Причины возникновения науки в античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Развитие физики, биологии, общественных наук дало нам необозримое множество факторов, которые невозможно охватить единым взглядом. Ученые, работающие в близких областях, перестают понимать друг друга. Можно ли с этой точки зрения говорить о физиках, экономистах, юристах, биологах и т. д. как о представителях единой культуры, вносящих вклад в общую цивилизацию?

Содержание

1. Причины, критерии разделения научного знания на естествознание и гуманитарное научное знание, аргументы абсурдности разделения и эволюционизм как основа одной науки 3
2. Задачи, логика и архитектоника курса Концепции современного естествознани………………………………………………………….........11
3. Причины возникновения науки в Античности и принципы классического естествознания…………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………….…………….26

Работа содержит 1 файл

Контр КСЕ.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    Причины возникновения науки  в Античности.

    Появление частной собственности и товарного  производства в Древней Греции вызвало  к жизни свойственные им политические, правовые и иные институты, в частности демократическое самоуправление и право, защищающее интересы граждан. Теперь каждый гражданин лично обсуждал и принимал законы. Таким образом, общественная жизнь освобождалась от власти религиозных и мистических представлений, закон переставал быть слепой силой, продиктованной свыше, а становился демократической нормой, принятой большинством голосов в процессе всенародного обсуждения. Обсуждение этих законов основывалось на риторике, искусстве убеждения и логической аргументации. Так постепенно сформировался аппарат логического, рационального обоснования, ставший универсальным алгоритмом производства знаний, появилась наука как доказательное и систематизированное познание.

Появление отработанных способов получения нового знания было связано с отсутствием у греков касты жрецов, которые на Востоке монополизировали интеллектуально-духовную деятельность. Там знания были доступны только посвященным, они бережно хранились и передавались, так как считались данными богами, но никакие изменения в них не допускались. В Древней Греции в силу специфики природных условий традиционные полисы (небольшие самостоятельные города-государства) были настолько бедны, что не могли себе позволить содержать неработающих людей (достаточно вспомнить описания жизни царя Одиссея в «Илиаде» Гомера). Поэтому не только жрецы, но и правители на ранних этапах развития полисов должны были трудиться. А многие должности были выборными. Поэтому ни о каких тайных знаниях не было и речи, они были доступны для любого гражданина и свободного человека. [4, С.55]

    Формирование  теоретичности знания, отрыв его  от повседневных практических интересов связаны с такой особенностью греческой цивилизации, как классическое рабство. Оно было экономической основой античной цивилизации. Так, в период расцвета Афин в V—IV вв. до н.э. там было до 400 тыс. рабов, работавших на полях, в мастерских, а также выполнявших почти все домашние работы. Постепенно развитие рабовладения обусловило формирование пренебрежительного отношения свободных греков к физическому труду, а затем и ко всей орудийно-практической деятельности. Занятиями, достойными свободного человека, считались политика, война, искусство, философия. Это и сформировало идеологию  созерцательности,   абстрактно-умозрительного   отношения   к действительности. Занятия свободного человека (в их числе была и наука) размежевывались с ремеслом — занятием рабов.

    Это был очень важный шаг для становления  науки, так как именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил идеализацию — непременное условие науки (обобщение принципов орудийно-трудовой деятельности порождает лишь абстрагирование, на что способны и высшие животные). Умение мыслить в понятиях, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли — великое завоевание древнегреческой философии, важнейшее основание и предпосылка всякой науки. Без четкого разграничения сферы «теоретического» и сферы «практического приложения» теории это было бы невозможно. Поэтому достижения античной науки и философии — планиметрия Гиппарха, геометрия Евклида, апории элеатов, диогеновский поиск сущности человека — все это не имеет каких-то очевидных связей с материальным производством. Практика, обусловливая абстрагирование, препятствует возникновению идеализации как его логического продолжения. Никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, человека, прекрасного. Все эти сугубо «непрактические» вопросы весьма далеки как от сферы массового производства, так и от сознания производителей. Но без них подлинной науки возникнуть не может, именно об этом говорит пример Древнего Востока.

Но решительный  отказ от практической деятельности имел и обратную сторону: в частности, неприятие эксперимента как метода познания закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, возникшего лишь в Новое время. [4, С.56]

    Принципы  классического античного  естествознания:

    Умозрительность, отсутствие эксперимента, теоретический характер древнегреческой науки: мыслители Древней Греции верили в совершенные и неизменные идеальные сущности, формы, идеи, относились к миру как к Космосу (порядку, гармонии). Греческие мыслители презирали прагматичность знания, например, Архимед считал эмпирические и инженерные знания низким и неблагодарным делом.

    Целостность, додисциплинарность: греки описывали мир в единстве и понимали его целостно. Пифагор считал, что познать вещи можно только через гармонию между человеком и миром, через единение, через общее начало, а это общее начало даёт вещам число. В пифагорейском союзе изучали всё: теософию и астрологию, науку жизни души и искусство прорицания, науку жизни и смерти, психологию и медицину, науку трансформаций, магию, мораль, физику, науку о камнях, растениях и животных, политику и т. д.

    Антиисторичность, отсутствие идеи необратимой эволюции: мир воспринимался и переживался античными философами не в категориях изменения и развития, а как пребывание в стационарном состоянии или вечном вращении в великом кругу. Космос всегда был, есть и будет вечно живым огнём, который не создал никто (Гераклит). Движение Космоса есть вечное возвращение в пределах гармонии целого, почти все уподобляли Космос шару. [1] 

    Рассмотрим  естественнонаучные концепции античных мыслителей:

    Анаксимандр из Милета (611-546гг. до н.э.) – философ. Первая модель Космоса: Земля-цилиндр в центре космической сферы. Первоначало – бесконечное, Абс, апейрон. Наш мир – один из бесконечных миров. Жизнь зарождается в водной среде. Первая географическая карта.

    Анаксагор из Клазомен (около 500-427(8) гг. до н.э.) – философ, математик, астроном. Пытался увидеть мир через абстрактные образы. Процесс эволюции – проявление того, что извечно задано, всё сущее – не более чем разная форма проявления одного и того же. Исходные формы – дискретные единицы или семена – существуют изначально. Ничто не рождается и не гибнет, но соединяется и разделяется. Творческий процесс связан с представлением о разуме. Разум сам по себе и всё определяет, упорядочивает. Вещи мира не автономны, всё было и есть континуум.

    Гиппократ Косский (460-370 гг. до н.э.) – “отец” научной медицины. Излагал геометрические знания дедуктивным методом. Человека представлял как вплетённого естественным образом в контекст систем, образующих сферу его жизни. Медицинское знание – это точное и строгое понимание подходящей диеты и её выверенной меры.

    Пифагор (расцвет жизни – 530-е гг. до н.э., смерть – нач. V в. до н э.) – философ, математик. Создал общество пифагорейцев, которое стало авторитетной философско-научной школой, политическим союзом. Подчёркивали количественные стороны природных явлений. Число – начало всех вещей. Открыли числовые пропорции: звуки и музыка, периодизация времени, циклы биологического развития, движение небесных тел. Верили в переселение душ (метемпсихоз). Космос – порядок, Земля – шар, в центре Космоса – центральный огонь. Сформулировали 10 пар противоположных категорий. Пифагор доказал теорему, известную в нач. 2-го тыс. до н. э. в древневавилонскую эпоху. [1]

    Эмпедокл  (484(81) – 424 (21) гг. до н.э.) – философ-“эволюционист”. Считал, что невозможно возникновение из ничего, исчезновение ни во что. Космос рождается переходом от любви к раздору и от несогласия – к власти любви. В каждом из этих периодов есть прогрессивное рождение и прогрессивное разрушение Космоса, что предполагает совместное действие этих сил. Организмы возникли в результате соединения элементов. Несовершенные организмы погибали, освобождая место для более приспособленных и совершенных организмов.

    Демокрит  (втор. пол. V в. до н.э.) – философ-энциклопедист. Первая концепция атомизма: сущее есть атомы, неделимые, не возникающие, неизменные, невидимые по причине малости тела, движущиеся в пустоте. Атомы различаются по форме. Бесконечные миры рождаются, развиваются, разрушаются циклообразно, бесконечно. Ум, Интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Душа и ум образованы из особых атомов.

    Платон  (427-347 до н. э.) – философ, ученик Сократа. Создал первую целостную систему объективного идеализма. Развитие атомизма в диалоге Тимей. Теория материи и теоретическая физическая химия. Создатель Академии, философской школы, основывающейся на традициях пифагорейцев. Первая социальная утопия.

    Эвдокс  Книдский (V-VI в. до н. э.) – математик и астроном. Создал теорию соотношений целых чисел и геометрических отрезков. Геоцентрическая модель движения планет (перемещения Солнца, Луны и 5 планет трактовались как комбинации ряда круговых движений). Первая греческая обсерватория и первый каталог звёздного неба.

    Евклид – в 310-280 до н. э. работал в Александрии – математик. В главном труде – «Начала» привёл в единую, логически завершённую дедуктивную систему математические знания. Начала служили учебником геометрии до ХХ в. Ввёл иррациональные числа, заложил основы оптики.

    Архимед из Сиракуз (III в. до н. э., убит в 212 г.) – математик, механик, астроном. Создатель теоретической механики (закон Архимеда, теория рычага, наклонная плоскость, ввёл понятия центр тяжести, вес, равновесие рычага, статический момент). Заложил основы статики и гидростатики. Доказательства строил аксиоматически. Создал планетарий и воспроизвёл движение небесных светил (чудо механики). [1]

    Научные представления греческих мыслителей были систематизированы Аристотелем, взгляды которого на природу, Вселенную использовались наукой 2 тыс. лет. Аристотель считал: изучение человеческой души, сверхчувственного гораздо важнее изучения материального мира. Недостаточный интерес к материальному миру и нерушимое господство христианства обусловили то, что модель Вселенной Аристотеля не оспаривалась так долго.

    Физика по Аристотелю – наука, исследующая чувственную субстанцию, наука о формах и сущностях, это скорее, онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира. Для этого мира характерно: вечное цикличное движение и стремление к потенциальной цели. Естественнонаучные идеи Аристотеля:

  • движение есть актуализация того, что в потенции уже есть, в процессе движения происходит оформление материи; небытие не ничто, а форма бытия, которая раскручивается как переход потенциальное – актуальное;
  • объекты движутся в некоем “где”– месте, к природному месту тяготеет всякая вещь: огонь и воздух –“вверх”, земля и вода –“вниз”; пустоты нет;
  • время связано с движением, мы не замечаем времени; оно – исчисление движения на “сначала” и “потом”, – абсолютно, но не существует без души; мир не имеет начала, момента, когда был хаос;
  • естественное состояние тела – “покой” (неподвижный перводвигатель, неподвижная Земля в центре мира, одни и те же небеса); движение небес возможно, но вокруг самих себя, циклично;
  • тела движутся из-за силы или импульса, которые зависят от массы, поэтому тяжёлое тело падает быстрее;
  • физическая реальность разделена на подлунный мир, характеризующийся всеми формами изменения и надлунный мир, в котором нет места ни рождению, ни гибели, ни изменению, ни возрастанию, ни убыванию; надлунные небеса не рождаются и не разрушаются;
  • всё, что происходит, происходит потому, что есть финальная цель, с Аристотеля берёт начало телеология. [1]
 

    Следует отметить, что учение Аристотеля, где Бог являлся "перводвигателем" Вселенной, было даже канонизировано христианской церковью в 1277 г. Это на многие столетия послужило тормозом развития естествознания. [2, С.51]

    В первые века нашей эры греческий  и римский рабовладельческий  строй, диктовавший запросы науке, естествознанию начал приходить в упадок. Римская империя в V веке н. э. распалась под действием внешних и внутренних сил — восстаний рабов, бедноты, покоренных народов и нападений варварских племен. На смену пришел феодализм, формирование которого было связано со значительными потрясениями во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере науки и культуры.

    По  существу, начал формироваться новый  тип сознания, новый тип культуры, новый тип иного мышления, духовного  освоения мира человеком. Изменились запросы  общества, поменялись человеческие и духовные ценности. Новую основу общества составляло монотеическое религиозное сознание, в котором на первом плане — не познание мира и получение нового знания, а переживание, прочувствование мира и вера во всемогущество Бога, в существо, которое создало мир и постоянно творит его своей волей и активностью. Вмешательство божественных, потусторонних сил может проявиться неожиданно во времени и пространстве (части света, мира), являя собой чудо, неподвластное, недоступное, непознаваемое человеком. Естествознание, а с ним и мировоззрение, лишаются предмета познания, реальных целей и задач. В сознание на многие сотни лет восшествует иррационализм и мистицизм. С VI века в истории западноевропейской культуры начался период «темных веков». [5, С.40] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы

 
  1. Естествознание  с позиций Универсальной истории: учебное пособие [Электронный ресурс] / И. В. Федорович, Е. П. Шеболкина; под ред. Л.И. Иржака.- Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2001.
 
  1. Кожевников  Н. М. Концепции современного естествознания: учебное пособие / Н. М. Кожевников, В. Ф. Тульверт.  - 2-е изд., перераб. и доп., СПб: изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 248 с. 
 
  1. Матюхин С. И. Концепции современного естествознания (методика учебного курса) / С. И. Матюхин, К. Ю. Фроленков // Высшее образование в России. – 2000. - №5. - С.55-59.

Информация о работе Причины возникновения науки в античности