Роль науки в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это:
- отрасль культуры;
- способ познания мира;
- специальный институт.
По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того, чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность – фрагментальность, общезначимость – обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность – критичность, достоверность – внеморальность, рациональность – чувственность.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по ксе Коноваловой Ксении.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 Точно такие  же примеры можно привести  относительно любого раздела  физики. Любое открытие новых  физических законов немедленно  приводит к использованию их в развитии других наук и техники. А это в свою очередь приводит к новым открытиям в фундаментальной физики. Таким образом, научно технический прогресс не возможно остановить. Развитие физики принесло не только фундаментальные изменения в представлении о материальном мире, но и с применением современных технологий, основанных на лабораторных открытиях, происходят прогрессивные изменения в обществе. Благодаря развитию науки техники люди на планете Земля стали ближе - пребывая в едином информационном пространстве. Теперь уже не кажется, что земля бесконечно велика и на ее поверхности и в ее недрах можно делать что угодно. Необдуманные действия человека, вооруженного достижениями той же самой науки и техники, 

приводят к  необратимым и часто разрушительным последствиям для природы и самого человека.           

 Сегодня прогресс  достиг небывалых темпов роста  и продолжает динамично развиваться.  Современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими  тенденциями. Он противоречив, но  взаимозависим, во многом целостен.

Если двадцатый  век называли веком науки и  техники, то нынешний век будет веком  информационным. Главной ценностью  становится информация. Еще в XIX в. появились  первые признаки того, что наука  стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале XX в. привело к переменам в жизни десятков миллионов людей, проживающих в развитых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему. Возрастание роли техники и технического знания в жизни общества характеризуется зависимостью науки от научно-технических разработок, усиливающейся технической оснащенностью, созданием новых методов и подходов, основанных на техническом способе решения проблем в разных областях знания, в том числе, и военно-техническом знании. Современное понимание технического знания и технической деятельности связывается с традиционным кругом проблем и с новыми направлениями в технике и инженерии, в частности с техникой сложных вычислительных систем, системотехникой и др. Научно-технический прогресс выдвинул на передний план проблему применения техники нового типа. Подобная техника - электронно-вычислительные машины (ЭВМ), автоматизированные системы управления (АСУ) - в наше время проникла в самые разнообразные области общественной жизнедеятельности и науки. От эффекта ее практического применения стали непосредственно зависеть успехи в развитии этих важнейших областей. Следует отметить, что развитие техники происходило не только по пути ее усложнения, но также и в направлении повышения ее качества и надежности. Компьютеризация может привести не только к позитивным, прогрессивным изменениям в жизни человека, но и спровоцировать негативные изменения, например, такие как уменьшение интеллектуальной активности человека, снижению творческой активности. Таким образом, сейчас приходится сталкиваться с положительными и отрицательными последствиями применения научных достижений.          

 История науки  знает немало выдающихся исследователей  отдельных областей знаний, но значительно более редко встречались учёные, которые своей мыслью охватывали все знания о природе своей эпохи и пытались дать им синтез. Таковы были во второй половине XV века и в начале XVI в. Леонардо да Винчи, в XVIII столетии М.В. Ломоносов (1711-1765) и его французский современник Ж.Л. Бюффон (1707-1788). А также наш крупнейший естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) по строю мыслей и широте охвата природных явлений он стоит в одном ряду с этими великими учёными. В.И. Вернадский работал на столетие позже А. Гумбольдта, когда объём точных сведений во всех областях естествознания неизмеримо возрос, стали совершенно другими техника и методика исследований, а многие научные направления появились впервые, в значительной мере по инициативе, или при активном участии В.И Вернадского. Учёный был исключительно эрудированным, он свободно владел многими языками, следил за мировой научной литературой, переписывался с крупнейшими зарубежными деятелями культуры. Это позволяло ему всегда быть в курсе событий в научном мире, а в своих выводах и обобщениях заглядывать далеко вперёд. Ещё в 1910 году в записке «О необходимости исследования радиоактивных минералов Российской империи» В.И. Вернадский предсказал неизбежность практического использования ядерной энергии. (Правда, никто не обратил тогда внимания на его слова.) Вернадский также создал учение о ноосфере – «мыслящей оболочке Земли». Об обществе двадцатого века учёный писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение  не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания». Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований. Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – «вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы» идея о государственном объединении усилий человечества. Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс.         

  В 1922 г. учёный снова вернулся к этой теме. Ещё тогда он предупреждал: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он хочет…Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направлять её на добро, а не на самоуничтожение…»            

 Немецкий  философ Альберт Швейцер в  своей Нобелевской речи (Осло 1952) очень чётко охарактеризовал состояние человечества на данный момент: «Человек превратился в сверхчеловека… Но человек, наделённый сверхчеловеческой силой, ещё не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума… Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся» . Альберт Швейцер считал, что люди смогут достигнуть понимания только тогда, когда в государстве будет господствовать новая мораль.

Б.Рассел и А.Эйнштейн призывали людей «научиться мыслить по-новому», так, чтоб «разногласия решались не с помощью оружия». Дальнейшая судьба человечества зависит от того, как будут решаться глобальные проблемы. В современном мире жить, отгородившись от всего, уже невозможно. Нельзя делать это в местном масштабе. Одно развитие техники не решит всех проблем, необходима ещё и социальная перестройка.         

  Итак, научно-технические достижения идут не только на благо людям, иногда они приносят вред и создают новые проблемы. Но жизнь современного человека невозможна без науки. Наверное, люди не в силах остановить прогресс, даже если очень этого захотят. Необходимо использовать достижения во имя мира и взаимного уважения всех людей. Развитие науки не должно становиться из средства целью.

Андре Мишель Львов(1902) – французский генетик и вирусолог, иностранный член Академии Наук РФ, лауреат нобелевской премии в интервью, данном в 1991издательству «Москва», говорит том, как наука влияет на жизнь общества: «Наука, и её применение радикально меняют судьбы и людей и структуру общества. В развитом обществе доля времени, которую люди тратят на удовлетворение материальных потребностей, значительно уменьшилось и продолжает уменьшаться. Человек может больше времени уделять собственным интересам. Наука не является чем-то постоянным и неизменным, её развитие приводит к постоянному изменению концепций. Все утверждения в науке ежедневно подвергаются строгой критике». Андре Львов считает, что наука, как и искусство должна развиваться свободно, любое вмешательство в неё некомпетентных лиц сказывается не только на её качестве (пример: запрет генетики в СССР), но и на жизни всего общества (применение научных достижений во вред).

«Чтобы выжить, человечество должно выработать свое новое политическое мышление, новый  взгляд на отношения человека с человеком, государства с государством. В связи с этим открываются новые возможности расширения диалога, сотрудничества и взаимопонимания о ряду важных вопросов. Без такого сотрудничества не сохранить мира, не решить глобальных проблем современности. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама является одной из важнейших глобальных проблем».          

 О цели  и роли науки в жизни общества  и о несовершенстве современной  организации науки в России. Цель  науки - сохранять и преумножать знания для общества и последующих поколений. Знания позволяют человеку, зная природу вещей делать верный выбор из имеющихся вариантов, тем самым делая свою жизнь более богатой во всех смыслах. В этом суть того, зачем нужны знания.

5.Значение науки в эпоху НТП.

5.1. Важнейшие достижения.          

  1-й этап. Характеризуется модернизацией и усложнением всех известных  видов вооружения: стрелкового и тяжелого; созданием химического оружия массового поражения. Создание атомного (ядерного) оружия массового поражения американским ученым Робертом Оппергейнером и Альбертом Эйнштейном в США. Создание новых химических веществ и материалов из них (резина, войлок). Переход к полной механизации промышленного производства в развитых странах. (В развивающихся странах сохраняется ручной тип производства).             

2-й этап. 60-70гг. 20 века. Характеризуется дальнейшим  усовершенствованием военной техники,  созданием баллистических ракет  средней и большой дальности  с ядерным зарядом на борту. Создание систем противотанковой обороны (ПРО-1, ПРО-2). В СССР и США создание водородной бомбы (СССР – ак. Сахаров). Создание биологического (Бактериологического) оружия в СССР и США. Создание радиокоммуникаций и первые ТВ-трансляции. Перевод экономики развитых стран на автоматизацию промышленного производства. (В развивающихся странах производство уже механизировано). Открытие в области термодинамики линейной и нелинейной оптики. Открытия в области физики полупроводников. В области органической химии создание новых ароматических углеводородов (бензола, толуола, их производных), создание синтетического каучука, синтетических волокон, различных полимеров (пластмасс и др). В генетике открытие сцепленного наследования генов, открытие закона независимого наследования генов. В физиологии открытие всех гормонов гипофиза, эпифиза, гипоталамуса.          

3-й этап. 80-е  гг. 20 века характеризуются полной  автоматизацией промышленного производства  как развитых, так и в передовых  развивающихся странах. Создание  ТВ коммуникаций, спутников системной связи, радиосвязи, мобильной связи, открытий в области квантовой механики (физика элементарных частиц). Производятся дальнейшие исследования в области физики атомного ядра, созданием новых технологий (и, как следствие, новых аппаратов и приборов), создание науки «бионика» (синтез естественных и технических наук на биологическом уровне), развивается евгеника, происходят открытия в исследовании Вселенной и космического пространства.           

4-й этап. 90 годы 20 века по наши дни.

Характеризуется дальнейшим усложнением структуры  ВПК, переходом отраслей ВПК на народно-хозяйственные  рельсы (военные заводы вместо оружия производят товары бытового назначения и т.д.) – конверсия.                                                        Создание генной инженерии и биотехнологий, возможность клонирования, генного программирования особей. Открытия в генетике: полная расшифровка генома человека, полная расшифровка ДНК человека. Создание высокоточной электроники, новейших технологий и оборудования, компьютерной техники, разработки по созданию роботов. В новых индустриальных странах – научные исследования и опытно-конструкторские разработки, роботизация производства в развитых капиталистических странах. Создание новых наук: кибернетики, синергетики, информатики и мониторинга.

Основные достижения НТП

1. 1942-43 – создание  в США ядерного оружия. 1946 –  в России.

2. 1954 –создание  первой в мире атомной электростанции (г. Обнинск Московской обл.  СССР)

3. 1954 – создание  первого в мире персонального компьютера в США (размером с трехэтажное здание и весом  несколько тонн)

4. 4 октября 1957 года – создание первого в  мире лазера в США.

5. 12 апреля 1961года  – полет первого человека в  космос (корабль «Восток» космодром  Байконур Казахстан СССР)

6. 1965 – открытия в области физики полупроводников (профессор Жорес Алферов)

7. 1967 – создание  водородной бомбы. Ак. Сахаров  А.Д.

8. июнь-июль 2000 –  полная расшифровка генома человека (научные институты Кембриджа  и Оксфорда (Великобритания) и Гарварда (США)).

9. февраль 2001 – полная расшифровка кода  ДНК человека (научные институты  Кембриджа и Оксфорда (Великобритания) и Гарварда (США))      

Информация о работе Роль науки в жизни общества