Аархитектуре русского барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях.

Содержание

Введение 3
Русское барокко 5
Пятиглавие храмов в архитектуре русского барокко (на примере Новодевичьего монастыря) 13
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Мхк. Министерство науки и образования РФ.docx

— 46.18 Кб (Скачать)

     В правой части трапезной, у восточной  стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году; все иконы его - позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются, главным образом, ранние литургии. Церковь Святого Амвросия епископа Медиоланского (современный Милан) возведена на территории монастыря из белого камня предположительно в конце 1600-х годов. Богослужения в Амвросиевском храме совершаются в день памяти святителя Амвросия (7/20 декабря) и при занятости Успенского храма. В остальные дни храм используется для выполнения молитвенного монашеского правила сестер и для прочтения псалтири (в день вычитывается вся псалтирь, несколько томов монастырского синодика и поминальные записки). Надвратные храмы - Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1683 - 1688 годах) - над южным входом, трехглавый, с открытой террасой; в архитектурном стиле ощущается влияние южнорусского барокко и Преображения Господня (Спаса Преображения, 1687-1689гг.) - над северными воротами, пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко; 3 яруса нарядных окон, внутри - восьмиярусный резной золоченый иконостас работы мастеров Оружейной палаты под руководством К. Золотарева (1688г). К Преображенскому храму примыкает Лопухинский корпус (168301686гг.) - жилые палаты царевны Екатерины Алексеевны, где в 1727-1731 годы жила царица Евдокия Лопухина. Еще дальше, тоже вдоль стены - бывшая стрелецкая караульня при Напрудной башне, которая в 1698 - 1704 годы служила местом заточения царевны Софьи. Здесь расположена экспозиция, посвященная Филарету: множество документов, несколько икон, яркая изразцовая печь. [12, С.115]

     Колокольня  Новодевичьего монастыря относится  к лучшим произведениям русского зодчества XVII века. Среди известных  колоколен подобного типа она  поражает особой соразмерностью пропорций. На 72-метровую высоту легко и свободно поднимается ажурный столп. Изысканная стройность и легкость достигнуты умелым распределением частей сооружения. Глухие ярусы чередуются с ажурными, облегченными арками, и каждый имеет своеобразное декоративное решение, не повторяющееся  по рисунку. Необычно расположив колокольню за алтарными апсидами собора, зодчий, таким образом, завершил и объединил  все постройки архитектурного ансамбля и одновременно четко определил  центральное положение Смоленского  собора - архитектурной доминанты  Новодевичьего монастыря.

 

     Заключение 

     Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

     1. Церковный догматизм, приведший  к усилению религиозности;

     2. Увеличение роли государства,  светскости, борьба двух начал;

     3.Повышенная  эмоциональность, театральность,  преувеличенность всего;

     4. Динамика, импульсивность;

     5. Декоративность, живописность, излишество  элементов...

     В тоже время, барокко подготовило  новую эпоху - эпохе Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо, “неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)

     Мир барокко столь же безграничен, как  и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого  времени, по законам барочной антиномии  уживается с напряженными духовными  исканиями. Чувственная красота  искусства барокко - залог любви  к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.

     С монастырями России связано много  в жизни русского человека. Ведь все основные события христианина  протекали в церкви - там его  крестили, затем венчали и, наконец, отпевали. Сейчас многое делается для  того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни, и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей и потребностей верующих, но "духовно - историческими центрами", они составляли как бы камни в основании здания русского государства.

     Ознакомившись с историей возникновения Новодевичьего  монастыря, изучив его архитектурные  особенности, мы смело можем говорить о том, что Новодевичий монастырь - это выдающийся памятник архитектуры XVI - XVII веков, а историко - культурное значение просто огромно, благодаря  огромным коллекциям ценнейших раритетов. Новодевичий монастырь включен  ЮНЕСКО в список всемирного культурного  наследия, поскольку считается одним  из старейших и красивейших монастырей России.10 августа 2009 года Новодевичьему  монастырю исполнится 485 лет. Статус объекта ЮНЕСКО может быть присвоен только тогда, когда постройку удается  сохранить в первозданном виде, а  таких объектов в России не так  много - всего 21 (Московский Кремль, Красная  площадь, архитектурный ансамбль Троице - Сергиевой лавры, Китайгородская стена  и др.) И, конечно же, Новодевичий  монастырь по праву включен в  этот список. 

 

      Список использованной литературы 

    1. Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство X- начала XXв. – М.: Искусство. – 1989.
    2. Архитектурно - строительные термины / сост. Ю.Н. Белов - СПт.: Каро, 2006.
    3. Балакина Т.И. МХК: Россия IX-XIX вв. – М.: Издательский центр АЗ. – 1997.
    4. Борисенко И.Г. Новодевичий монастырь. - Изд.2-е - М., Северный паломник, 2005.
    5. Бражнев И.А., Баташкова А.Н. Русский интерьер XVIII-XIX вв. – М.: Сварог ИК. – 2000.
    6. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М.: Искусство. – 1979.
    7. Кашекова И.Э. От античности до модерна. – М.: Просвещение. – 2000.
    8. Малюга Ю.А. Культурология. – М.: Просвещение. – 1998.
    9. Миронов О.В. Словарь религиозных терминов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.
    10. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. –М.: Изд-во Московской патриархии, 2001.
    11. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов: в 4т. М.: "Изд-во АСТ", 2003-2005.
    12. Петров, А.Ю. Старообрядческие храмы Москвы. Краткий справочник - путеводитель. М., 1998.
    13. Пилявский В.И. История Русской архитектуры. — М.: Искусство. - 1984.

Информация о работе Аархитектуре русского барокко