Типы социальных изменений: линейный, нелинейный

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Содержание

Введение 3
1.Типология социальных изменений 5
2.Циклический тип 9
3.Линейный тип. 13
4.Нелинейный тип 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

ККР1.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

представители экзогенных теорий (географическое направление) полагают, что социальные изменения  порождаются внешними факторами: климатом, ландшафтом и т.д.;

большинство социологов являются сторонниками эндогенных факторов развития, т.е. полагают, что  причины социальных изменений надо искать в самом обществе. Так, представители  конфликтного подхода движущей силой развития общества видят социальные противоречия и конфликты, которые присущи любому социальному строю.

     Марксистская  социология в качестве главной движущей силы общества видит единство и борьбу противоположностей, которая происходит во всех сферах. В экономической - противоречие между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической -- борьба классов, в духовной - борьба идеологий.).    Относительно роли объективных и субъективных факторов в социальных изменений высказываются две точки зрения:

сторонники субъективизма в качестве основной причины социальных изменений рассматривают сознательную деятельность индивида или группы людей, на первый план выдвигается индивидуальное сознание;

сторонники объективизма полагают, что в обществе действуют объективные законы, не зависимые от воли и сознания людей.     На вопрос, носят ли социальные изменения причинно обусловленный или случайный характер, также предлагается два ответа:   марксистский детерминизм подчеркивает причинную обусловленность всех социальных явлений; это означает, что каждая из подсистем, входящих в общество, существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других сфер, все подсистемы зависимы от экономической подсистемы;          социальный дарвинизм считает, что социальные изменения совершаются благодаря случайным вариациям и природному отбору.  На вопрос о том, какие причины порождают социальные изменения, предлагаются следующие ответы:      Социокультурные теории первопричиной социальных изменений считают изменения, происходящие в социокультурной сфере - мировоззрениях, религии, сознании социальных групп, общества в целом. Такие изменения определяют облик всего общества.

     Социально-экономические теории главную причину видят в экономике, производственных отношениях.       Индустриально-технологические теории полагают, что социальные изменения производны от технологических изменений. Выделяют 3 способа, посредством которых технология детерминирует социальные изменения: изменения в технологии создают проблемы социального порядка, которые требуют определенных действий со стороны людей (возникновение биотехнологий, позволяющих женщинам вынашивать неродных детей, породило суррогатное материнство, нуждающееся как в новых социальных нормах, так и в новых социальных ролях);      новые технологии, новая техника создают новые возможности для индивида и групп в их деятельности, общении (новые возможности социальной коммуникации созданы благодаря телефонизации, развитию телевидения, компьютерной техники и т.д.);      новые технологии нередко создают новые формы взаимодействия между индивидами и различного рода общностями (развитие Интернета индивидуализирует труд многих высококвалифицированных работников). 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, каждая социокультурная система имеет свой жизненный цикл, который может быть разбит на ряд этапов, стадий, фаз развития. Чередование фаз развития системы иногда называют системным временем. Ясно, что фаза является качественной единицей измерения времени. Количество фаз, их длительность зависят от избранной типологии и задач исследователя. Однако даже количественная переменная - календарное время - в социальных процессах приобретает качественные характеристики. Так называемое социальное время является формой организации социального опыта, оно может ускоряться и замедляться, зависеть от направления в будущее или в прошлое. Одно время эквивалентно деньгам, другое требуется убить.           Малоизученной проблемой остается выбор необходимого темпа социальных изменений, темп перемен можно ускорить и замедлить, сделать неравномерным и сконцентрированным.       Что же касается дальнейшего мирового развития, то это вопрос неоднозначно воспринимается в современном мире. Так, по мнению одних ученых, постоянно происходит прогресс в обществе, этакое линейное продвижение вперед и вверх, а не назад и вниз. Спрашивается: чего же более? Так нет же, цивилизация, только зародившись, может кануть в лету вне зависимости ни от каких условий. Таким образом, концепция постоянного прогресса - неподходящее решения для данного уравнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов, 2001.- 296 с.

2. Сорокин П. Социальная и культурная динамика , 2006. — 1176 с.

3. Штомпка  П. Социология социальных изменений, 1996. -416 с. 

Информация о работе Типы социальных изменений: линейный, нелинейный