Русский космизм и его основные представители: Вл.С. Соловьёв, С.Н.Булгаков, П.А. Флоренский, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И.В

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

В данной работе я поставила перед собой следующие задачи:
1. Разобраться в понятии русского космизма:
- проанализировать сущность, определение и объект изучения космизма;
- изучить историю возникновения космизма в мире в целом и в России в
частности;
2. Проанализировать философские взгляды основных представителей русского космизма:
- Вл.С. Соловьёва;
- С.Н.Булгакова;
- П.А. Флоренского;
- Н.Ф. Фёдорова;
- К.Э. Циолковского;
- А.Л. Чижевского;
- В.И.Вернадского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Русский космизм: понятие, сущность, история развития…………...…..4
1.1.Сущность, определение и объект изучения русского космизма……………...4
1.2. История возникновения космизма в мире в целом и в России в частности..5
Глава 2. Основные представители русского космизма……………………………7
2.1. Концепция русского космизма Вл.С. Соловьёва……………………………...7
2.2. Концепция С.Н. Булгакова……………………………………………………..8
2.3. Русский космизм П.А. Флоренского…………………………………………10
2.4. Концепция Н.Ф. Фёдорова……………………………………………….……11
2.5. Концепция русского космизма К.Э.Циолковского..………………….……..12
2.6. Русский космизм А.Л. Чижевского …………………………………………..14
2.7. Концепция русского космизма В.И. Вернадского, его учение о биосфере..16
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Р Е Ф Е Р А Т П О К С Е.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО» 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

Русский космизм и его основные представители: Вл.С. Соловьёв, С.Н.Булгаков, П.А. Флоренский, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И.Вернадский. 
 
 

                                                                                        Реферат выполнила

                                                                                        студентка III курса

                                                                                        группы 736

                                                                                        Ромашкина Ю.Р.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НИЖНИЙ  НОВГОРОД

2010 год

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Русский  космизм: понятие, сущность, история  развития…………...…..4

1.1.Сущность, определение и объект изучения русского космизма……………...4

1.2. История возникновения   космизма в мире в целом  и в России в частности..5

Глава 2. Основные представители русского космизма……………………………7

2.1. Концепция  русского космизма Вл.С. Соловьёва……………………………...7

2.2. Концепция  С.Н. Булгакова……………………………………………………..8

2.3. Русский космизм  П.А. Флоренского…………………………………………10

2.4. Концепция  Н.Ф. Фёдорова……………………………………………….……11

2.5. Концепция  русского космизма К.Э.Циолковского..………………….……..12

2.6. Русский космизм  А.Л. Чижевского …………………………………………..14

2.7. Концепция  русского космизма В.И. Вернадского, его учение о биосфере..16

Заключение………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы……………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

   Темой моего реферата является русский  космизм. Основная цель работы заключается в изучении космизма как течения русской философской мысли, а так же взглядов основных его представителей: Вл.С. Соловьёва, С.Н.Булгакова, П.А. Флоренского, Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И.Вернадского.

   Актуальность  данной работы заключается в том, что многие идеи философии русского космизма совпадают в настоящее время с научной картиной мира. Наука направлена на преобразование окружающей действительности и удовлетворение человеческих потребностей, что ведёт при неразумном вмешательстве в законы природы к неизбежным катастрофам; космизм же даёт чёткое объяснение закономерностям человеческой жизни, опираясь на учение о космосе и органической связи последнего с человеком и его жизнедеятельностью.

   Данная  тема достаточно давно исследуется, однако новизна вопроса состоит в способности космизма объяснить многие общественные, политические и социально-экономические явления современной жизни. Под данным углом зрения данная тема обладает новизной.

   В данной работе я поставила перед  собой следующие задачи:

   1. Разобраться в понятии русского космизма:

       - проанализировать сущность, определение  и объект изучения космизма;

       - изучить историю возникновения  космизма  в мире в целом  и в России в  

       частности;

   2. Проанализировать философские взгляды основных представителей русского космизма:

       - Вл.С. Соловьёва;

       - С.Н.Булгакова;

       - П.А. Флоренского;

       - Н.Ф. Фёдорова;

       - К.Э. Циолковского;

       - А.Л. Чижевского;

       - В.И.Вернадского. 

   Методология достижения вышеуказанных задач  заключается в анализе литературных трудов представителей русского космизма, статей философских журналов, сборе разных точек зрения на объект и значение космизма.

   Работа  состоит из двух глав. В первой главе  дано общее понятие космизма, объект его изучения, история его развития. Глава включает два параграфа. Вторая глава посвящена разбору концепций русского космизма основных его представителей и состоит из семи параграфов, каждый параграф отражает взгляды отдельного представителя.

   Проблема  разрабатывается на широком круге источников, среди которых труды Булгакова, Флоренского, Фёдорова, Чижевского, философские журналы, ресурсы сети Интернет и другие литературные источники. Так как в работе есть ссылки на труды самих представителей русского космизма, степень разработанности данной темы можно считать достаточной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Русский космизм: понятие, сущность, история развития. 

    1. Сущность, определение и объект изучения русского космизма.

    Для того, что бы понять суть концепций  русского космизма, разобраться в основных идеях представителей данного направления, необходимо проанализировать само понятие космизма, понять объект данного учения. Одного определения недостаточно, так как содержание космизма многогранно и многолико.

    Космизм - это философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу.[9] Космизм является своеобразным направлением в русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв и включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.

         Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.  
Космическая экспансия человечества - только одна из частей этой грандиозной программы.[5] 
          В русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как Макрокосма (Земли, биосферы, космоса), так и Микрокосма (человека, как биологического отражения макрокосмоса). Поэтому важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия.  
Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.

    Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные  подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.

    Русский космизм предложил особый метод  мышления: существуют знания, к которым  мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.

    Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.[9]

    Таким образом, объектом изучения космизма выступает Космос и человек, их взаимосвязь. 
 

    1.2. История возникновения космизма в мире в целом и в России в частности.

    В древности космические представления  людей нередко приводили к  космизации различных сторон общественной жизни. Так, борьба добра и зла  являлась движущей силой космоэволюции. Практически все мировые религии  в своих учениях имеют положения  о поощрении или наказании за праведную или греховную жизнь, причём жизнь имеет божественно-космическую направленность и сущность. У Платона в качестве первосущностной энергии Космоса выступает Эрос. Космическая гармония долгое время служила образцом для гармонии человеческого устроения.[4] В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э.Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. [9]

    Появление русского космизма объясняется в основном своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в.

    Так, начиная с ХХ века в России, где  впервые представила миру научное  учение о биосфере и  переходе ее в ноосферу, в России, которая первой открыла реальный путь в космос, зарождается уникальное направление научно-философской мысли - космизм.    Основоположниками нового направления являются такие философы и ученые, как В. И. Вернадский,  К.Э.Циолковский, Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н. Булгаков и др.

    Развитие  русского космизма происходило во многом из-за его противопоставления основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние содержало возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его активному прогрессивному воздействию на содержание и культуру научного исследования в XX в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные представители  русского космизма. 

2.1. Концепция русского  космизма Вл.С.  Соловьёва.

     Закономерность  существования и развития окружающего нас мира является тайной для человеческого разума. Связующее звено между божественным и природным миром есть человек. Человек заключает в себе разнообразные противоположности: между безусловным и условным, между абсолютной вечной сущностью и преходящими событиями, или видимостью. Человек одновременно  и божественен, и ничтожен. Поэтому, человеку необходимо найти своё место и назначение в окружающем мире.

    Вл. Соловьёв (1853-2900) является представителем Софийного космизма. В понимании русских космистов София — это смыслообразующее Начало Макро- и Микрокосма, выступающее своего рода соединительной тканью Мирового Всеединства. Космостроительная и космообъединяющая сущность Софии конкретизируется в упорядочивании природной, общественной и умственной жизни. [4]

    Вся жизнь и творчество Соловьева пронизаны следом Софии. Как утверждал Соловьёв, София являлась ему даже во сне. [15]

    По  мнению Соловьёва, ядром концепции Софийного Космоса является взаимосвязанное представление о макро- и микрокосмических функциях Софии:

    1.дотварной (абсолютной),

    2.тварно-нетварной (богочеловеческой),

    3.тварной  космической

    4.тварной общечеловеческой.

    Центральной категорией системы Соловьёва является Всеединство, и категория софийности не отделима от неё, а неразрывно связана  с ней. София является воплощением космического всеединства и находит свое высшее выражение в совершенном человеке. Таким образом, связь между Макрокосмом и Микрокосмом имеет софийную природу и реализуется через посредство Софии. [4]

Информация о работе Русский космизм и его основные представители: Вл.С. Соловьёв, С.Н.Булгаков, П.А. Флоренский, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И.В