Анализ российского опыта местного самоуправления и пути его совершенствования

Автор: Виктория Цыбуля, 26 Августа 2010 в 03:32, контрольная работа

Описание работы

Традиции местного самоуправления имеют многовековую историю. Многие исследователи отмечают, что местное самоуправление по своей природе – это явление общественно – государственное.
Местное самоуправление есть реакция общества на необходимость регулирования общественных отношений и реализации общих интересов. Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность местного самоуправления 5
2. Анализ развития российского местного самоуправления 8
3. Современное состояние реформы и проблемы местного самоуправления в РФ 13
4. Методики управления направленные на совершенствование местного самоуправления 16
Заключение 22
Библиографический список 24
Приложения 26

Работа содержит 1 файл

Анализ российского опыта местного самоуправления и пути его совершенствования.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     При управлении по результатам высоко ценятся  выполнение планов (оперативное управление) и контроль как равноправные этапы процесса управления наряду с планированием. Творческий подход, обязательность в выполнении планов и напористость также являются существенными чертами управления по результатам. К важным факторам, определяющим деятельность органов местного самоуправления, следует отнести и так называемое чувство ситуации.

     Опираясь  на полученный результат, необходимо делать соответствующие выводы для совершенствования  деятельности органов местного самоуправления и каждого муниципального служащего. Особое внимание при этом уделяется вопросам совершенствования персонала, оценки его работы и системы поощрения муниципальных служащих. При управлении по результатам осуществляется сбалансированное развитие органов местного самоуправления и содержание деятельности муниципальных служащих.

     В приложении 1 приведены наиболее характерные черты обычного управления и управления по результатам.

     Подытоживая итоги можно сделать вывод, что для успешного перехода к реализации методики управления по результатам необходимо наличие как минимум трех факторов:

     - организационный потенциал органов местного самоуправления;

     - инновационный характер деятельности местной (региональной) администрации;

     - наличие партнерства (совокупный социальный, информационный, финансовый, методический, технический потенциал партнеров).

     Широкому  распространению новых методик  муниципального управления мешают прежде всего объективные условия развития местного самоуправления в нашей  стране, препятствующие самостоятельной  и продуктивной деятельности местных властей. Главные из них: незавершенность и концептуальная противоречивость государственной реформы местного самоуправления; ограниченность финансовой базы местного самоуправления; дефицит квалифицированных муниципальных служащих высшего и среднего звена; отсутствие в стране развитых институтов гражданского общества, социальная пассивность местных сообществ.

     Тем не менее, использование методики управления, ориентированного на результат, весьма актуально в нынешних условиях развития местного самоуправления. Интерес к этому растет, причем инициаторами все чаще выступают не только аналитические центры, специализированные консультанты, некоммерческие организации, но и ведущие специалисты органов местного самоуправления, заинтересованные в независимой и объективной экспертизе своих управленческих решений. Рассматривая оценочную деятельность в контексте работы по муниципальному социально-экономическому развитию, можно сделать вывод о том, что этот интерес явился следствием расширения использования на муниципальном уровне проектного и программного подхода в работе на местном уровне, стремления повысить ее эффективность, внедрить новые методические разработки. Во многом рост популярности оценочных инструментов на местах объясняется постепенным повышением квалификации муниципальных кадров. Это выражается как в совершенствовании их профессиональных знаний, так и в определенной смене менталитета. Все большее число муниципальных работников, в том числе и в небольших муниципальных образованиях, демонстрируют системный подход к развитию местной экономики и социальной сферы. Распространение методики управления, ориентированного на результат, несомненно, должно способствовать качественно более высокому уровню развития местного самоуправления в нашей стране.

     Таким образом, управление по результатам – это, прежде всего, система управления. А, переход к управлению по результатам означает совершенствование системы муниципального управления. Поскольку управление по результатам следует рассматривать как процесс, то и процессы руководства муниципальным образованием и органами местного самоуправления  также являются объектами изменений. Это в свою очередь ведет к развитию процессов взаимодействия между муниципальными служащими. Система муниципального управления буде эффективно функционировать только тогда, когда все ее структурные составные части и элементы отвечают требованиям времени. Таким образом, развитие при управлении по результатам предполагает, совершенствование структуры органов местного самоуправления.

     Переход к управлению по результатам означает широкомасштабный процесс совершенствования органов местного самоуправления. Само мышление управления по результатам создает условия для совершенствования, комплексного развития муниципального управления. Управление процессом совершенствования предполагает также владение факторами окружения, которые при управлении по результатам также развиваются.

     Основополагающая  истина, остающаяся неизменной в течении  многих столетий, заключается в том, что личный вклад человека имеет важнейшую роль в успешной деятельности организации. Эффективность управления по результатам как системы будет незначительной, если руководители не будут совершенствовать себя в рамках, очерченных для них организацией. Таким образом, развитие при управлении по результатам означает воспитание напористых, профессионально подготовленных руководителей.7

 
 

Заключение 
 
 

     Эффективность экономики, качество управления, характер и содержание социальных коммуникаций, уровень развития человеческого потенциала находятся в сложной взаимозависимости. Особенно ярко это проявляется на уровне местного самоуправления, где данная взаимозависимость наиболее очевидна и сказывается на эффективности данного института публичной власти в целом. Это, в свою очередь, требует от органов муниципального управления повышенной ответственности за принимаемые решения.

     Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Суть  местного самоуправления состоит в  признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

     Современную историю местного самоуправления в России можно разделить на несколько этапов:

     1989-1991 гг. - начальный этап восстановления  местного самоуправления;

     1991-1993 гг. - органы местного самоуправления  выведены из системы органов  государственной власти;

     1993-1995 гг. - регулирование вопросов местного  самоуправления в рамках конституционной  реформы;

     1995-2003 гг. - реализация первого Федерального  закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

     с 2003 г. по настоящее время - переход  к реализации нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Существуют  различные методики управления, применяемые  к местному самоуправлению. Наиболее распространенными являются различные  виды планирования: стратегическое, бюджетное, рыночное, комплексное социально-экономическое. Без планирования развитие муниципального образования (МО) становится хаотичным, а управление превращается в реагирование на изменения внешних и внутренних факторов, субъектом управления фактически будет не местная администрация, а случайный процесс. Но недостаток планирования состоит в том, что в него не встроена логическая цепочка достижения и оценки результатов. С учетом близости муниципального управления к населению акцент здесь должен ставиться не на целях, т.е. запланированных мероприятиях, а на результатах и их оценке

      Управление  по результатам – это, прежде всего, система управления. Таким образом, переход к управлению по результатам  означает совершенствование системы  муниципального управления. Поскольку  управление по результатам следует рассматривать как процесс, то и процессы руководства муниципальным образованием и органами местного самоуправления  также являются объектами изменений. Это в свою очередь ведет к развитию процессов взаимодействия между муниципальными служащими. Система муниципального управления будет эффективно функционировать только тогда, когда все ее структурные составные части и элементы отвечают требованиям времени. Таким образом, развитие при управлении по результатам предполагает, совершенствование структуры органов местного самоуправления. Переход к управлению по результатам означает широкомасштабный процесс совершенствования органов местного самоуправления 

Библиографический список

 
 
  1. Конституция Российской Федерации : офиц. изд : [принятая  12 декабря 1993 года]  // Российская газета.- 25 декабря. - 1993.-№ 237.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон : [от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп. от 10 июня 2008 года] // Собрание законодательства РФ.- 2003. - №40.-  Ст.3822.
  3. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон : [от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ (с изм. и доп. от 28 ноября 2007 г. № 183-ФЗ)] // Собрание законодательства РФ.-1997.-№39.-Ст.4464.
  4. Об обеспечении конституционных прав граждан российской федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления : федер. закон : [от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ (с изм. и доп. от 12 июля 2006 г.)] // Собрание законодательства РФ.-1996.-№49.-Ст.5497.
  5. О муниципальной службе в Российской Федерации : федер. закон : [от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-2007.-№10.-Ст.1152.
  6. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: / И. А. Василенко. - Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2007. - 317 с.
  7. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: Учебние для вузов. – М.: Норма, 2004.-320с.
  8. Можаева, Н. Г. Муниципальное управление: учебник: для студентов / Н. Г. Можаева, Е. В. Богинская; под ред. А. А. Скамницкого. – М.: Гардарика, 2006. - 254 с.
  9. Парахина, В. Н. Муниципальное управление / В. Н. Парахина, Е. В. Галеев, Л. Н. Ганшина. – М.: Кнорус, 2007. - 488 с.
  10. Радченко, А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник для студентов высших учебных заведений / А. И. Радченко. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. - 605 с.
  11. Трофимова, И. Н. Муниципальное управление: ориентация на результат / И. Н. Трофимова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - N 12. - С. 11-15.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 
 

      Приложение  1 
 

      Характерные черты обычного и управления по результатам   

Обычное управление Управление  по результатам
Неясная или неосознанная система управления, направленная на достижение результата. Система управления по результатам является процессом поиска результата. В нее входят:

-определение результатов,

- оперативное управление,

-контроль за результатами.

В планировании:
- опасность ограничится бюджетными целями,

- нет четкой связи между задачами групп и отдельных работников,

- инициативы часто остаются без внимания, 

- составляются планы деятельности и развития, а также бюджет,

- ясность результата и нацеленность на него,

-позиция стратегического управления,

-учитываются все группы и отдельные работники,

-достигается календарная точность,

-человек рассматривается как единое целое,

-воля (желание) в основе всего.

В оперативном управлении:
-нет осознанного стремления увязать планирование с ожидаемыми результатами и управление страдает, в частности из-за слабого планирования использования рабочего времени,

-считается, что результаты возникают автоматически благодаря работе подчиненных,

-в основе связь с ожидаемыми результатами,

-сознательное стимулирование и оказание поддержки,

-постоянный промежуточный контроль,

-постоянный контроль за выполнением графика работ.

В контроле:
-узкая  рыночная направленность,

-часто имеют место попытки заменить анализ объяснениями,

-отсутствие напористости,

-отсутствие выводов по дальнейшим мерам,

-основное внимание уделяется главной деятельности и деятельности в ее поддержку,

-ценятся случайности,

-делаются выводы для принятия мер,

-удачи и неудачи воспринимаются как уроки на будущее.

Профессиональная  лексика:
-сделано, выполнено,

-место расходов, издержек,

-руководитель деятельностью,

-финансовый год/отчетный период,

-долгосрочное планирование,

-составление бюджета,

-функциональные подразделения,

-“прогнозируем”,

-совещания, отчетное собрание по бюджету и т.д.,

-должностные обязанности – это перечень должностных функций,

-бюджет исполнен,

-мы вынуждены изменить структуру, так как …,

-мы проявляем старание,

-в результате,

-место результата,

-руководитель деятельностью по результату,

-год по результатам,

-стратегическое планирование и управление,

-планирование по результатам,

-подразделения по результатам,

-хотим,

-дни определения результатов, собрание по контролю за результатами и т.д.,

-должностные обязанности определяют долю ответственности за результат,

-результаты достигнуты (превышены или нет),

-инвестировано в персонал,

-мы изменим структуру для того, чтобы …,

-мы достигаем результатов.

В развитии управления подстерегает опасность:

-однобокого развития,

-использования модных течений и запатентованных решений,

-вера в возможность скачкообразного развития,

-поверхностного рассмотрения дел,

При управлении по результатам совершенствование  происходит:

-с помощью управляемых процессов изменения,

-комплексно,

-постоянно,

-на всех организационных уровнях,

-учась на успехах и неудачах.

Информация о работе Анализ российского опыта местного самоуправления и пути его совершенствования