Предпосылки возникновения и этапы развития науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:59, реферат

Описание работы

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в
истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI
— XVII веках. Она появилась не на пустом месте. Немецкий философ К. Ясперс
говорит о двух этапах становления науки.

Содержание

1.Введение
2.Что такое естествознание?
3.Характерные черты науки
4.Отличие науки от других отраслей культуры
5.Наука и религия
6.Выводы
7.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Пердпосылки развития науки.docx

— 43.62 Кб (Скачать)

                    
 
 

                            Реферат 
 
 

Тема: «Предпосылки возникновения  и этапы развития науки» 
 

Учебная дисциплина «Концепция современного естествознания» 
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Студент: Юнчик А.С.

                      Группа:Э111б

                    Преподаватель:

                    Ищук Михаил                                                                                                                                                                                                                       

                    Николаевич 

                                   
 
 

                                 

                                   План 
 
 

1.Введение                                                    

2.Что такое естествознание?                                   

3.Характерные черты науки                                     

4.Отличие науки от других отраслей культуры                    

5.Наука и религия                                              

6.Выводы                                                       

7.Список литературы                                              
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                
 
 

                                                              Введение 

Наука в  ее современном понимании является  принципиально  новым  фактором  в

истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI

— XVII веках. Она появилась не на пустом месте. Немецкий философ К.  Ясперс

говорит о  двух этапах становления науки.

    I  этап:  «становление  логически   и  методически  осознанной  науки  —

греческая наука и параллельно зачатки  научного  познания  мира  в  Китае  и

Индии». II этап:  «возникновение  современной  науки,  вырастающей  с  конца

средневековья, решительно утверждающейся с XVII  в.  и развертывающейся  во

всей своей  широте с XIX в.» (К. Ясперс. Смысл и назначение  истории -  М.,

1994.- С. 100).

    Именно в XVII в. произошло то, что дало основание  говорить  о  научной

революции — радикальной смене основных компонентов содержательной  структуры

науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.

    Социальным стимулом развития  науки  стало  растущее  капиталистическое

производство, которое  требовало  новых  природных  ресурсов  и  машин.  Для

осуществления  этих   потребностей   и   понадобилась   наука   в   качестве

производительной  силы общества. Тогда же были сформулированы  и  новые  цели

науки, которые  существенно отличались от  тех,  на  которые  ориентировались

ученые древности.

    Греческая наука была умозрительным исследованием (само слово  теория  в

переводе  с греческого означает умозрение), мало  связанным с практическими

задачами. В  этом Древняя  Греция  и  не  нуждалась,  поскольку  все  тяжелые

работы выполняли  рабы.  Ориентация  на  практическое  использование  научных

результатов считалась не только  излишней,  но  даже  неприличной,  и  такая

наука признавалась низменной.

Только в XVII в. наука стала рассматриваться  в качестве  способа  увеличения

благосостояния  населения и обеспечения  господства  человека  над  природой.

Декарт писал: «Возможно вместо спекулятивной  философии, которая лишь  задним

числом понятийно  расчленяет заранее  данную  истину,  найти  такую,  которая

непосредственно приступает к сущему и наступает на него,  с тем,  чтобы мы

добыли познания о силе и действиях огня,  воды,  воздуха,  звезд,  небесного

свода и  всех прочих окружающих нас  тел,  причем  это  познание  (элементов,

стихий)  будет  таким  же  точным,  как  наше  знание  разнообразных   видов

деятельности  наших  ремесленников.  Затем  мы   таким   же   путем   сможем

реализовать и применить  эти  познания  для  всех  целей,  для  которых  они

пригодны, и  таким образом эти познания  (эти  новые  способы  представления)

сделают нас  хозяевами и  обладателями  природы»  (Декарт  Р.  Рассуждение  о

методе. Избр. произв.- М., 1950.- С. 305).

    Современник  Декарта  Ф.  Бэкон,  также  много  сил   потративший   для

обоснования необходимости развития науки  как  средства  покорения  природы,

выдвинул  знаменитый афоризм:  «Знание  —  сила».  Ф.  Бэкон  пропагандировал

эксперимент как главный  метод  научного  исследования,  нацеленный  на  то,

чтобы    пытать    мать-природу.    Именно    пытать.    Определяя    задачи

экспериментального  исследования, Ф. Бэкон использовал  слово  «inquisition»,

имеющее вполне определенный ряд значений — от  «расследования»,  «следствия»

до «пытки», «мучения».  С  помощью  такой  научной  инквизиции  раскрывались

тайны природы (сравни русское слово «естествоиспытатель»).

    Стиль мышления в науке   с  тех  пор  характеризуется   следующими  двумя

чертами: 1) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты;  2)

господство  аналитического  подхода,   направляющего   мышление   на   поиск

простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм).

    Благодаря соединению этих двух  основ  возникло  причудливое   сочетание

рационализма  и  чувственности,  предопределившее  грандиозный успех науки.

Отметим как  далеко  не  случайное  обстоятельство,  что  наука  возникла  не

только в  определенное время, но и в определенном месте — в Европе XVI века.

    Причина  возникновения  науки   —   своеобразный   тип   новоевропейской

культуры,   соединившей   в   себе    чувственность    с    рациональностью;

чувственность,  не  дошедшую,  как,  скажем,  в   китайской   культуре,   до

чувствительности,  и  рациональность,  не  дошедшую  до  духовности  (как  у

древних  греков).  Никогда  ранее  в  истории  культуры   не   встречавшееся

причудливое  сочетание  особой  чувственности  с  особой  рациональностью  и

породило  науку как феномен западной культуры.

Западную  культуру  не  зря  называли  рациональной,  и  ее  не  похожая  на

греческую рациональность оказалась очень  хорошо увязана с  капиталистическим

строем.   Она   позволила   все   богатство   мира   свести   в   однозначно

детерминированную  систему,  обеспечивающую  за  счет  разделения  труда   и

технических  нововведений   (тоже   следствия   рационализма)   максимальную

прибыль. Но у выдающегося социолога XX в. П. Сорокина были основания  и  для

того, чтобы  назвать западную культуру чувственной, поскольку  она  старалась

прочно опираться  на опыт.  Обе  черты  западной  культуры  понадобились  для

развития  науки вместе с еще одной, также  для нее характерной.  «В  греческом

мышлении  ответ на поставленный вопрос дается в результате  убеждения  в  его

приемлемости,  в  современном  — посредством опытов   и   прогрессирующего

наблюдения.  В  мышлении  древних   уже   простое   размышление   называется

исследованием, в  современном  — исследование  должно  быть  деятельностью»

(Ясперс  К.  Смысл  и  назначение  истории-  С.  104).  В науке нашла свое

выражение  еще   одна   специфическая   черта   западной   культуры   —   ее

деятельностная направленность.

    Деятельностной   направленности   ума    благоприятствовал    умеренно-

континентальный  климат  данного  региона.   Таким   образом   имело   место

взаимовлияние природных, социальных и духовных факторов.

Итак, если теперь попытаться дать общее  определение  науки,  то  оно  будет

выглядеть так:  наука  —  это  особый  рациональный  способ  познания  мира,

основанный  на  эмпирической  проверке  или математическом  доказательстве.

Возникнув после философии и религии, наука, в определенной степени -  синтез

этих двух предшествовавших ей отраслей культуры,  результат  «существовавшей

в средние  века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего  личную

энергию  Иеговы  с  рациональностью  греческого  философа»   (Пригожий   И.,

Стенгерс И. Порядок из хаоса- М., 1986.- С. 92). 

                                                        Что такое естествознание? 

    Предмет естествознания — факты  и явления, которые воспринимаются  нашими

органами  чувств.  Задача  ученого  —   обобщить   эти   факты   и   создать

теоретическую модель, включающую законы, управляющие  явлениями природы.  Это

раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез  и

создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.

    Следует различать факты опыта,  эмпирические обобщения и теории, которые

Информация о работе Предпосылки возникновения и этапы развития науки