Сознание и эмоции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:44, контрольная работа

Описание работы

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….3
2. Происхождение сознания…………………………………………….…4
3. Структура сознания и его функции..…………………………………..6
4. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. Сознание и мозг…………………………...…………………………………………….8
5. Эмоции – виды и роль в жизни человека………………..…………….9
6. Психологические теории эмоций……………………………………...14
7. Заключение……………………………………………………………..17
8. Список литературы…………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

ДИСЦИПЛИНА.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

     Нормальная  психика невозможна вне нормально  функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается  утонченная структура организации  материи мозга, разрушаются и  структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать  и осуществлять сложные программы  поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении  затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими  отношениями и т.д. Известно, как  деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет  свой мозг алкоголем, наркотиками.

     Экспериментальные данные различных наук, таких как  психофизиология, физиология высшей нервной  деятельности и др., неопровержимо  свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

     5. Эмоции – виды и роль в  жизни человека.

     Эмоции  — особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

     Данный  факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие  генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

     Жизнь без эмоций так же невозможна, как  и без ощущений. Эмоции, утверждал  знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как  средство, при помощи которого живые  существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика  — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его  отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию  воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

     Эмоции  выступают как внутренний язык, как  система сигналов, посредством которой  субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

     В критических условиях при неспособности  субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает  особый вид эмоциональных процессов  — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что  он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».

     На  важную мобилизационную, интегративно-защитную poль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного ил вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно пpиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры.

     Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

     Основные  эмоциональные состояния, которые  испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты.

     Эмоции  и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».(4) Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

     Чувства же носят предметный характер, связываются  с представлением или идеей о  некотором объекте. Другая особенность  чувств состоит в том, что они  совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

     Чувства носят исторический характер. Они  различны у разных народов и могут  по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

     Чувства — продукт культурно-исторического  развития человека. Они связаны с  определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни  и деятельности человека, в его  общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего  его мира человек стремится действовать  так, чтобы подкрепить и усилить  свои положительные чувства. Они  у него всегда связаны с работой  сознания, могут произвольно регулироваться.

     Аффекты — это особо выраженные эмоциональные  состояния, сопровождаемые видимыми изменениями  в поведении человека, который  их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая  возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную  окраску с точки зрения того, в  какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь  поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую  его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется  следующему закону: чем более сильным  является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы  его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты  протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими  изменениями и двигательными  реакциями.

     Страсть — еще один вид сложных, качественно  своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

     6. Психологические теории эмоций

     Многочисленными физиологическими изменениями в  организме сопровождается всякое эмоциональное  состояние. На протяжении истории развития данной области психологических  знаний не раз предпринимались попытки  связать физиологические изменения  в организме с теми или иными  эмоциями и показать, что комплексы  органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

     В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу  «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

     Идеи  Ч. Дарвина были восприняты и развиты  в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились  
У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций.

     Альтернативную  точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил  У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.

     Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса–Ланге и Кеннона–Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея–Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.

     Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь  эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние  эмоций на психику и поведение  человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

     У человека в динамике эмоциональных  процессов и состояний не меньшую  роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

     Одной из первых подобных теорий явилась  теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

     К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

Информация о работе Сознание и эмоции