Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:05, доклад
Первые удары кризиса разразились 24 октября 1929 г., когда в США началась беспрецедентная биржевая паника. В тот день на нью-йоркской бирже было продано 12,8 млн. акций, т.е. в 1,5 раза больше, чем когда-либо ранее. Через несколько дней, 29 октября, был достигнут новый пик спекулятивного ажиотажа, когда из рук в руки перешли 16,4 млн. акций. Курс ценных бумаг на нью-йорской бирже стремительно покатился вниз. Открывалась новая страница в истории Европы.
Все эти
законы преследовали конкретные
экономически цели:
а) восстановить
расстроенную финансово-
б) поддержать
потрясенную кризисом
в) стимулировать
частные капиталовложения;
г) поднять
низкие цены путем поощрения инфляционных
тенденций;
д) преодолеть
перепроизводство
е) защитить
фермеров и домовладельцев от
потери имущества в результате
просрочки платежей по закладным;
ж) ликвидировать
безработицу и повысить
з) обеспечить
минимальную помощь голодающим
безработным.
Теоретической
базой «нового курса» явилось
экономическое учение кейнсианства.
Отражая глубокие изменения в экономике
капитализма в эпоху господства монополий,
Джон М. Кейнс и его последователи утверждали,
что для обеспечения нормального хода
производства необходимо активное государственное
регулирование экономики. Сам Рузвельт
просил конгресс дать ему более широкие
полномочия для борьбы с бедствием, охватившим
страну, как если бы это было в военное
время.
Первоочередной
проблемой, которой вынужден
Другие мероприятия
правительства в финансовой
Крупные преобразования
были проведены и в других
сферах экономики. Важнейшей
Вторая часть
закона предусматривала и меры
помощи безработным. Конгресс создал Администрацию
общественных работ во главе с министром
внутренних дел Икесом. В ее распоряжение
было ассигновано 3,3 млрд. долл. Кроме мер,
предписанных НИРА, использовались и другие
средства борьбы с безработицей. Весной
1933 г. началось создание трудовых лагерей
для безработной молодежи. Тогда же администрация
чрезвычайной помощи во главе с Гопкинсом
приступила к выдаче дотаций штатам для
помощи безработным. Наконец, основанная
в 1933 г. администрация гражданских работ
предоставляла безработным временное
занятие на зимние месяцы. Масштабы организованных
правительством общественных работ были
значительными: на них было занято 2,5 –
3 млн. человек.
Важной частью
«нового курса» Рузвельта стал
и закон о помощи фермерам,
или ААА, принятый 12 мая 1933 г., т.к. на 13 мая
была назначена всеобщая акция протеста
фермеров. В первой части закона излагались
меры по сокращению посевных площадей
и поголовья скота в интересах восстановления
цен. Во второй – предусматривались чрезвычайные
меры по рефинансированию государством
фермерской задолженности, и в третьей
объявлялось о том, что доллар больше не
привязан к золоту. Президент встал таким
образом на путь инфляции. Проведением
ААА занялось министерство сельского
хозяйства. Фермерам давались огромные
кредиты, продлевались закладные, почти
прекратились продажа с аукциона.
После страшной
засухи весной 1934 г. положение
в сельском хозяйстве
Активное
государственное регулирование
начального этапа «нового
В 1935 г.
в политике «нового курса»
обозначился сдвиг влево, что явилось
началом второго этапа. На втором этапе
большую роль играло социальное и трудовое
законодательство. В 1935 г. был принят закон
Вагнера, явившийся ответом на отмену
НИРА. Он закрепил за рабочими право на
вступление в профсоюз, на заключение
коллективного договора между выборными
представителями рабочих и предпринимателем,
на проведение стачек и пикетирования.
14 августа 1935 г. вступил в силу закон о
социальном страховании. Он вводил систему
пенсий по старости и пособий по безработице.
Страхование по безработице строилось
на федерально-штатной основе.
На втором
этапе произошло и
Но несмотря
на все усилия ФДР, «новый
курс» не принес коренных улучшений.
В стране насчитывалось около 10 млн. безработных.
«Заправка насоса» создала для них искусственную
занятость. За это пришлось расплачиваться
чудовищным ростом государственного долга,
достигшим 34,7 млрд. долл. в 1938 г. против
18,7 в 1932 г. В 1939 г. США занимали 17-е место
среди основных капиталистических стран
по восстановлению уровня производства
1929 г. А ведь только в США проводилась политика
«нового курса».
Каковы же
были итоги «нового курса»
в США?
Осуществляя
экономические реформы, ньюдиллеры руководствовались
прежде всего прагматическими соображениями.
Однако в их действиях вырисовывалась
определенная объективно-историческая
закономерность: они подталкивали и форсировали
государственно-
Степень эффективности
финансово-экономических мер «
Итогов периода
1933 – 1937 гг. было несколько. Во-первых,
реформы оказались орудием
Во-вторых, социальные
реформы «нового курса», давшие
объективный результат
В-третьих, изменение
в годы реформ идейно-политических устоев
двух основных партий. Демократическая
партия стала прибежищем неолиберализма,
а республиканцы начали переориентироваться
в неоконсервативном направлении.
Позиции ньюдиллеров
были основательно подорваны кризисом
1937 – 1938 гг. новый кризис подорвал веру
в эффективность реформ. Ньюдиллеры все
более теряли инициативу. В кулуарах власти
многие стали понимать, что на путях внутренней
политики невозможно было вывести страну
из кризиса, а продолжение его, вопреки
всем усилиям Рузвельта, ставило под сомнение
жизненность капиталистической системы.
Многие промышленные магнаты начинали
внутренним чутьем понимать, что Рузвельт
ведет дело к войне. Не зря же он использовал
все общественные работы для строительства
аэродромов, линкоров и др. Военных кораблей
и т.д. Американские монополии оказывали
финансовую поддержку германской индустрии.
Могла ли война объективно спасти экономику
США ?!..
Итак, закончилась
полоса социальных реформ, но
государственное регулирование экономики
продолжалось и после 1938 г. Государственно
монополистическая сущность «нового курса»
оказалась явлением необратимым. Важнейшим
итогом «нового курса» было также и то,
что он ознаменовал серьезный сдвиг в
социальном развитии страны.
Глава 2. Особенности
выхода из кризиса в странах Европы.
В наибольшей
степени кризис поразил
Но мне
бы хотелось рассмотреть две
концепции выхода из кризиса,
которые имели место в Германии и во Франции.
2.1. Германия:
В Германии
концепция выхода из кризиса
была связана с усилением
Стержнем
экономической стратегии