Роль естествознания в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 13:21, Не определен

Описание работы

Роль естествознания в обществе

Содержание

Введение………………………………………………………………………Стр 3-5
Глава 1
Естественные и гуманитарные науки.их взаимодействие и роль………………………………………………………………………..Стр 5-7
Глава 2
Уровни научного исследования…………….…………………………………………..…… Стр 7-8
Глава 3
Проблемы современной науки……….………………………... Стр 8- 1
Глава 4
Естествознание и общество…………….……………………… Стр 14-25
Заключение………………………………………………….………………. Стр 25
Список использованной литературы…………………………… Стр 26

Работа содержит 1 файл

роль эстест. в обществе.docx

— 59.76 Кб (Скачать)

      Основная  функция естественных и технических  наук состоит в том, что они  обслуживают общество знаниями о  природе, о созданных людьми технических  устройствах, помогают создавать новые  средства техники.

      В последние десятилетия процесс  дифференциации наук идет особенно быстро. Фундаментальные науки о природе (физика, химия, биология, геология, астрономия) становятся комплексом все более  многочисленных ветвей знания, каждая из которых постепенно, вырастает, в  особую науку. Возникают пограничные, стыковые области знания, которым  принадлежит все более важная роль (биохимия, геофизика, биофизика, молекулярная биология, геохимия, физическая химия и другие).

      К общим закономерностям развития науки следует отнести также  возрастание ее относительной самостоятельности. Наука находит внутри себя все более мощные стимулы дальнейшего развития уже потому, что, чем больше сумма накопленного знания, тем более ощутимо его давление при постановке новых задач. Ученый должен освоить созданное до него, а это значит, что он, как отмечал Ф. Энгельс, «располагает в области каждой науки известным материалом, который образовался самостоятельно из мышления прежних поколений и прошел самостоятельный, свой собственный путь развития в мозгу этих следовавших одно за другим поколений»1.

      Возрастание общей суммы знаний оказывает  мощное влияние и на структуру  науки, поскольку требует все  большего разделения труда между  учеными. А этот фактор, в свою очередь, способствует возрастанию самостоятельности  науки, поскольку в условиях разветвленного и дробного разделения труда подготовка ученых и замена одних лиц другими  становится все более сложным  делом.

      Самостоятельность науки, тем не менее, была и остается относительной. Ее прогресс и в XX в. Обусловлен, в конечном счете, развитием практики, потребностями производства, управления обществом, военными нуждами, необходимостью охраны здоровья людей и природной среды, воспитания подрастающего поколения. Но чем более обширно поле научной деятельности и чем глубже разделение труда внутри нее, тем большее значение приобретает внутренняя логика развития науки, свойственные ей внутренние источники прогресса.

      Важнейшим внутренним источником развития науки  является идейная борьба между различными направлениями в ней, школами, отдельными учеными. Борьба идей, мнений всегда двигала науку вперед. Без борьбы мнений и свободы критики наука может застыть на месте, снизить темпы своего развития. Чем выше уровень науки, тем больше значение борьбы мнений при решении стоящих перед ней задач, хотя сами эти задачи в конечном счете выдвигаются нуждами практики.

      Возрастание роли науки в жизни общества находит  зримое выражение в росте численности  научных работников, в увеличении ассигнований на науку, в развитии системы  научных учреждений.

      Если  всего 100 лет назад численность  ученых во всем мире измерялась десятками  тысяч, то сегодня она измеряется миллионами. Так, в СССР до революции  насчитывалось примерно 10 тысяч  ученых. Перед Великой Отечественной  войной их было уже 98,3 тысячи, в 1950 г. — 162,5 тысячи, в 1960 г.—354,2 тысячи, а в 1980 г.— 1373,3 тысячи человек.

      Общественная  роль науки измеряется, конечно, не только численностью ученых, важное значение имеет быстрый рост расходов на науку, которые позволяют оплачивать не только труд ученых и обслуживающего персонала научных учреждений, но также сотен тысяч рабочих, техников, инженеров, выполняющих заказы науки  на приборы и оборудование, занятых печатанием и распространением научных трудов и т. д.

      Вместе  с тем надо, разумеется, учитывать  не только количественные показатели. Как в области производства, так  и в области науки в настоящее  время совершается поворот от экстенсивного к интенсивному развитию. Это остро ставит вопрос о повышении  эффективности вложений общества в  науку, о росте результативности занятых в науке работников.

      Развитие  науки имеет столь большое  значение, как для настоящего, так  и для будущего, что эта область  стала важнейшим полем конкуренции, соревнования и борьбы между странами. Промышленная и военная мощь сегодня  во многом определяется затратами на науку и уровнем их эффективности, темпами научно-технической революции, умением быстро использовать ее результаты в производстве.

      Взаимодействие  естествознания и общества всегда было непростым. Сначала науку рассматривали  как средство покорения природы. Использование знаний меняло само общество и его жизнь, прежде всего его  экономику.

      Наука, и в том числе естествознание становиться для общества основой  для практической деятельности. Со временем она становится производительной силой общества. От развития науки  зависит развитие техники - орудий труда, мастерства, умения. Для современного общества характерна все более крепнущая  связь науки, техники и производства.

      Как уже отмечал, знание возникает и  развивается на основе практической деятельности человека и служит ей, поскольку создает прообраз возможных  и необходимых человеку вещей, процессов. Поэтому знание должно быть, в конце  концов, так или иначе практически  реализовано. Но для этого оно  должно приобрести соответствующую  форму, стать идеей.

      В философской литературе термин «идея» часто употребляется в широком  значении как всякая мысль, всякое знание независимо от формы: понятие, суждение, теория и т. п. Однако существует и  другое, более точное значение этого  термина. Идея — это мысль, достигшая  высокой степени объективности, полноты и конкретности ив то же время нацеленная на практическую реализацию.

      Следовательно, знание, чтобы быть реализованным, должно стать идеей, в которой слиты  воедино три момента:

      1) конкретное, целостное знание об  объекте; 

      2) стремление к практической реализации, к материальному воплощению;

      3) цель, проект действия субъекта, план изменения им объекта. 

      Такой характер носят идеи науки, на основе которых происходят перестройка  производства, глубокие социальные изменения  в обществе. Мы говорим об идеях  завоевания человеком космического пространства, об идеях использования  атомной энергии в народном хозяйстве  и т. п.

      Идеи  практически реализуются людьми с помощью не только материальных средств (орудий труда), но и духовных сил человека (воли, эмоций и т. п.). Как замечает В.И. Ленин, «мир не удовлетворяет  человека, и человек своим действием  решает изменить его». Эта решимость  человека основывается на знании, которое  дает ему интеллект, мышление. Но последнее  должно быть связано с волей, направляющей человека к преобразованию мира. У  человека должна созреть решимость  действовать в соответствии с  идеей. В формировании ее большое  место занимает убежденность в истинности идеи, в необходимости действия в  соответствии с ней, в реальной возможности  воплощения идеи в действительность.

      Научное знание должно перейти в личное убеждение  человека, которое создает решимость  к действию, направленному на изменение  существующей действительности.

      Процесс практической реализации идей, превращения  их в предметный мир, противостоящий человеку, носит название опредмечивания. Идеи, чтобы обогатить мир человека, сами должны материализоваться, принять форму предмета.

      Опредмечивание  имеет две стороны: социальную и  гносеологическую. Социальный аспект опредмечивания связан с выявлением отношения, существующего между  предметом, созданным трудом, и самим  человеком. Рассматривая опредмечивание с теоретико-познавательной, гносеологической стороны, необходимо поставить вопрос о соответствии полученного в  практике предмета той идее, которая  в нем реализована. Когда идея воплощается в действительность, то тем самым решается вопрос об ее объективной истинности, отметается кажущееся, иллюзорное в ней. Этот процесс  обнаруживает определенное несоответствие между идеей и полученным в  практике предметом, которое возникает  вследствие либо несовершенства идеи, недостаточности содержащегося  в ней знания и способов его  реализации, либо отсутствия необходимых  материальных и духовных средств, условий  для наиболее полного воплощения идеи в объективную реальность. Поэтому  опредмечивание подытоживает один цикл исследований и открывает новый.

      Наконец, полученный в практике предмет подвергается анализу с точки зрения его  соответствия разумным целям человека.

      Идеи  практически реализуются в культуре — материальной и духовной: в  вещах, произведениях искусства, нормах морали и т. п. Отсюда правомерна постановка вопроса об их отношении к человеческим потребностям, носящим общественный характер. К. Маркс отмечал, что люди начинают не с чисто теоретического отношения к предметам внешней  природы, а с активного овладения  ими, они «дают этим предметам  особое (родовое) название, ибо они  уже знают способность этих предметов  служить удовлетворению их потребностей... они, возможно, называют эти предметы «благами» или еще как-либо, что  обозначает, что они практически  употребляют эти продукты, что  последние им полезны...».

      Предметы  природы, материальной н духовной культуры обладают способностью удовлетворять  потребности человека, служить его  целям. В этом смысле к ним возможено необходим ценностный подход. Откуда берется у предметов эта способность — из их природы или она идет от человека, его особенностей и возможностей? Если признать, что ценность коренится лишь в самих предметах, то это будет означать наделение их изначальными свойствами служить человеку и его целям.

      Но  ведь мы знаем, что природа и ее предметы существовали задолго до появления  человека. С другой стороны, нельзя считать, что предмет может удовлетворять  материальные или духовные потребности  человека вне зависимости от своей  природы. Если бы хлеб не содержал в  себе определенных веществ, он не был  бы продуктом питания, благом для  человека.

      Общественный  мир не является чем-то потусторонним материальному природному процессу. Продукт человеческого труда является продолжением природы, поэтому ценность — это свойство предметов, возникших в процессе развития общества, а вместе с тем и свойство предметов природы, включенных в процесс труда, быта и являющихся «жизненным элементом человеческой действительности...».

      Некоторые противопоставляют ценностный подход к предметам и явлениям объективно-научному их рассмотрению. Однако разделить  теоретико-познавательный и ценностный подход к предметам действительности можно только для строго определенных целей.  
 
 

Заключение

      Деятельность  является необходимым условием существования  общества. В промышленном производстве используются только те технологии, что  приводят к уменьшению затрат и увеличению производительности. Решения предопределяются спросом рынка и прибылью. Результат  деятельности не всегда направлен на соблюдение законов природы и  экологии, а иногда и против нее.

      В век информации как оружия и товара, естествознание выступает в особенно интересном свете. Естественнонаучные знания это та информация, которая  способна при участии в производстве и деятельности человека изменить мир.

      Если  естественнонаучные знания представляют собой научный потенциал производства - его ресурс, то при таких обстоятельствах  задача по их сохранению и преумножению становится для государства на первое место. Строгое сдерживание не приведет к желаемому результату. Только создание благоприятных условий труда  в области научно-исследовательской  деятельности способно естественным путем  сдержать утечку «информации».

 

       Список литературы 

1)Государственная система приборов и средств автоматизации / Под ред. Г. И. Кавалерова. -  М.: ЦНИИТЭИ приборостроения, средства автоматизации и систем управления,1981. 

2)Алиев Т. М., Тер-Хачатуров А.А. Измерительная техника: Учебное пособие для техн. вузов. -  М.: Высш. шк.,1991.

 

3)Ахлибенский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. Учебное пособие.- М., 2000.

4)Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов.- М., 1998

5)Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М., 1998

6)Константинов Ф.В., Богомолов А.С., Гак Г.М. Основы марксистко-ленинской философии. Учебник для вузов.- М., 1982

7)Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., Стереотип.– М., 2001.

8)Фролов И.Т. Философский словарь 5-е издание. Политиздат-М., 1986.

9)Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999

10)Пригожин И., Стенгерс И. Время, Хаос и Квант. М.,1994.

11)Ващекин Н.П. Концепции современного естествознания. – М.: МГУК, 2000 г.

12)Мякишев Г. Я. Физика М., 1999 г. 

13)Потеев М.И. Концепции современного естествознания, Санкт-Петербург, Питер, 1999 г. 

Информация о работе Роль естествознания в обществе