  и  др.,  а  также  такие формы знания, как понятия и законы, гипотезы и теории. Единство  общенаучного  и философского  уровней  познания  лежит  в основе  дисциплины,  получившей  название  методологии  научного познания. Методология естествознания - учение о принципах построения, формах и способах естественнонаучного познания. Ее  назначение — выявить и осмыслить движущие силы,  предпосылки,  основания и закономерности  роста и функционирования научного  знания и познавательной деятельности, организовать  проектно-конструктивную  деятельность,  ее  анализ  и критику.  Методология науки,  основываясь на  общефилософских принципах и законах, исторически возникла и развивается на основе гносеологии и эпистемологии,  логики,  а в последние годы  также истории, социологии науки, социальной психологии и культурологи.    Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает методы ее осуществления. Метод познания -  это система регулятивных принципов и правил познавательной, практической или  теоретической, деятельности, выработанных субъектом на основе изучаемого объекта.

Существуют различные  классификации методов. Основные из них  могут  быть  представлены  следующим  образом:  деление  по степени  общности (общенаучные  и  специальные),  по  уровням  научного  познания (эмпирические  и  теоретические),  по  этапам исследования (наблюдение,  обобщение,  доказательство  и другие).

Понятия  эмпирический и  теоретический уровни отражают  внутренние  структурные разграничения  целостной системы научного знания и познавательной деятельности.

К  эмпирическому  уровню  научного  познания  относят все те методы,  приемы,  способы познавательной  деятельности,  а также формулирования и закрепления знаний, которые являются содержанием практики  или  непосредственным  результатом  ее.

Наблюдение  является  первичным и элементарным познавательным  процессом на  эмпирическом  уровне  научного познания.  Как научное наблюдение,  оно состоит в целенаправленном,  организованном,  систематическом восприятии  предметов и явлений внешнего  мира. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека — ощущения и восприятия. Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

- целенаправленностью и  избирательностью;

- объективностью;

- полнотой, точностью, однозначностью  и т.д.

Итогом научных наблюдений всегда является описание исследуемого объекта, фиксируемое в виде текстов, рисунков, схем, графиков, диаграмм.

Активность наблюдения может  быть существенно повышена при  помощи  измерения  объекта,  его  свойств  и  отношений. Измерение -это установление  числового соотношения между свойствами  объектов. Измерение относится к количественным методам, онтологической основой  которых  являются  количественные  отношения, выраженные  числом  и  величиной. Именно переход к фиксации количественных параметров материальных тел позволил естественным наукам добиться нынешних строгости и точности знания.

И  наблюдение,  и  измерение  включены  в  такой  сложный  базовый метод науки, как эксперимент. С введением в практику науки экспериментального метода ученые из наблюдателей превратились в «естествоиспытателей». То есть данный метод предполагает активное воздействие экспериментатора на изучаемый объект и условия его существования. Главной задачей эксперимента, как правило, является проверка различных гипотез и предсказаний теории. Экспериментальный метод, возникнув в XVII в. в физике (Г. Галилей, У. Гильберт), затем распространился на все области естествознания. За четыре прошедших столетия, разумеется, существенно изменилась техническая оснащенность экспериментальной практики. В целом все разнообразные виды научных экспериментов составляют мощную эмпирическую базу естествознания. Эксперимент является как ведущим методом, так и одним из решающих критериев истинности научного знания.

В тех случаях,  когда  прямое  экспериментальное  исследование самого  объекта  невозможно  или  затруднено,  экономически нецелесообразно  или  почему-либо  нежелательно, прибегают к так называемому модельному  эксперименту, в котором исследованию подвергается  уже не  сам объект,  а замещающая  его модель ( метод моделирования).

Анализ как общенаучный метод познания представляет собой процедуру мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

Синтез — операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое.

Индукция — способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи встречаются редко. Невозможность учесть все явления данного класса заставляет использовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного характера.

Информация о работе Научный метод, логика и методология развития естествознания