Учение о ноосфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:45, реферат

Описание работы

Труды В.И.Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие
многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное
мировоззрение XX века, определили положение человека и его научной мысли в
эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу
как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили
пути их решения в будущем.

Содержание

Введение 3
1. Ноосфера 4
1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере 4
1.2. Влияние человека на природу. Техносфера. 6
1.3. Трансформация биосферы в ноосферу 9
1.4. Противоречия в системе: природа-биосфера-человек 15
1.5. Единство и многообразие органического мира 19
1.6. Жизнь как биологический круговорот веществ 21
Заключение 23
2. Задача 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение    3

1. Ноосфера 4

  1.1. Учение В.И.Вернадского  о ноосфере     4

  1.2. Влияние  человека на природу. Техносфера.    6

  1.3. Трансформация  биосферы в ноосферу     9

  1.4. Противоречия  в системе: природа-биосфера-человек  15

  1.5. Единство и многообразие органического мира  19

  1.6. Жизнь как  биологический круговорот веществ  21

Заключение  23

2. Задача   24

Список литературы      26 
 
 

                                  Введение 

      История  науки  знает   немало  великих  имён,   с   которыми   связаны

фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук,  однако

в  подавляющем  большинстве  случаев  это  -  учёные,  работавшие  в   одном

направлении развития наших знаний.

      В XX в. такой же по значению  величиной  в области естественных  наук

стал Владимир Иванович Вернадский.  На  его  принадлежность  к  своей  сфере

могут претендовать  и  естествоиспытатели  самых  различных  направлений,  и

приверженцы точного  экспериментально проверяемого знания, и  историки науки

и  человеческой  мысли,  и  науковеды,   и,   конечно,   философы-гуманисты,

социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в  истории  не  только

своего народа, но и человечества, кому было по силам  охватить  могучим  умом

целостность всей картины мира и стать провидцем.

      Труды В.И.Вернадского не  только  внесли  огромный  вклад  в   развитие

многих  разделов  естествознания,  но  и  принципиально   изменили   научное

мировоззрение XX века, определили положение человека и  его научной  мысли  в

эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую  нас  природу

как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем  и  наметили

пути их решения  в будущем.

      Цель данной работы – рассмотреть  учение о ноосфере.

      Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:

      - рассмотреть учение Вернадского  о ноосфере;

      - рассмотреть влияние человека  на природу и техносферу;

      - рассмотреть процесс трансформации  биосферы в ноосферу;

      - рассмотреть противоречия в системе природа-биосфера-человек;

      -  рассмотреть  единство  и   многообразие   биологического   мира   и

        круговорот веществ. 
 
 

                                 1. Ноосфера 
 

                   1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере 

       Огромное влияние человека на  природу  и  масштабные  последствия   его

деятельности послужили  основой  для  создания  учения  о  ноосфере.  Термин

«ноосфера» переводится  буквально  как  сфера  разума.  Впервые  его  ввел  в

научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе  с Тейяром де

Шарденом  он  рассматривал  ноосферу  как   некое   идеальное   образование,

внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

       Ряд ученых предлагает употреблять  вместо  понятия  «ноосфера»  другие

понятия:  «техносфера»,  «антропосфера»,  «психосфера»,   «социосфера»   или

использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется  весьма

спорным, так как  между перечисленными понятиями  и понятием  «ноосфера»  есть

определенная разница.

       Следует  также  отметить,  что  учение  о  ноосфере  не  носит   пока

законченного канонического  характера, которое можно было  бы  принимать  как

некое  безусловное  руководство  к  действию.   Учение   о   ноосфере   было

сформулировано  и в трудах одного из его основателей  В.  И.  Вернадского.  В

его работах можно  встретить разные определения и  представления  о  ноосфере,

которые к тому же менялись на протяжении  жизни  ученого.  Вернадский  начал

развивать данную концепцию с начала  30-х  гг.  после  детальной  разработки

учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение  человека  в  жизни  и

преобразовании  планеты,  В.И.Вернадский  употребляет  понятие  «ноосфера»  в

разных  смыслах:  1)  как  состояние  планеты,  когда   человек   становится

крупнейшей преобразующей  геологической  силой;  2)  как  область  активного

проявления научной  мысли; 3) как  главный  фактор  перестройки  и  изменения

биосферы. [1, с.76]

       Очень важным в учении В.И.Вернадского  о  ноосфере  было  то,  что   он

впервые осознал  и попытался осуществить синтез естественных  и  общественных

наук  при  изучении  проблем  глобальной  деятельности   человека,   активно

перестраивающего  окружающую  среду.  По  его  мнению,  ноосфера  есть   уже

качественно   иная,   высшая   стадия   биосферы,   связанная   с   коренным

преобразованием не только природы, но  и  самого  человека.  Это  не  просто

сфера приложения знаний человека  при  высоком  уровне  техники.  Для  этого

достаточно  понятия  «техносферы».  Речь  идет о таком   этапе   в   жизни

человечества, когда  преобразующая деятельность человека  будет  основываться

на строго научном  и  действительно  разумном  понимании  всех  происходящих

процессов и обязательно  сочетаться с «интересами природы».

       В настоящее  время  под  ноосферой  понимается  сфера  взаимодействия

человека и природы, в пределах которой  разумная  человеческая  деятельность

становится главным  определяющим  фактором  развития.  В  структуре  ноосферы

можно выделить в  качестве составляющих человечество,  общественные  системы,

совокупность научных  знаний,  сумму  техники  и  технологий  в  единстве  с

биосферой. Гармоничная  взаимосвязь всех составляющих структуры  есть  основа

устойчивого существования  и развития ноосферы.

       Говоря об  эволюционном  развитии  мира,  его переходе  в ноосферу,

основатели этого  учения расходились в понимании  сущности  данного  процесса.

Тейяр де Шарден говорил  о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е.  «в

сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и  воле  человека»,  путем

постепенного сглаживания  трудностей между человеком и  природой.

       У В.И.Вернадского мы встречаем  иной подход. В его учении  о   биосфере

живое вещество преобразует  верхнюю оболочку Земли. Постепенно  вмешательство

человека все увеличивается,  человечество  становится  основной  планетарной

геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского  о  ноосфере)

человек несет  прямую  ответственность  за  эволюцию  планеты.  Понимание  им

данного тезиса необходимо и для его собственного выживания.  Стихийность же

развития сделает  биосферу непригодной для обитания людей.  В  связи  с  этим

человеку следует  соизмерять  свои  потребности  с  возможностями  биосферы.

Воздействие на нее  должно быть дозировано разумом в  ходе  эволюции  биосферы

и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу,  где  ее  развитие

приобретает направляемый характер.

       В этом и заключаются непростой  характер эволюции природы, биосферы, а

также  сложности  появления  ноосферы,  определения  роли  и  места  в   ней

человека. В. И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что  человечество  лишь

вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько  десятилетий  после

смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека  (т.е.

о том, что мы уже  достигли состояния ноосферы) нет  достаточных оснований.  И

так будет по крайней  мере до тех пор, пока человечество не решит  глобальных

проблем планеты, в том числе экологическую. О  ноосфере правильнее  говорить,

как о том идеале, к которому следует стремиться человеку. [3, с.106] 
 

                1.2. Влияние человека на природу.  Техносфера. 

       Масштабы  созданной  человечеством   материальной  культуры   поистине

огромны. И темпы  ее  развития  постоянно  увеличиваются.  В  наши  дни так

называемая техномасса (все  созданное  человеком  за  год)  уже  на  порядок

превышает биомассу (вес диких живых организмов). Это  тревожный  сигнал,  он

требует   вдумчивого    отношения    к    балансу    составляющих    системы

природа—биосфера—человек.

       Уровень воздействия человека  на окружающую  среду  зависит   в  первую

очередь от технической  вооруженности  общества.  Она  была  крайне  мала  на

начальных этапах развития человечества. Однако с развитием  общества,  ростом

его  производительных  сил  ситуация  изменилась  кардинальным  образом.  XX

столетие —  век научно-технического прогресса. Связанный с качественно  новым

взаимоотношением  науки,  техники  и  технологии,  он  колоссально  увеличил

масштабы воздействия  общества на  природу и поставил  перед человечеством

целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем.

       Изучение влияния техники на  биосферу и природу в целом   нуждается  не

только в прикладном, но и в глубоком теоретическом  осмыслении.  Техника  все

менее  остается  только  вспомогательной  силой  для  человека.  Все  больше

проявляется ее  автономность  (автоматические  линии,  роботы,  межпланетные

станции, сложнейшие компьютерные самоналаживающиеся системы).

       Понятие «совокупность техники  и  технических  систем» лишь  начинает

обретать право  на существование в науке.  По  аналогии  с  живым  веществом,

лежащим  в  основе  биосферы,  мы  можем  говорить   о   техновеществе   как

совокупности всех существующих технических устройств  и систем  (своеобразных

техноценозов). В  его состав, в частности, включают  технические  устройства,

добывающие полезные ископаемые  и  вырабатывающие  энергию  подобно  зеленым

растениям в биосфере.  Выделяется  также  технический  блок  по  переработке

полученного сырья  и производству средств производства. Далее  идет  техника,

производящая средства потребления. Затем — технические  системы по  передаче,

использованию  и  хранению  средств  информации.  В  особый  блок   выделяют

автономные многофункциональные  системы (роботы, автоматические  межпланетные

Информация о работе Учение о ноосфере