Проблемы взаимоотношения человека и окружающей природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:21, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных проблем взаимоотношения человека и окружающей природы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить историческое развитие взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды;
Раскрыть основные проблемы взаимоотношений между человеком и природой;
Выяснить возможные пути решения основных проблем во взаимоотношениях человека и природы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Историческое развитие взаимоотношений человеческого общества
и окружающей среды……………………………………………………………..5
Глава 2. Основные проблемы взаимоотношений человека и природы……….8
Глава 3. Возможные пути решения основных проблем во взаимоотношениях человека и природы……………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………...………25

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

     В связи с этим возникает  экологическая проблема — проблема  охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

     Самыми опасными направлениями  пагубного влияния человека на  природу (и его последствиями)  являются:

• истощение  недр — на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет);

• загрязнение  Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

• уничтожение  растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое  развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ  жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

• вырубка  лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы);

• применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

     Для того чтобы выжить и  не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

     В последнее время среди экологических  вопросов стала выделяться проблема  социальной экологии — охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. В частности, данная проблематика нередко затрагивалась в творчестве современных экзистенциалистов ("философов жизни человека") — Ясперса,  Хайдеггера, Камю, Сартра и др.

     Современный человек (который  биологически почти не изменился  на протяжении последних тысячелетий)  подвергается уже не влиянию  природы, а массированному влиянию  общества и техники:

• современный  человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием средств массовой информации (газеты, телевидение), а также становится все более зависимым от кибернетики (компьютеры, компьютерные сети, цифры, виртуальная реальность и т. д.);

• растет урбанизация - большинство людей в настоящее время проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больбольших, насчитывающих от 10 до 25 миллионов населения и насыщенных высокими технологиями (Мехико, Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индивидуальность (так называемая проблема "человека-песчинки");

• человек  испытывает сильное влияние развитого  общества и государства — мораль, традиции, законы, налоговая система, правоохранительная система, политические институты. Таким образом, человек находится "в тисках" современного высокоорганизованного и техногенного общества, рискует потерять себя и превратиться в "песчинку", "винтик".

     Особой проблемой при взаимоотношениях  человека, общества и природы  в современную эпоху является проблема народонаселения, которая в будущем будет становиться все актуальнее и актуальнее и в конечном итоге станет главной проблемой человечества.

Данная  проблема имеет несколько аспектов: 

• рост населения приводит к количественному  увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы;

• при  росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку  прогресс может не успеть за ростом населения и благ не будет хватать  на всех (в этой связи среди ученых дискутируется вопрос о "критической массе", "пороге" населенности, то есть каково максимальное количество населения Земли, превышение которого станет опасным для всех?);

• проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи (особенно в слаборазвитых странах, где наблюдается высокая рождаемость — 8 — 10 детей в семье) обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

     Проблема народонаселения имеет  и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь и др.

Выделяются  две главные причины данного  явления:

• высокоорганизованное техногенное общество требует от человека много сил (получение образования, работа) и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним;

• граждане государств, находящихся в процессе становления реформ, в силу бедности, социальной незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом.

     Наоборот, во многих странах Азии  и Африки, зачастую слаборазвитых,  наблюдается тенденция чрезмерного роста населения. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Индия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Вьетнам (80 млн.), Пакистан (свыше 100 млн.), Бангладеш (свыше 100 млн.), Бразилия (свыше 100 млн.), Нигерия (свыше 100 млн.).

     Данная тенденция вызвана, с  одной стороны, отсутствием контроля  за рождаемостью (за исключением  Китая) и его невозможностью, с  другой - традициями, хотя такой рост  населения заведомо не оправдан  с учетом экономической слаборазвитости  страны в целом и скудных материальных возможностей со стороны большинства семей.

     Подобный рост населения в  странах Азии и Африки приводит  к резкому снижению качества  жизни, качества подрастающего  поколения (необразованность, физическая  истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

     Возникает вопрос: а есть ли  определенный порог населенности  Земли, преодоление которого станет  опасным для всех его жителей?

     В этой связи интересен закон  Мальтуса (Томас Роберт Мальтус, 1766 — 1834). Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической (то есть прогресс, возможность обеспечить всех не успевает за ростом населения). Динамика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

• на момент начала нового летосчисления от рождества  Христова — 230 млн.;

• 1000 год  — примерно 300 млн. (за тысячу лет  население даже не удвоилось —  возросло меньше чем в 1,5 раза);

• 1850 г. — 1 миллиард;

• 1930 г. — 2 миллиарда;

• 1976 г. — 4 миллиарда;

• 1987 г. — 5 миллиардов;

• 2000 г. — 6 миллиардов;

• 2025 г. — 8 миллиардов (ожидается). 

     Таким образом, если раньше  для удвоения населения необходимо  было 1000 лет, то после 1850 года  для этого понадобилось соответственно 80, 46, 50 лет - то есть в настоящее  время наметилась тенденция удвоения  населения в течение каждых 50 лет (и, скорее всего, данная тенденция сохранится за счет бесконтрольного и постоянно расширяющегося увеличения населения со стороны Азии и Африки).

     По подсчетам ученых, Земля способна  прокормить 60 миллиардов человек  (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

     При сохранении современных (особенно  афро-азиатских) темпов прироста  населения (удвоение в течение  50 лет) "критический" порог может  быть достигнут уже к 2150 — 2200 годам.

     Чтобы избежать этого, человечество  должно решить две проблемы:

• сбить  темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах  Запада наблюдается отрицательная  динамика и они, наоборот, нуждаются  в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

• искать новые способы увеличения возможности  Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать (отодвигать) "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше) (http://culture.niv.ru).

      
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Возможные пути решения основных проблем во взаимоотношениях человека и природы

  Никакие безотходные технологии и другие природоохранные действия при всей их абсолютной и жизненной необходимости сами по себе не способны решить проблему спасительного взаимоотношения Человека и Природы. При нынешней несбалансированности производства и потребления с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некоторое время для более радикальной перестройки всей системы в целом, и наибольшей мере - человеческого сознания.

  Основным  решением проблемы взаимоотношений  между человеком и природой является - перестройка человеческого сознания по отношению к природе, разработка принципиально новых оснований взаимодействия Человека и Природы, принципиально иной путь развития цивилизации. А к такой перестройке нельзя приступить без достаточно целостной философской концепции того, что мы называем местом Человека во Вселенной.

     Попытки решения данной проблемы предпринимались в XIX веке, и они имеют опосредованную проекцию на день сегодняшний. XIX по праву можно назвать веком выдающихся научных открытий. Создание эволюционной теории Дарвина привнесло и в биологию, также как в механику и физику, идеи движения и развития. Именно в середине XIX века, то есть в то время, когда создавалась теория происхождения видов, было установлено второе начало термодинамики, и понимание его значения для физики совпало с утверждением дарвинизма. Во II половине XIX века произошло очевидное размежевание наук на точные, естественные и общественные. И все эти дисциплины развивались отдельно. Считалось, что каждая из 3-х сфер нашего мира существует каждая сама по себе, и, во всяком случае, подчиняется своим собственным законам. Однако в том же XIX веке начали формироваться и иные тенденции. Они шли, главным образом, от философии и религиозного мышления.  Еще Кант обратил внимание на противоречие в той картине мира, которая сложилась к XVIII веке: Космос, Вселенная сами по себе и феномен человека сам по себе. В такой постановке очень многое оказалось за кадром научного мышления. Еще более резко сказал об этом И. Одоевский: "европейский рационализм подвел нас к воротам истины, но открыть он их не сможет" (Моисеев, 1993).

  И вот в России во II половине XIX века возникает своеобразное умонастроение, называемое теперь русским космизмом. Это течение, которое в философии было представлено целым рядом блестящих умов, таких, как И.Киреевский, В.Соловьев, Н.Федоров; а в литературе - Л.Толстым, Ф.Достоевским. Вот его основные черты: 

  • Человек - основная часть Природы;
  • Человека и Природу не следует противопоставлять друг другу, а рассматривать их надо в единстве; 
  • Человек и все, что его окружает - это частицы единого целого;
  • Ответственность Разума перед Природой.

     К течению русского космизма  были близки многие естествоиспытатели и ученые (К.Циолковский, Д.Менделеев, И.Сеченов). Несмотря на всю пестроту этого течения мысли, именно в его рамках зародилось понимание неизбежности противоречий между Разумом и Природой, между Человеком и окружающей средой. Вместе с ним пришло понимание ответственности Разума за отыскание путей его разрешения и того, что эти противоречия могут однажды привести человечество к катастрофе. Возникли идеи совершенствования нравственного начала, создания некоего нового мирового правопорядка, актуальность которого возросла в наше время на фоне грандиозных достижений естественных наук, техники и технологий. Новый правопорядок и новая моральная основа человеческого общества - необходимые условия дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода.

  За 80 лет до Печчеи и Форрестера, - людей, бесспорно, занимательных,- Н.Федоров писал: "Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца" (Федоров, 1982)

  В понимании Федорова власть означает такую способность вмешиваться  в естественный ход природных  и общественных процессов, которая  обеспечит человечеству его будущность. Иными словами, нужны не слепое подчинение обстоятельствам и констатация фактов, а попытки конструктивного решения возникающих коллизий и трудностей, попытки понять тот общепланетарный порядок, который необходим для продолжения истории цивилизации. Именно общепланетарный, ибо биосфера и общество это единое целое, и никакие локальные мероприятия по спасению того или другого не могут дать удовлетворительного результата.

  Сочинение Н.Федорова, которое было процитировано, так и называется "Философия  общего дела". Его в целом можно  рассматривать как один из идейных источников современной системы взглядов о коэволюции общества и природы. Несмотря на религиозный характер сочинения, основное его содержание- это поиск конструктивного порядка во взаимоотношениях человека и окружающей среды. "Власть над природой" в понимании Федорова, это, по существу, и есть коэволюция биосферы и человека. Но для ее обеспечения нужны новые знания и новая нравственность - вот основной мотив федоровских работ и всего того направления мысли, которое мы называем русским космизмом.  Современное отношение и к этому течению вообще, и к учению Федорова в частности далеко не однозначно. Ряд ученых и философов считали подобные идеи не более чем утопией, никоим образом не воплотимой в реальной жизни. Однако нужно отметить, что анализ подобных учений с точки зрения только исключительно рационалистической, попытка уложить идеи русского космизма в прокрустово ложе "рационального подхода" не оправдывают себя изначально. Несмотря на кажущийся утопизм и религиозный характер, течение русского космизма содержит в себе достаточно интересных идей, которые, конечно, нужно критически  осмыслить и развивать, применительно к условиям современного общества.

Информация о работе Проблемы взаимоотношения человека и окружающей природы