Шпаргалка по "КСЕ "

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:34, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет естествознания. Основные этапы развития естествознания, история, панорама и тенденции развития.
Естествознание-наука о природе («естество»-«природа»). Предмет естествознания- факты, явления, которые воспринимаются нашими органами чувств, окружающий нас мир и наше понимание мира. А также - различные формы движения материи в природе; лестница последовательных уровней организации материи и их взаимосвязи; основные формы всякого бытия- пространство и время; закономерная связь явлений природы.
3 основных этапа:
1) Естествознание древнего мира.

Работа содержит 1 файл

КСЕ шпора главная.doc

— 363.50 Кб (Скачать)

Действие  пороговых механизмов состоит в  том, что существует некоторое критическое  значение внешнего воздействия, выше которого прежняя форма уже существовать не может. Переход системы через это пороговое состояние ведёт к резкому качественному изменению протекающих в ней процессов. При этом заранее невозможно предсказать, по какой ветви эволюции пойдёт развитие дальше, т.к. это зависит от неизбежно присутствующих случайных воздействий внешней среды.

Суть закона дивергенции заключается в следующем: процесс развития характеризуется  непрерывным усложнением и ростом разнообразия организационных форм материи. Сам термин «дивергенция»  в переводе означает расхождение. Здесь  имеется в виду расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в процессе эволюции. Это результат неодинаково направленного естественного отбора и обитания в разных условиях среды. Закон дивергенции характерен для всех трёх форм развития материального мира: он действует в мире неживой природы, эволюции живых существ и обществе. С ростом сложности системы возрастает вероятность увеличения числа возможных путей дальнейшего развития, т.е. дивергенции.

21. Особенности биологического  уровня организации материи. Основные этапы становления идеи развития биологии. Концепции происхождения живого. Современные концепции происхождения жизни. Метаболизм. 

  Основные этапы:

1. Период  античной натурфилософии до первых  биологических дисциплин. Здесь  наблюдается фундаментальный принцип науки о живом – принцип историзма.

2. Систематизация  накопленного в ботанике и  зоологии материала.

3. Опубликование  Дарвином труда «Происхождение  видов» в 1859г. Это период  революционного перелома в биологии, связанный с возникновением целых отраслей эволюционной биологии.

4. Переход  к систематическому экспериментальному  изучению отдельных факторов  эволюции, формированию новых направлений  в генетике и экологии. Этот  период длился с начала 20 века  до середины 30-х годов 20 века.

5. Период всеобъемлющего синтеза знаний о факторах, движущих силах и закономерностях в эволюции. Этот период берет свое начало в 40-х годах и продолжается до настоящего времени.

  Концепции происхождения живого:

  • Идея самопроизвольного зарождения жизни;
  • Происхождение живого от живого;
  • Гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса;
  • Гипотеза Опарина (органические вещества могут образовываться абиогенным путем при действии электрических зарядов, тепловой энергии, ультрафиолетовых лучей на газовые смеси, содержащие пары воды, аммиака, метана и др.

   Современные концепции  происхождения жизни:

1. Концепция  субстратного происхождения жизни;

2. Концепция  энергетического происхождения;

3. Концепция  информационного происхождения.

   Метаболизм – обмен веществ, сопровождающийся высокими скоростями построения, распада и воссоздания вновь созданных органических комплексов, входящих в биологические структуры.

Вопрос 21. Особенности биологического уровня организации  материи. Основные этапы  становления идеи развития биологии. Концепции происхождения живого. Современные концепции происхождения жизни. Метаболизм. 

  Биология - наука о живом, его строении, формах активности, природных сообществах живых организмов, их распространении и развитии, связях друг с другом и неживой природой. В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук в живой природе. Важнейшим инструментом познания живого мира служит категория «живого» являющаяся ключевой, исходной для всей системы биологических наук. К числу свойств живого обычно относят следующие:

- Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах.

- Живые организмы получают энергию из окружающей среды, используя ее на поддержание своей высокой упорядоченности. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию.

- Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Способность реагировать на внешние раздражения • универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных.

- Живые организмы не только изменяются, но и усложняются. Так, у растения ИЛИ животного появляются новые ветви или новые органы, отличающиеся по своему химическому составу от породивших их структур.

- Все живое размножается. Эта способность к самовоспроизведению, пожалуй, самая поразительная способность живых организмов. Причем потомство и, похоже, и в то же время чем-то отличается от родителей. В этом проявляется действие механизмов наследственности и изменчивости, определяющих эволюцию всех видов живое природы.

- Сходство потомства с родителями обусловлено еще одной способностью живых организмов передавать потомкам заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения. Эта информация содержится в генах - единицах наследственности, мельчайших внутриклеточных структурах.

- Живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни. Строение крота, дождевого червя, рыбы полностью соответствует условиям, в которых они живут.

В становлении  биологии как науки можно выделить 3 этапа, принципиально отличающихся друг от друга своей главной идеей: период систематики; эволюционный период; период биологии микромира. Эти периоды не имеют четких временные границ, не имеют они и резких переходов. Например, переход от систематики к эволюционизму проходил через период трансформизма, в котором идея изменчивости и превращения форм животных и растений пробивала себе дорог). Как и всякая естественная наука, биология в начале становления имела описательный характер (описательная   натурбиология). Идеи систематики зародились в античности, и первым систематизатором был Аристотель. Биологии он посвятил ряд работ: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных». Он является основоположником зоологии морфологии, эмбриологии. В основе систематики живого у Аристотеля лежит принцип от простого к сложному, с человеком на вершине пирамиды (антропоцентризм).

Этот принцип  систематики сохранялся в науке  два тысячелетия. Дальнейшее развитие идея систематики получила в работе «Система природы» (1753) шведского ученого Карла Линнея. В основе систематики Линнея лежит вид: близкие виды объединяются в роды, сходные роды в отряды, а отряды в классы. Наиболее полно по тем временам идея эволюции была изложена в работах французского биолога. Ж. Ламарка. В своей работе «Философия зоологии» он выделяет две причины изменчивости видов: влияние и изменение условий жизни и наследственность. Ламарк считал, что высшие формы жизни произошли от низших в процессе эволюции. Эволюционное учение Ламарка имело большое значение в плане признания идеи развития и изменения видов, тем самым способствовало появлению теории Дарвина.

Главный труд Дарвина «Происхождение видов путем  естественного отбора или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь», был опубликован в Ноябре 1859 г. Эволюционная теория Дарвина построена на трех «китах» - изменчивости, наследственности и естественном отборе. Изменчивость - это способность организмов приобретать новые свойства и признаки и изменять их по разным причинам. Имение изменчивость является первым и главным звеном эволюции.

Успех теории Дарвина к концу XIX века был огромен. Но вот в начале XX в. появилась генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов, сначала выразившая недоверие теории Дарвина. Однако к 30-мгодам XX века ситуация изменилась. Генетика сама стала эволюционной, а ее связь с теорией Дарвина привела к современной (синтетической) теории эволюции (СТЭ). Генетика установила природу наследственности и изменчивости. Основоположником науки является Грегор Мендель (1822 - 1884). В результате опытов с горохом, цель которых состояла в том, чтобы «проследить развитие гибридов в их потомках», в 1865 г. Мендель открыл закон наследственности. Однако его работа оставалась неизвестной 35 лет. Известность пришла к Менделю в 1900 (спусти 16 лет после смерти), когда его законы наследственности были переоткрыты.

Г. Морган (1866 - 1945) сформулировал хромосомную теорию наследственности. Клетки большинства живых организмов (растений и животных) имеют наборы парных хромосом, однотипных от мужского и женского организмов. Отличаются только две половые клетки: в мужских половых клетках находятся две разные хромосомы - Х и V (в каждой по одной хромосоме), в женских - две одинаковые хромосомы - Х,Х Важным открытием в генетике было открытие мутаций - внезапных изменений в наследственной системе организма. Они происходят как за счет случайных событий (естественные или спонтанные мутации), так и за счет искусственно вызываемых действий (индуцированные мутации). Все виды живых организмов способны мутировать, что и приводит к их изменчивости.

Современная биология является экспериментальной  наукой на уровне микромира. Отсюда и  название этапа развития биологических  знаний. Изучение процессов, происходящих на молекулярном уровне, привело к большим достижениям биологической науки.

Среди главных теорий возникновения жизни на Земле следует упомянуть следующие:

1.   Жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время ;

2.   Жизнь возникала неоднократно из неживого вещества (самопроизвольное зарождение);

3.   Жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния):

4.   Жизнь занесена на нашу планету извне (панспермия);

5.    Жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам (биохимическая эволюция).

Метаболизм  – обмен веществ, сопровождающийся высокими скоростями построения, распада  и воссоздания вновь созданных  органических комплексов, входящих в  биологические структуры.

Каждая  живая клетка - это сложная высокоупорядоченная система. Как показала эксперименты, содержимое клетки находится в состоянии непрерывной активности:

В различные вещества все время входят в клетку и выходят из нее наружу. Все реакции, протекающие в клетке можно разделить на две

Анаболические  реакции - это реакции синтеза крупных молекул из более мелких и простых: для этих процессов необходима затрата энергии.

Катаболические  реакции - реакции распада крупных молекул на более мелкие и простые, обычно с выделением энергии.

Иногда  образовавшиеся более простые молекулы могут затем вновь использоваться для биосинтеза. Совокупность катаболических и анаболических реакций, протекающих в клетке в любой данный момент, составляют ее метаболизм. 

22. Отражение и движение  как всеобщие свойства  материи. Проблемы адаптации живого и принцип отражения. 

  Отражение  – это всеобщее свойство движущейся  материи, которое выражается в  способности любого объекта на  воздействие извне отвечать определенным  действием.

  Отражение  как всеобщее свойство материи  существует потому, что все материальные  объекты взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. В процессе отражения ответное действие отражающего всегда строго специфично и точно соответствует характеру полученного воздействия. Эта особенность отражения имеет большое значение и выражает специфику формы движения материального объекта.

   Адаптация  – это особая форма отражения  системами воздействий внешней  и внутренней среды, заключающаяся  в тенденции к установлению  с ними динамического равновесия.

   Проблемы  адаптации живого и принцип  отражения:

1. Сущность  процесса развития состоит в формировании приспособляемости организмов друг к другу и всех вместе - в среде обитания, в силу чего создаются единство и гармония живой природы в целом.

2. Сходные  условия среды порождают сходные  типы строения (структуры и функций  организмов). Чем разнообразнее среда, тем, как ее отражение, разнообразнее строение живого.

3. Характер  адаптации как сущности эволюции  живых существ и систем связан  с уровнем их развития.

4. Темпы  развития среды и темпы, а  также скорость адаптации к  ней на прогрессивной стадии развития совпадают. Только в этом случае суммируются гармонии системы и среды, что способствует сохранению и развитию живого.

5. В ходе  адаптации организация живых  систем воспроизводит организацию  среды.

6. Процесс  адаптации неоднороден, он дифференцируется в соответствии с организацией самого объекта, с особенностями строения среды и изменениями данного организма и данной среды.

22. Отражение и движение  как всеобщие свойства  материи. Проблемы  адаптации живого  и принцип отражения.

Материя,   как  объективная  реальность   характеризуется  бесконечным количеством свойств. Отражение и движение являются всеобщие свойства материи. Движение обладает целым рядом важнейших свойств.  Во-первых,  движению свойственна объективность,  т.  е.  независимость  его  существования  от  сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Во-вторых,  движению свойственна всеобщность.  Это означает,  что любые явления в мире  подвержены  движению  как способу существования  материи.  В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный   философский   материализм   отвергает   какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка, а немецкий философ Е. Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В-четвертых,  движению  свойственна  абсолютность.  Признавая  всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает  относительный  характер  таких  состояний  материальных объектов.

Информация о работе Шпаргалка по "КСЕ "