Русский космизм и его основные представители: Вл.С. Соловьёв, С.Н.Булгаков, П.А. Флоренский, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И.В

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

В данной работе я поставила перед собой следующие задачи:
1. Разобраться в понятии русского космизма:
- проанализировать сущность, определение и объект изучения космизма;
- изучить историю возникновения космизма в мире в целом и в России в
частности;
2. Проанализировать философские взгляды основных представителей русского космизма:
- Вл.С. Соловьёва;
- С.Н.Булгакова;
- П.А. Флоренского;
- Н.Ф. Фёдорова;
- К.Э. Циолковского;
- А.Л. Чижевского;
- В.И.Вернадского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Русский космизм: понятие, сущность, история развития…………...…..4
1.1.Сущность, определение и объект изучения русского космизма……………...4
1.2. История возникновения космизма в мире в целом и в России в частности..5
Глава 2. Основные представители русского космизма……………………………7
2.1. Концепция русского космизма Вл.С. Соловьёва……………………………...7
2.2. Концепция С.Н. Булгакова……………………………………………………..8
2.3. Русский космизм П.А. Флоренского…………………………………………10
2.4. Концепция Н.Ф. Фёдорова……………………………………………….……11
2.5. Концепция русского космизма К.Э.Циолковского..………………….……..12
2.6. Русский космизм А.Л. Чижевского …………………………………………..14
2.7. Концепция русского космизма В.И. Вернадского, его учение о биосфере..16
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Р Е Ф Е Р А Т П О К С Е.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

 Итак, можно выделить несколько идей космизма Соловьёва:

 1).Идея всеединства.

 Окружающий  мир вечен, его сущность истинна, он органически целостен. Данная идея имеет религиозный характер: без божественного начала бытие является  хаосом.

 2).Идея  принадлежности  человека космосу в его божественной природе.

 Человек есть посредник между Богом и материальным бытиём, организатор Вселенной.

  3).Идея  главенства в Космосе целесообразности, или нравственно-религиозного смысла.

 Именно  целесообразность определяет существо всех стадий и ключевых моментов космической эволюции и бытия.

 По  мнению Соловьёва истинное знание есть религиозно-мистическое восприятие, поэтому проблема полноты познания не является гносеологической. Философ критикует рациональность как отвлечённое начало, говоря о том, что её необходимо переосмысливать и преобразовывать с помощью религиозного опыта и мистического созерцания. 
 
 

2.2. Концепция С.Н. Булгакова. 

     В научный оборот понятие космизма было введено в начале ХХ века, несмотря на утверждения о недавнем его появлении. Многое сделал для этого С.Н. Булгаков (1871-1944). [3] [8]

  Булгаков  продолжил в своих трудах разработку идеи Софийного космизма. В его работах София – неисчерпаема в своих потенциальных возможностях. «София светится в мире как первозданная чистота и красота мироздания, в прелести ребенка и в дивном очаровании зыблющегося цветка, в красоте звездного неба и пламенеющего солнечного восхода... София — то Солнце, которое светит и греет нас, оставаясь нам невидимым»[2]. В одном из своих главных трудов «Философия хозяйства» Булгаков говорит о том, что софийность – это главная, смыслообразующая идея, соединяющая Человека с Космосом.

        Систематизированное учение о Софии Булгаков излагает в своем основном философском труде «Свет Невечерний». Проблема софийности рассматривается в нём как вечная, уходящая далеко в историю, философская тема. Однако основной замысел книги обращен к настоящему и будущему. София трактуется как универсальный космический принцип, вне которого возможен лишь акосмизм, т. е. восприятие мира как бессмысленного хаоса.

        София предстаёт третьим элементом трехчленного вселенского отношения, неотъемлемым связующим звеном между материей и сознанием, природой и духом. Они немыслимы друг без друга и самостоятельно не существуют. София указывает тот единственный путь, обеспечивающий правильное постижение природы, человека и духа в их органической целостности и генетической взаимосвязи. София существует, существовала до начала начал и будет существовать, так как она воплощает собой вечность. Она реализуется во всех явлениях природы и общественной жизни. Вместе с тем бесконечное многообразие жизни не размельчает его на атомы. Вселенная едина. Булгаков исходит, прежде всего, из объективных закономерностей Вселенной, признавая все земные ипостаси: Мудрость, Любовь, Красоту (впоследствии была добавлена Слава).[4]

  Булгаков  не замыкается в чисто религиозных  схемах, но всё же говорит о Софии как о всенародной, вселенской, но не о национально-местной церкви.[1]

        Судьба России, как считал Булгаков, предначертана Софией. Какие бы трагедии и беды с ней не случились, в итоге всё равно торжествует Мудрость-София в соответствии со смыслом своего имени. Так же и человек находится под покровительством Софии, но только в том случае, если ыслит себя неотрывно от своей Родины. Таким образом, софийный космизм неотделим от патриотизма. 
 

2.3. Русский космизм П.А. Флоренского. 

    П.А. Флоренский (1882—1937) так же является представителем Софийного Космизма. Значительным вкладом в развитие данной теории является его двухтомный труд «Столп и утверждение истины». Работа посвящена Космократии Софии, т. е. ее космической власти, направленной на звездный мир и все богатства человеческого духа. [4]

    Космос  есть «многоединое существо», раскрывающееся через посредство  Софии. Флоренский вносит новую точку зрения в идею Микро- и Макрокосмоса, меняя их местами. Так, человек становится Макрокосмосом, а природа – Микрокосмосом. Такая точка зрения не случайна, ведь природа и человек бесконечны, а человек есть часть Природы, то по математическим законам, человек равноценен со своим целым, то есть природой. И наоборот. Следовательно, человек и природа могут быть частями друг друга, более того — частями самих себя (причем части равномощны между собой и целым). [13].

          Человеческим продолжением является Космос, сам человек – это отражение окружающего мира, и по человеку можно этот мир изучать. И мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. Мир есть раскрытие человека, проекция его. В этом заключается космически-антропологический дуализм Флоренского.

    Истоки  этих воззрений Флоренский черпает в древнеарийских верованиях. Он находит параллели и в других культурах — древнеегипетской, индонезийской, бушменской, готтентотской, в которых «Мир как Большой Человек». [13] 

    Поэтому справедлив известный древнейший «Познай  самого себя!». Человек является носителем жизни и сознания, высшей формой их проявления. Поэтому все закономерности, присущие жизни и обществу, сосредоточены в человеке как представителе Микрокосмоса.

    Известен  Флоренский и как трезвый естествоиспытатель, до конца дней своих не оставлявший  занятий наукой и техникой. Одновременно Флоренский предполагает дополнить учение Вернадского о биосфере тем, что получило название «пневматосфера»: это особая сфеpa вещества в Космосе, вовлеченная в круговорот культуры, точнее — «круговорот духа»[4]. 
 

2.4. Концепция Н.Ф.  Фёдорова. 

    В философии Космос обычно представляется как воплощение бесконечности, недоступной  человеку в силу его ограниченности. Однако именно Н.Ф. Фёдоров (1829-1903) впервые вводит понятие человеческой активности, которая направлена на постижение Макрокосмоса.

    Фёдоров обозначает две главные победы человека: над пространством и временем, говоря о том, что эти победы закономерны и взаимосвязаны, зависят друг от друга.

    Вселенная бесконечна, неисчерпаема в своих  возможностях, человек так же может достичь бессмертия, и поэтому полем преображённой жизни могут быть и Вселенная, и сам человек. Фёдорову принадлежит идея «регуляции природы», смысл которой в преобразовании самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека. "Регуляция природы" - это христианство, обращённое в действие воскрешения. [11]

    В современном мире существуют теории, подтверждающие пророческие идеи Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека. Примером может служить антропный принцип. Смысл его заключается в том, что мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. человека. Если бы мир был другим, не было бы самого человека, так как изменились бы параметры самого мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла, не создав ни жизнь, ни сознание. Поэтому, изменяя человеческую природу, мы изменяем мир, причём в том же направлении, и наоборот. Если человек начинает изменять природу и её законы, предварительно не встав на путь самосовершенствования, он порождает, сам того не ведая дисбаланс и кризис (политический, экономический, нравственный). Одностороннее вмешательство человека вместо регуляции приводит к истощению природы, которая в виде катастрофы отвечает человеку.

    Космос  Н.Ф. Фёдорова как и у В.С.Соловьёва - это христианский космос. Изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты. Современный мир - это беспорядок и хаос. Поэтому и необходим всеобщий синтез и единение. Космос у Фёдорова становится "хозяйством", подчинённым задаче воскрешения предков и космоса художественного преображения. [10] 
 
 

2.5. Концепция русского космизма К.Э.Циолковского. 

     Идеи  взаимосвязи человека и космоса  особенно выделялась в работах К.Э.Циолковского (1857-1935), одной из которых является “Космическая философия”. По мнению Циолковского Космос обуславливает человеческую жизнь, так как всё вокруг нас непрерывно и едино. Циолковский обращает наше внимание на взаимосвязь человека и Космоса,  и особо подчёркивает зависимость человека от него. [6]

     Обмен атомами в Космосе понуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке. Добром является все то, что гарантирует блаженство атомов во Вселенной и пресекает возможность их неблагоприятных "переселений". Такие условия в Космосе создаются сложными благоустроенными организмами с высокоразвитым разумом; поэтому процессы стратификации и усложнения во Вселенной являются, по Циолковскому, благом, а процессы нивелировки и упрощения – злом. [7]

       Основные идеи Циолковского можно представить следующим образом:

     1. По всей Вселенной распространена органическая жизнь.

     2. Наиболее важное развитие жизни принадлежит не Земле.

     3. Жизнь для каждого существа кажется непрерывной, так как небытие не ощущается.

     4. В Космосе распространены общественные организации, которые управляются "президентом" разного достоинства. Один выше другого, и таким образом нет предела личностному и индивидуальному развитию и совершенствованию.

     5. Бесконечность истекшего времени заставляет предполагать существование еще ряда своеобразных миров, разделенных бесконечностями высшего порядка.

     6.Идея преобразовательной активности Космоса, с которой тесно связана идея неизбежного выхода человечества в Космос. Отсюда и вера в реальность полетов человечества за пределы земной атмосферы.

       По Циолковскому, судьба Вселенной  зависит от преобразовательной деятельности человечества, т.е. от его совокупного космического разума.

     Наука, по мнению Циолковского, служит средством технического прогресса, преобразования Космоса и обязательно должна быть связана с нравственностью. Пытаясь классифицировать научное знание, Циолковский выделяет:

     • знание непосредственное;

     • знание теоретическое, поддающееся  прямой или косвенной проверке;

     • знание теоретическое, которое проверить  нельзя;

     • несомненно точные знания;

     • знания вероятные или приблизительные, поддающиеся проверке, например, статистические данные;

     • знания вероятные или приблизительные, которые пока проверить невозможно;

     • знания несомненные, проверить которые  принципиально невозможно (Циолковский  относит к ним идеи о бесконечности  Вселенной);

     • знание фактическое. [6]

     Циолковский выделяет фундаментальные (математика, геометрия, механика, физика и др.) и  прикладные (технические науки, науки  о человеке, обществе, земле и  др.) науки, показывая сложность структуры научного знания, делая акценты на приоритете научного мышления, работающего в системе взаимодействия характеристик Земли и Космоса.  
 
 

      2.6. Русский космизм  А.Л. Чижевского . 

      А.Л. Чижевский (1897-1964) является  основателем  космобиологии. Он придавал огромное значение синтезу наук, считал, что в области наук о природе происходит процесс, имеющий огромную важность: применение методов одних наук к другим, синтетическое объединение различных наук. (Например, идёт процесс связи математики, химии, биологии и физики).

      Чижевский с новой точки зрения раскрыл идею о связи мира астрономических и биологических явлений. В глубине человеческого сознания, отмечал Чижевский, уже много тысячелетий зреет вера, что астрономический и биологический миры неразрывно связаны друг с другом. Эта вера, обогащаясь наблюдениями, переходит в знание.

      Идея  единства всего живого со всем мирозданием  наполняет подлинным содержанием  принцип единства и понимания  мира как неделимого целого. Космические  импульсы пронизывают и обусловливают  жизненные процессы на земле. Биосферу является местом преобразования космической энергии. Именно космические силы являются главнейшими для процессов развития жизни на Земле. Чижевский много лет изучал архивы и доказал, что многие процессы в мире и обществе ( эпидемии, увеличение смертности от болезней сердца, динамика урожаев) зависят от ритмов солнечной активности. Деятельность Солнца, в свою очередь, зависит от явлений галактического масштаба, от проявлений электромагнитной силы Вселенной. Чижевский обращал внимание на важность этих космофизических факторов в развитии исторического процесса. Он обосновывал это тем, что не только человеческая психика, но и важнейшие события в мире зависят от деятельности Солнца. Чижевский выдвигал представление о цикличности исторических событий и связывал сильнейшие исторические потрясения (революции, восстания, войны, крестовые походы, религиозные волнения) с эпохами максимальной солнечной активности. При этом он доказал, что периодичность этих эпох составляет около 11-12 лет. Он считал, что влияние космоса распространяется на все земное население практически равномерно. Именно космические факторы, связанные с влиянием солнечной активности, трактовались им как некая "внеземная сила", внешне воздействующая извне на развитие событий в мире и обществе. [14] 
 
 

Информация о работе Русский космизм и его основные представители: Вл.С. Соловьёв, С.Н.Булгаков, П.А. Флоренский, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И.В