Роль науки в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

О таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это:
- отрасль культуры;
- способ познания мира;
- специальный институт.
По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того, чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность – фрагментальность, общезначимость – обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность – критичность, достоверность – внеморальность, рациональность – чувственность.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по ксе Коноваловой Ксении.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     НТП – это процесс создания на базе научно-технических достижений новейших аппаратов, машин и оборудования (и др. техники). В основу НТП входят создание новых, усовершенствование и модернизация известных видов техники. 

5.2.Влияние НТП на жизнь общества.            

 Роль науки  в жизни современного общества  трудно переоценить. НТП оказал  влияние на  повышение благосостояния народов, которые в первую очередь воспользовались  достижениями. В этих странах была существенно снижена детская смертность и одновременно возросла продолжительность жизни. Произошли кардинальные изменения в быту. Жизнь стала удобней и комфортней. Степени развития расценивают по тому, насколько в них используются современные достижения.           

 Технические  средства предоставляют возможность  выбора, и чем из большего количества  вариантов можно выбирать, тем  выше степень индивидуальной  свободы. Человек в состоянии создавать и выбирать из альтернатив будущего ту, которая в большей степени соответствует его целям и потребностям. Возникает,  проблема психологической адаптации человеческого организма к создаваемой им искусственной среде.

Конечно, было бы наивно думать, что прогресс сам по себе, независимо от его соотношения со структурой общества и личности, способен сделать человека счастливым, обеспечивая его все большими материальными благами. Прогресс дал человеку  атомную энергию, но как он воспользуется ею – зависит от общества. Она может быть использована во благо человека, а может привести к непоправимым последствиям.          

 НТП неразрывно  связан с человеком, его потребностями  и надеждами. С одной стороны,  наука дает человеку желаемое, с другой – сама влияет на него определенным образом. Человек эпохи НТП с его динамичным темпом жизни совсем не тот, хотя усложнение его бытия в психологическом смысле может сопровождаться уменьшением физической активности. К тезису о том, что наука выполняет желания человека, следует сделать одно серьезное дополнение. Применяя какое-либо достижение науки, и получая при этом определенный результат, часто вслед за ожидаемой пользой человек обретает нежелательные последствия. 

5.3.Влияние НТП на мировоззрение людей

Несомненно, наука имеет огромное мировоззренческое значение, достаточно вспомнить тот переворот в умах, который произошел в результате отказа от геоцентрической картины мира и получившей название «коперниканской революции». В прошлом веке большое влияние на создание людей имела теория эволюции Дарвина.          

 Роль науки  в жизни общества неуклонно  возрастала на протяжении последних  столетий. Соответственно, можно говорить  и о возрастании мировоззренческого  значения науки. Наука и НТП  в целом продолжают оказывать огромное воздействие на формирование мировоззрения людей. Причем как сами научные достижения, например синергетика, так и их применение в традиционных направлениях научного поиска (информатика).

Научные достижения оказывают как положительное, так  и отрицательное влияние, о чем свидетельствует современная экология. Мировоззренческое значение имеют и новые научно-методические средства, как, например, системный подход. Есть все основания думать, что и в обозримом будущем мировоззренческое значение науки будет возрастать. Существует воздействие и в обратно направлении. Не только НТП влияет на мировоззрение, но и мировоззренческие изменения оказывают влияние на направление научных исследований.  

5.4.Последствия НТП

Повышается благосостояние главным образом развитых стран, и в то же время миллионы людей  во всем мире ежегодно умирают от голода. Слишком много сил наука тратит не на улучшение условий существования  людей, а на подготовку новых средств их уничтожения. Невозможно всерьез рассуждать о социально-этических проблемах современной науки, не учитывая, что сегодня в мире, по данным ООН, в военной сфере заняты более 25% общего числа научных работников и на нее приходится 40% всех расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Это отрицательные последствия НТП социального плана. Есть и другие, в частности, психические. Наука и техника является способом и средством становления человеческой сущности в природе и не могут быть объяснены в узкопрагматическом аспекте, как инструмент адаптации человека в окружающей среде с целью проживания в них.         

 Пагубные  для человека и природной среды  последствия возникают не только  вследствие собственно НТП, а  при массовом тиражировании и распространении уже созданных технических новинок, что делает жизнь чрезмерно стандартизированной и однообразной.         

 Еще одно  негативное психологическое последствие  НТП связано с тем что, способствуя  росту знаний, наука приходит  в то же время к отчуждению человека от природы и себе подобных. В результате применения достижений современной науки в традиционных рамках обостряется весь комплекс глобальных проблем и прежде всего, во взаимоотношениях между обществом и природой.          

 С ростом  научно-технических возможностей человека растут и риск отрицательных последствий его деятельности, и трудность адекватной оценки этого риска. Поэтому любые попытки улучшения природных процессов должны проводиться с величайшей осторожностью. Невозможность предвидения фундаментальных открытий в науке и всех вытекающих из них последствий лежит в самой их природе. Нужно быть готовыми к тому, чтобы постоянно оценивать ценность научно-технических нововведений и вовремя отказаться от них, если получаемый результат будет далек от возлагаемых надежд.         

 Всемирный  характер НТП настоятельно требует  развития международного научно-технического  сотрудничества. Это диктуется тем  обстоятельством, что современные  глобальные научно-технические проекты  требуют огромных финансовых затрат, так и тем, что целый ряд последствий НТР далеко выходит за национальные рамки. Международное научно-техническое сотрудничество вместе с создаваемым наукой единым для всех наций универсальным научным языком (научное эсперанто) создает основу для сближения народов.

6.Заключение.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы  обрести твердую жизненную базу, человек  должен  продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Индивидуум  должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиями дня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет сохранять лидирующую позицию. Человек будущего должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, наук социальных. 

Современная Россия может иметь достойное будущее лишь двигаясь по пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий.  Всесторонняя образованность населения - главная опора науки.

Список  использованной литературы. 

1.   Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. М., 1988 г.

2.   Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990 г.

3.   Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. “Вопросы философии”, 1995, №11

4.   Пуанкаре А. О науке. М., 1983

5.   Философский энциклопедический словарь. М., 1989 г.

6.   “Вопросы философии”, 1995 № 2 - 12

7.   Андреев Д. Л. "Роза Мира". М, из-во "Прометей ", 1991.

8.    Аристотель. Сочинения. М., "Мысль", 1975 г.

9.    Кант И. Сочинения, М., "Мысль", 1964 г.

10. И. П. Фарман. "Теория познания и философия  культуры". М., "Наука", 1986 г. 

11.Н. К. Вахтомин. "Теория научного знания Иммануила  Канта. " М., "Наука", 1986 г.     
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

                
 
 
 
 

Информация о работе Роль науки в жизни общества