Роль естествознания в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 13:21, Не определен

Описание работы

Роль естествознания в обществе

Содержание

Введение………………………………………………………………………Стр 3-5
Глава 1
Естественные и гуманитарные науки.их взаимодействие и роль………………………………………………………………………..Стр 5-7
Глава 2
Уровни научного исследования…………….…………………………………………..…… Стр 7-8
Глава 3
Проблемы современной науки……….………………………... Стр 8- 1
Глава 4
Естествознание и общество…………….……………………… Стр 14-25
Заключение………………………………………………….………………. Стр 25
Список использованной литературы…………………………… Стр 26

Работа содержит 1 файл

роль эстест. в обществе.docx

— 59.76 Кб (Скачать)

Алматинский филиал негосударственного образовательного

Учреждения  высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский гуманитарный университет  профсоюзов» 

Факультет экономический

Кафедра экономики и управления

Реферат

По дисциплине: «Концепция современного естествознания»

Наименование работы: «Роль естествознания в обществе» 
 
 

      Выполнил: студент

104 группы,1 го  курса

Заочного  отделения

Алейников Р.А

  Подпись       

      Проверил

Доцент Адерихин С.В

                                                                                                       Подпись 

Алматы 2010

План  реферата:

Введение………………………………………………………………………Стр 3-5

Глава 1

Естественные и гуманитарные науки.их взаимодействие и роль……………………….……………………………………………………..Стр 5-7

Глава 2

Уровни научного исследования…………….…………………………………………..…… Стр 7-8

Глава 3

Проблемы современной  науки……….………………………... Стр 8- 1

Глава 4

Естествознание и  общество…………….……………………… Стр 14-25

Заключение………………………………………………….………………. Стр 25

Список использованной литературы…………………………… Стр 26 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Мир меняется каждую секунду. Мы узнаем мир  каждый день.

      Цель  работы – выяснить взаимосвязь и  взаимозависимость естествознания и общества. В работе попытаемся определить степень участия и  роль естествознания в развитии общества.

      Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие - «естествознание»;
  • определить место науки и научных знаний в обществе;
  • выделить причинно-следственную связь;

      Объектом  изучения будут мнения и теории ведущих  мыслителей. Предметом исследования – роль естествознания в развитии общества.

Роль естествознания в развитие общества. Наука, техника, гумманизация Современная наука возникла в Европе в период 15-17 вв. в период становления капиталистического способа производства. Наука это форма духовной деятельности человека по получению нового знания о природе, обществе и самом знании. Наука разделена на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе естествознание, и обществе обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познание, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на научные дисциплины физическая химия, молекулярная химия и т.д. Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные непосредственно решающие практические задачи. Наука представляет собой продукт развития мысли древних греков. Наука в древнегреческой культуре представляла собой целостную науку. Зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появились под влиянием Аристотеля и его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален.  

Но это  не нарушало целостность науки и  картины мира. В эпоху христианского  средневековья наука так же разрабатывалась  как гармоническое целое. Только в конце средних веков произошла  подмена понятия "наука" понятием "естествознание" Эта новая  наука начала свое триумфальное шествие  с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического  описания результатов, полученных экспериментальным  путем. Эта новая форма приобрела  столь большое значение, что Кант оценивал частные науки в зависимости  от степени применения в них математики. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось  его влияние на духовную жизнь  остального мира. В особенности оно  возросло благодаря подведению строгого строго научного фундамента под возникшую  из медицины технику, которая базировалась до этого исключительно на ремесленном  опыте. С развитием новой науки  возникла необходимость более глубокого  разделения ее на специальные дисциплины, для более тщательного и глубокого  изучения отдельных явлений и  процессов определенной области  действительности. Естественные науки, получившие свое гражданство с 18 в., это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные  сферы естественных наук материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная. Взаимодействие естествознания и общества всегда было непростым. Сначала науку рассматривали  как средство покорения природы. Использование достижений науки  меняло само общество и его жизнь, прежде всего его экономику. Но начиная  со второй половины 20 в. в связи с  угрозой ядерной и биологической  войны появилось негативное отношение  к науке. Наука, и в том числе  естествознание становиться для  общества основой для практической деятельности. Со временем она становится производительной силой общества. От развития науки зависит развитие техники орудий труда, мастерства, умения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

Естествознание  и гуманитарные науки

Раздробленность культуры (этика, религия, искусство, философия, наука как одна из форм познания реальности, паранаука, мистический  опыт, учения Древнего Востока) и разрыв естественнонаучного и гуманитарного  знания в современной науке приводят к фрагментарному видению реальности (Налимов 1993, 1994). "Мы страдаем от неспособности  охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между  вещами, находящимися для нашего сегментированного  сознания в разных областях" (О. Тоффлер). Естествознание буквально означает знание естества, природы вне человека: естествознание (физика и космология, химия и биология) - знание о природе  неживой и живой материи. Гуманитарные (от слова Ношо-человек) науки исследуют  сознание и общество, это науки  о сознании и общественном бытии  человека. Естественнонаучное и гуманитарное знание традиционно разделялось (рациональное и иррациональное, разные предметы, методы, язык, объективное - мир как  явление и субъективное - состояние, в котором человек видит что-то как явление, Мамардашвили 1994)~ что  было исторически обусловлено. Но в реалиях интеграции научного знания (междисциплинарная теория прогрессивной эволюции Вселенной и человека, концепции самоорганизации и новый антропоцентризм), понимания условности и вредоносности разделения науки, естественнонаучное и гуманитарное знание синтезируется в одну науку - науку о человеке (Назаретян А.П. Одна наука II Знание-сила. 1988. я 34,Назаретян 1991: 3), основой же подобного синтеза является общенаучная теория прогрессивной эволюции.

    Логика  и архитектоника курса Курс "Концепции  современного естествознания" следует  понимать как эволюционный, поскольку  центральной идеей современного естествознания является идея е сального эволюции (эволюция от лат. развёртываться, раскрываться) и философский (обсуждаются философские проблемы происхождения и будущего Вселенной и Интеллекта). Единая модель эволюции Вселенной, биосферы и человека синтезирует данные естественных и гуманитарных наук и выступает основой трансдисциплинарной единой теории (Назаретян 1991, 1996, Ласло 1997: 80, Моисеев 1998: 62, Янч 1999: 143-157). В рамках такой модели развития Вселенной (Универсальный эволюционизм или Большая история), курс становится не технократическим, а гуманитарным, так как история человеческой цивилизации представлена как одна из фаз самоорганизации Вселенной.  

    Основные  этапы эволюции Вселенной связываются  с разделами современного естествознания: Большой Взрыв и эволюция микро - и мегамиров - физика и космология, самоорганизация молекул и химических реакций, макромолекул и гиперциклов - химия, происхождение и эволюция биосферы - биология, антропосоциогенез, социально-историческая стадия эволюции и перспективы цивилизации - гуманитарное естествознание.

    Эмпирические  обобщения современной. Науки позволяют утверждать, что Вселенная, Универсум претерпевает непрерывные и необратимые изменения. Всё сущее является продуктом процесса самоорганизации элементарных частиц, который начался в результате взрывной неустойчивости 15-20 миллиардов лет назад. После Большого взрыва из огненной точки бесконечной плотности (сингулярность), вещество синтезируется уже в первые милисекунды - образуются микро - (протон, ядра гелия, тяжёлые ядра в недрах звёзд первого поколения) и мега - (газы, звёзды, галактики) миры. Эволюция химических систем (молекулы и химические реакции, макромолекулы и гиперциклы) происходит в Космосе и в условиях ранней Земли. Методами микропалеонтологии обнаружены древнейшие клеточные формы жизни - прокариоты (около 4-х миллиардов лет назад в Австралии). Антропосоциогенез (процесс происхождения человека и общества) начинается более 6 миллионов лет назад. Оформление биологического вида Ното Яар1епз завершается 40-50 тысяч лет назад. 20 тысяч лет назад племенные сообщества Нопю начинают эволюционировать в современные общества - социально-историческая стадия самоорганизации Вселенной (Ласло 1997, Янч 1999). Идеалы и нормы неклассического естествознания Дуализм субъекта и объекта, принцип простоты и вечности законов природы как наследие классического рационализма. Формирование специфических картин реальности, дифференциация идеалов и норм исследования: переход к дисциплинарно-организованной, неклассической науке - третья научная революция (конец "1" - середина "" столетия, Степин, Горохов, Розов 1996: 293-297). Революция в математике - неевклидова геометрия (1826г.) Н. И. Лобачевского (Моисеев 1998: 40), теорема К. Геделя (1931) о неполноте любой математической или логической системы (Успенский 1982). Открытия в естествознании "1" в. - клеточная природа живого (Т. »ванн (1839), теория электромагнитных явлений Дж. К. Максвелла (1864), законы наследственности и мутации (Г. Мендель, Г. Де Фриз), закон возрастания энтропии Р. Клаузиуса и теория биологической эволюции Ч. Дарвина - возникновение парадокса эволюционной картины мира,

      открытия радиоактивности (А.Беккерель, 1896) и электрона (Д. Томсон, 1897). Эксперименты Майкельсона-Морли:  крах закона сложения скоростей. 

    Уровни  научного исследования

    Эмпирический  и теоретический уровни научного познания. Структура эмпирического исследования (Степин 1992: 97-112): непосредственное практическое взаимодействие с предметом; наблюдение и эксперимент как главные методы; факты (некоторые объективные обстоятельства) и правила (эмпирические зависимости) как формы существования эмпирических знаний; ограниченность эмпирического знания (ответ на вопрос как, но не почему, без объяснения факт ничего не доказывает).

    Моделирование гипотез для объяснения фактов и  их проверка. Переход от статуса  гипотезы к статусу теории (Степин, Горохов, Розов 1996: 214-217).

    Структура теоретического исследования (там же 193-198, 217-226): опосредованное взаимодействие с объектом; методы (восхождения  от абстрактного к конкретному, мысленный  эксперимент, идеализация, метод актуализма); понятия, законы и теории как формы  существования теоретического знания; объяснительная и предсказательная функции теории.

    Проблема  взаимодействия эмпирического и  теоретического в познании. Специфика  естественнонаучных методов и методов  гуманитарных наук.

      Проблема научной истины Анализ  существующих подходов к решению  вопроса об истине в истории  философии и науки. Корреспондентская  (соответствия) концепция истины: адекватное  отражение объекта таким, каким  он существует сам по себе, независимо от сознания (Философский  энциклопедический словарь 1983: 226). Когерентная (согласования) концепция  истины: истинность системы знания  означает её внутреннюю согласованность,  непротиворечие идеям логики (Современная  философия науки 1996: 201). Конвенциализм  (соглашение): истина как результат  договора в научном сообществе (там же с.19). Концепция приближения к истине: истина как регулятивный идеал, побуждающий мотив для ученых (В.В.Иалимов, К, Поппер). Прагматизм: мышление истинно, если оно обеспечивает нам "выгодное" согласование опыта (Современная философия науки 1996: 21).

    Становление модельной гносеологии: важен не поиск истины, а построение полезных моделей для совершенствования  инструментального и нравственного интеллекта (А. П. Иазаретян "Истина как категория мифологического мышления (тезисы к дискуссии)" 0 Общественные науки и современность 1995, ю4).

    Глава 3

    Проблемы  современной физики

    Самая сложная проблема современной физики - объединение частных теорий, например, теория относительности не включает принцип неопределённости, теория гравитации не входит в теорию трёх взаимодействий, в химии не учитывают строение ядра атома. Проблема объединения есть проблема достижения высоких энергий, так как при высоких энергиях частицы перестают отличаться. До 30-х годов считали, что существуют два типа сил на макро-уровне - гравитационные и электромагнитные, но открыли слабое и сильное-ядерное взаимодействия. Был открыт мир внутри протона и нейтрона, но этот порог энергий выше, чем в центре звёзд. Будут ли открыты ещё более элементарные частицы, чем кварки и электроны?

Информация о работе Роль естествознания в обществе