Роль науки в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:13, реферат

Описание работы

Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день.

Содержание

Введение............................стр3
I. Понятие науки
1.Изучение науки в древние времена..............стр4
2. Средневековая наука....................стр 7
3.Связь науки и философии..................стр8
II. Современная наука. Основные концепции...........стр11
III. Роль науки в современном обществе............. стр15
Заключение...........................стр18
Список использованной литературы...............стр19

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 43.50 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение............................стр3

     I. Понятие науки 

     1.Изучение науки в древние  времена..............стр4

     2. Средневековая наука....................стр  7  

     3.Связь науки и философии..................стр8

     II.   Современная наука. Основные  концепции...........стр11

     III. Роль науки в современном  обществе............. стр15

     Заключение...........................стр18

     Список использованной литературы...............стр19

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Мне кажется, что мышление и знание – это главные   критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на   достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в   обществе в целом. Ведь философию можно представить,  как науку о противоположности Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне  кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится    на сегодняшний день. 

     Что такое наука? Какова роль  науки в формировании картины  мира?             И какова её роль в современном обществе? Обсуждение всех этих философских вопросов сопровождало становление и развитие   современной

науки, и было необходимой формой осознания    особенностей, как самой

науки, так и той цивилизации, в   рамках которой научное отношение

к миру стало возможным.   Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма

острой  форме.  Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой

оказалась современная цивилизация. Рассмотрим пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний день современное   общество вступает в информационную стадию развития. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не  остановить.

Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты,

компьютерные  магазины. С каждым   днем современное  человечество требует всё больше и больше.   По-моему, таким образом  и возникает современная наука. 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Понятие  науки. 

     1. Изучение науки в древние  времена.

     Основная форма человеческого  познания – наука в наши  дни

становится  все более значимой и существенной составной частью

той реальности, которая нас окружает и в которой  нам так

или иначе  надлежит ориентироваться, жить и

действовать. Философское видение мира предполагает достаточно

определённые  представления о том, что такое  наука, как она устроена и

как она  развивается, что она может и  на что она позволяет   надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки.

Им, однако, был неведом  тот реальный, практический

опыт  массированного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.

     На сегодняшний день нет точного,  однозначного определения науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих определений выглядит следующим образом: наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие

объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Также широко распространено и другое определение: наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов   и   процесс  их производства.   Канке В.А. в своей книге "Философия. Исторический и систематический курс" дал следующее определение: наука — это деятельность человека по выработке, всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

     Существует множество определений  науки, потому как существует и множество восприятий её, многие люди понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие является единственным верным определением.  Следовательно, занятие  наукой актуально не только в наше время, её истоки

начинаются  с довольно древних времён. Рассматривая науку в её историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа                культуры при переходе от одной общественно-экономической                   формации  к другой, меняются стандарты изложения научного                 знания, способы видения реальности в науке, стили мышления,                      которые формируются в контексте культуры и испытывают  воздействие самых различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания. 

     Предпосылки для возникновения  науки появляются еще в   странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной

цивилизации были восприняты и переработаны в  стройную теоретическую

систему Древней Греции, где появляются мыслители,  специально   занимающиеся наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых наука рассматривалась  как система знаний, особая форма общественного сознания.

     Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий  ученый, основоположник  науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире

(восточное  побережье полуострова Холкидика); образование получил в школе  Платона. Подверг критике платоновскую    концепцию бытия.  Аристотель видел ошибку Платона в том,  что тот приписал идеям самостоятельное существование,       обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.

     Усвоение греками научных и  философских понятий, выработанных  в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно            велик  было влияние вавилонской науки – математики, астрономии,          географии, системы мер. Космология, календарь, элементы                геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников           и  соседей   на востоке.

     Древняя Греция много уделяла  времени и сил науки, научным исследованиям,  не удивительно, что именно  появлялись     всё  новые    и   новые научные достижения.  Астрономические, математические, физические и биологическим понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные    часы,     модель    небесной сферы, и многое другое), основываясь на   наблюдениях,    они  первые     предсказали астрономически и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно  добытые   ими   знания    были для них  не только основой практического действия  и применения, но, прежде всего, элементами  цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем  существе материалистическое.

     Чтобы понять, найти объяснения  многим философским вопросам, таким  как познание природы для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науки, использовать для достижения своей цели важные научные  открытия.

   

2.Средневековая  наука

     Основными науковедами в средние  века принято было считать  схоластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений,

рассуждения об этих предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоластической учености – на таких диспутах оттачивались т фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя  из  немногих общих положений.

     Все же одних логических доводов  было недостаточно, и в качестве  основания для предпочтения был провозглашен опыт. «На средние века, - писал Ф. Энгельс, - смотрели как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим

варварством.  Никто не обращал внимания на большие  успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там  в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и  XV веков.

     Альберт Великий, Фома Аквинский,  Роджер Бэкон, Вильям Оккам  в качестве источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное различие философских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинных знаний.

     Линия познания, получившая у  Роджера Бэкона название опытной,

экспериментальной, идет от вещей, которые воздействуют на органы чувств. Причем это воздействие может быть независимым от мышления или же подчинения эмпирического порядка.

    

3.Связь  науки и философии.  

     Наука в своих глубинных основаниях  всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала  уродливые формы – как, например, в нашей  стране на протяжении 20-50-х гг. Наука появляется

одновременно  с философией тогда, когда миф становится                                     бессильным    объяснить мир.

     Взаимодействие философии и науки хорошо   прослеживается в

творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно

характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, “Правила умозаключений в физике”, разработанные великим Ньютоном,    которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное

внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки, - Эйнштейн и       Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В. И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских  размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.

     Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В. И Вернадский,

однако, проводил между ними границу, хорошо понимая, что каждая                    из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии научной деятельности, грубое вмешательство в                          научные исследования факторов вненаучных, да еще в догматизированном

виде, приводило к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны.

Трагической сказалась судьба многих выдающихся ученых, таких как:                  Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова и других. Были репрессированы целые                  науки и направления научного поиска (генетика, кибернетика, релятивистская космология и др.). Некомпетентное вмешательство в науку                             не раз создавало препятствия для свободного научного исследования.               Нельзя забыть и попытки тех или иных естествоиспытателей отстаивать свои несостоятельные концепции с помощью псевдофилософской риторики. Примерами этого изобилует развитие практически всех наук определенной

эпохи. Но все они не бросают тень на  самую идею связи науки и естествознания, сотрудничества специалистов разных областей науки с философами. Догматические искажения роли философии в познании, совершенных в эпоху так называемой идеологизированной науки, были решительно осуждены на Первом  совещании по философским вопросам современного естествознания, состоявшемся в 1958г. Совещание нанесло ощутимый удар по                               невежественным толкованиям достижений современной науки,                       которые конструировались только на цитатах из авторитетных в то время философских текстов, и серьезно подорвало дутые репутации     авторов таких толкований. Но потребовалась еще многолетняя интенсивная и непростая работа, которую приходилось вести в условиях весьма жесткого идеологического давления, чтобы закончилась, так сказать, “холодная война” между

Информация о работе Роль науки в современном обществе