Учение Франсуа Кэне

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

В XVII веке во Франции, несмотря на значительное развитие промышленности, продолжала оставаться аграрной страной. Гнет феодальных повинностей усиливался. Упадок сельского хозяйства достиг своего предела. Тяжелое положение крестьянства вызвало крупные крестьянские волнения. Финансы страны находились катастрофическом состояние. Производительные силы пришли в глубокое противоречие с феодальными производственными отношениями. Быстро назревали предпосылки буржуазной революции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Взгляды Франсуа Кэне………………………………………………………....5

2. Учение Франсуа Кэне о «чистом продукте»…………………………….……8

3. Учение Франсуа Кэне о капитале .…………………………………………11

Заключение ……………………………………………………………………....15

Список использованных источников…………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 75.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Взгляды Франсуа  Кэне………………………………………………………....5

2. Учение Франсуа  Кэне о «чистом продукте»…………………………….……8

3. Учение Франсуа  Кэне о капитале   .…………………………………………11

Заключение ……………………………………………………………………....15

Список использованных источников…………………………………………...16 

 

    ВВЕДЕНИЕ 
     

     В XVII веке во Франции, несмотря на значительное развитие промышленности, продолжала оставаться аграрной страной. Гнет феодальных повинностей усиливался. Упадок сельского  хозяйства достиг своего предела. Тяжелое положение крестьянства вызвало крупные крестьянские волнения. Финансы страны находились катастрофическом состояние. Производительные силы пришли в глубокое противоречие с феодальными производственными отношениями. Быстро назревали предпосылки буржуазной революции.

     Отраслью  экономики, которая привлекала внимание ученых-практиков, оставалось земледелие. Возникали общества поощрения агрокультуры, стремившиеся к внедрению английских методов хозяйствования как более  прогрессивных. Публиковались агрономические сочинения.

     В борьбе против феодального строя  буржуазия вдвинула своих идеологов, идеи которых одно из первых мест занимали Ф. Кенэ – основоположник и глава школы физиократов и А.Тюрго.

     Школа физиократов возникла во Франции  в период перехода от феодализма к капитализму, в XVIII веке. К этому времени уже окреп промышленный и финансовый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и светским феодалам. Сложились национальные рынки, и намечается появление европейского рынка, однако большинство населения по-прежнему вело натуральное хозяйство.

     Слово «физиократия» имеет греческое  происхождение и в переводе означает «власть природы». В этом смысле представители физиокртатизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.

     Основоположником  и главой школы являлся Ф. Кенэ, также в нее входила большая группа экономистов: А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон.

     Франсуа Кенэ (1664-1774) – признанный лидер учения физиократов. Как и другиеавторы первого этапа развития классической политической экономиии, он не является профессиональным экономистом. Уроженец одного из пригородов Версаля, восьмой из тринадцати детей крестьянина – мелкого торговца, Ф. Кенэ исключительно благодаря своим природным дарованиям достиг профессии врача, которая всегда оставалась для него основной. Чтобы стать медиком он в 17 лет уехал в Париж, где одновременно практиковал в госпитале и подрабатывал на жизнь в одной из граверных мастерских. Через 6 лет получил диплом хирурга и приступил к врачебной практике вблизи от Парижа в городке Мант.

     В 1734г. популярнейшему к тому времени  врачу Ф. Кенэ предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной «просьбы» маркизы Помпадур Ф. Кенэ обретает еще более почетную службу и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика короля Людовика XV.

     По  мере улучшения и упрочения своего материального положения Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он начинает посвящать философской науке, а затем целиком экономической теории. С 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро, в которрой и были опубликованы его основные экономические произведения (статьи): «Население»(1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица»(1758).

 

  1. ВЗГЛЯДЫ ФРАНСУА КЭНЕ
 
 

      Физиократы  выступили с решительно критикой меркантилизма. В противоположность  меркантилистам, сосредоточившим свое внимание на анализе явлений в сере обращения, физиократы совершили поворот от анализа обращения к анализу производства. Они перенесли исследование вопроса о происхождении прибавочного продукта из сферы обращения в сферу производства. В этом состоит главная научная заслуга физиократов. Но они ограничили сферу производства лишь рамки сельского хозяйства.

     Метод естественных наук, перенесенный У.Петти  в политическую экономию, получил  дальнейшее развитие у Кенэ. Он выдвинул концепцию «естественного порядка», исходящую из признания определенных объектных законов не только в природе, но и в общественной жизни. «Естественный порядок», под которым Кенэ понимал буржуазный строй, предполагал развитие экономики на основе свободной конкуренции, стихийно игры рыночных цен, исключающей вмешательство государства. Признание того, что экономическое развитие представляет собой естественный процесс, подчиненный определенным законам, не зависящим от воли людей, является бесспорным научным достижением физиократов. Однако метафизический подход к явлениям общественной жизни привел их к отождествлению законов природы с законами развития общества. Последние рассматривались ими как неисторические, вечные законы. Поэтому капиталистическую форму производства они считали естественной и вечной формой производства.

     Кенэ  выдвинул учение об эквивалентности  обмена. Он доказывал, что «обмен или  торговля не порождают богатств, совершение обмена ничего, стало быть, не производит», и объяснял это тем, что в сфере  обмена, в условиях свободной конкуренции происходит обмен равновеликих стоимостей, которыми товары обладают еще до того, как они поступают на рынок. Отсюда следовало, что в обмене богатство не создается и прибыль не возникает. Учение об эквивалентности обмена явилось, таким образом, теоретической основой для опровержения взглядов меркантилистов. В то же время он побуждал физиократов искать источник богатства вне сферы обращения. Вместе с тем Кенэ не мог правильно объяснить причину обмена равновеликих стоимостей, так как была недостаточно разработана теория стоимости, и он фактически отождествлял стоимость с издержками производства.

     Методологической  платформой экономического исследования Кенэ стало разработанное им учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира, существование которого объяснялось соответствием "естественному порядку" или "естественному праву". Кенэ рассматривал такое право как выражение высшей справедливости, идущей от Бога. По его мнению, соблюдение "естественного порядка" обязательно для всех людей уже потому, что представляющее его "естественное право" признаётся "светом разума".

Кенэ  не разделял выводов просветителей. Он считал, что человек не

может претендовать "на всё" (это равносильно  праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в состоянии обеспечить своим трудом.

     Физиократы  опирались на идею "естественного  права" для определения

существующих  норм поведения человека. В соответствии с учением о

"естественном  порядке" Кенэ и его коллеги  признавали экономические и

политические  законы в качестве естественных (не зависящих от людей и

политической  власти). Такие законы трактовались как вечные.

     Юридической основой концепции о «естественном  порядке» по мнению Кенэ являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные и интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. Как утверждает ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Поэтому, по его мысли, желание

наслаждаться  сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию.

     Одновременно  Ф. Кенэ предупреждает, что верховная  власть не должна быть аристократической или предоставленной крупным земельным собственникам; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию и создать самую разнузданную анархию. Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов – естественного порядка, - необходимых для осуществления государственного руководства.

     Оценивая  методологию исследования Кенэ и  его последователей, современные ученые отмечают, что физиократы не провели методологической грани между чисто теоретическими и практическими (экономико-полиитическими) суждениями.

     Провозглашенная физиократами экономическая наука  изучает физические и моральные законы «наиболее совершенного строя», который вызывает у них вдохновение и энтузиазм, до известной степени сектантский характер всего их течения и мессионизм во взглядах на свою роль. 

       

 

  1. УЧЕНИЕ Ф. КЭНЕ О «ЧИСТОМ ПРОДУКТЕ»
 
 

     Центральное место экономической системе  физиократов заминало учение о «чистом  продукте», под которым Кенэ понимал разницу между совокупным общественным продуктом и издержками производства, или, иначе, избыток продукта над издержками производства. Кенэ утверждал, что «чистый продукт» создается только в земледелии, где под воздействием сил природы увеличивается количество потребительских стоимостей. В промышленности, полагал он, лишь различным образом комбинируются потребительные стоимости, в процессе труда видоизменяется форма созданного в земледелии вещества. Но не увеличивается его количество, а потому «чистый продукт» не возникает и богатство не создается.

     Физиократы  сводили стоимость к потребительной стоимости и даже к веществу природы. Их интересовала только количественная сторона, величина избытка полученных в процессе производства потребительных стоимостей над теми, которые в нем потреблены, а это наиболее осязательно обнаруживалось именно в земледелии. Но в учении Кенэ была другая сторона. Величина «чистого продукта», с его точки зрения. Зависела от размера издержек производства, в состав которых входили расходы на сырье, материалы и заработная я плата. А так как стоимость материалов дана, а заработная плата сведена им к минимуму средств существования, то «чистый продукт» (прибавочная стоимость). По существу, выступает как порождение прибавочного труда. Таким образом, понимание прибавочной стоимости физиократами носило противоречивый характер. Они рассматривали ее как чистый дар природы, и как результат прибавочного труда земледельцев. Причиной такой двойственности было непонимание общественной природы стоимости и смешение последней с потребительной стоимостью. Прибыль не выделялась в самостоятельную категорию и даже игнорировалась ими. Поскольку единственной формой прибавочной стоимости признавалась рента, прибыль могла быть лишь составной частью издержек производства. Она рассматривалась физиократами как разновидность заработной платы, которая якобы отличалась от обычной лишь своим более высоким уровнем и полностью потреблялась капиталистами как доход.

     Учение  физиократов производительном и  «бесплодном» труде навидится в тесной связи с учением о «чистом продукте» и является его продолжением. В отличие от меркантилистов физиократы утверждали, что производительным является труд, создающий «чистый продукт», то есть фактически прибавочную стоимость. Это был принципиально правильная постановка вопроса о природе производительного труда. Но так как единственной конкретной формой прибавочной стоимости физиократы признавали ренту, то единственно производительным трудам они читали земледельческий труд, а труд в других отраслях производства объявляли «бесплодным», то есть непроизводительным. Такое противопоставление земледельческого труда всем другим видам труда несостоятельно, как труд независимо от того, какой отрасли производства он применяется, создает прибавочную стоимость и, следовательно, является трудом производитель-ным.

     В соответствии со своими взглядами на «чистый продукт» Кенэ делил общество на три класса: производительный класс (фермеры), класс земельных собственников  и «бесплодный» класс (который он называл также классом промышленников). К производительному классу он относил всех работников земледелия, понимая под ними как сельскохозяйственных рабочих, так и фермеров, то есть всех, кто, по его мнению, создает «чистый продукт». Земельные собственники, не будучи производителями «чистого продукта», являлись, однако, его потребителями, они присваивали его в виде получаемой ими арендной платы. К «бесплодному» классу Кенэ причислял всех лиц, занятых трудом и услугами в различны отраслях хозяйства, за исключением земледелия. Это класс «чистого продукта» не создает.

     Главным недостатком этого учения о классовой  структуре общества была неспособность  Кенэ показать основные классы буржуазного  общества. В изображенной им классовой  структуре наемные рабочие объединены с капиталистами. Пролетариат в то время уже существовал во Франции, хотя в виду неразвитости капиталистических отношений он еще не выделился в самостоятельный класс, противостоящий другим классам буржуазного общества. При очевидной несостоятельности учения Кенэ о классах определить экономические признаки и показать экономические основы деления общества на классы. 

 

3.УЧЕНИЕ Ф. КЭНЕ О КАПИТАЛЕ 
 

     Заслугой  физиократов является данный ими  в пределах буржуазного кругозора  анализ капитала. К вещественным элементам  капитала, применяемого в земледелии, Кенэ относил: сельскохозяйственные орудия и инвентарь, скот. Семена, средства существования работников. В противовес меркантилистам, отождествлявшим капитала с деньгами, он считал, что не деньги сами про себе, а приобретаемые на них средства производства представляют собой капитал. Однако эти вещественные элементы капитал рассматривались им как простые элементы процесса труда вообще, в отрыве от той общественной формы, в которой они функционируют в капиталистическом производстве; тем самым капитал изображался как вечная, неисторическая категория.

Информация о работе Учение Франсуа Кэне