Управленческие модели социальных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 16:33, реферат

Описание работы

Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями социального управления, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.

Содержание

Введение 3
Современное управление и его классификация 4
Объект и субъект социального управления 7
Система социального управления 11
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

управленческие модели сс.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 3

Современное управление и его классификация 4

Объект и субъект социального управления 7

Система социального управления 11

Заключение 13

Список литературы 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Современную науку управления принято разделять  на два уровня знаний. Первый представлен  теориями социального управления, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.1 

     Фундамент научного менеджмента заложен трудами  М.Вебера, Ф.Тейлора, А.Файоля, Г.Эмерсона, Л.Урвика, Э.Мэйо, П.Дракера, Г.Саймона, А.Этциони, Л.Берталанфи, Р.Майлза. Их работы послужили исходной точкой для практических разработок в области “гуманизации труда” и новых форм организации социального управления, а также стали основой специальной управленческой функции, названной управление персоналом, или (что более верно) управление человеческими ресурсами. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современное управление и его классификация

 

     С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

     Управление  многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три  компонента - неживую природу, живую  природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную  классификацию процессов управления по его основным классам:

     • процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;

     • процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;

     • процессы управления в обществе (в  социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.2

     Социальное  управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью  человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

     Люди  как главная производительная сила познают и используют законы природы  и общества  в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это - уровни управления.

     В рамках социального управления выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее  включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и  др. Это - подвиды социального управления.3

     Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки  выступают социальные системы и  системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся  трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).

     Иными словами, классификация видов социального  управления соответствует классификации  основных сфер организации общества: политическая - область отношений  национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления  духовных благ; экономическая - область  материального производства, распределения  и потребления материальных благ.

     Каждый  вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и  управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие  подвиды управления. Классификация (типология) управления представлена на рис.1.

     Понятия менеджмент, администрирование, руководство  относятся только к классу социального  управления и в этом смысле понятие  менеджмент тождественно понятию социальное управление. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

     Понятие администрирование наиболее полно  соответствует понятию власть, поскольку  их основная функция состоит в  определении политики той или  иной социальной системы, а понятия  руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному  управлению людьми, практической организации  объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и  руководство могут рассматриваться  как в широком, так и в узком  смысле, что наглядно показано в  таблице.

     В наиболее общем виде процесс социального  управления можно разделить на две  составные, взаимообусловленные и  взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы  целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно  на технологическую и техническую  организацию объекта управления).4

     Связующее звено между двумя частями  единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а  с другой - их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья (рис.2).

     В соотношении понятий власть и  управление второе занимает подчиненное  положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) - с исполнительской, оперативной.

     Таким образом, менеджмент является процессом  планирования, организации, мотивации  и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы  через других людей. Власть представляет собой центральное, организационное  и регулятивно-контрольное начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.5

Объект  и субъект социального  управления

 

     Каждый  класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем. Например, исследования, проведенные голландским ученым Г.Хофстеде, показали, что европейские страны отличаются друг от друга по этно-психологическим параметрам. 
 

     Основные  понятия науки  управления

Понятия В широком смысле В узком смысле
Управление Вся система  классов, отношений и явлений  управления в природе и обществе Технологическая организация объекта управления
Менеджмент Всеобщий принцип  социального управления; власть и  искусство управления людьми Управление  производством, деятельность по организации  достижения поставленных целей
Администрирование Административно-государтвенное управление; социально-политический менеджмент Разработка  и постановка целей, определение  политики организации

 
 
 

     

 

     (Так,  дистанция власти (уровень неравенства  между людьми, который воспринимается  населением страны как нормальный) оказалась слишком большой у  Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизм превалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия - преимущественно “мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды - “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в то время как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.)

     Все эти особенности оказывают влияние  на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействует  централизации, а незначительные разрывы  между уровнями социального управления выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствует совместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поиск  личного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показатель содействует состязательности и  элитаризму, “женственность” стимулирует  развитие солидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностью к регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряет оппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.

     Поэтому проблемы формирования и реализации модели социального управления нужно  решать дифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.

     Содержание  науки социального управления - выявление  законов и закономерностей, разработка принципов, функций, форм и методов  целенаправленной деятельности людей  в процессе управления обществом, его главными сферами и звеньями.6 Поэтому основа научного менеджмента - социальные законы и их действие в процессе социального управления. Отсюда теория социального управления - это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе установления законов и закономерностей управления обществом.

     Социальное  управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости  организации совместной деятельности людей и порождается, с одной  стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой - социально-историческими  условиями конкретного общества. При этом социальное управление является деятельностью, охватывающей весь процесс  общественной жизни, - политическую, экономическую  и духовную сферы. 

Информация о работе Управленческие модели социальных систем