Человек как главная философская проблема. Учение о познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

Два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия, и, прежде всего, от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств.

Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось в начале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

Работа содержит 1 файл

По философии.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     И ещё целый ряд механизмов имеет  психика, защищая свою целостность, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и окружающими.

     Можно сказать, что у человека два Я – внешнее и внутреннее. Внешнее Я знакомится с людьми, учится в университете, набирается знаний, делает какие-то деле и совершает поступки. Внешнее Я – это совокупность знаний, правил действия, поведения, приёмов мышления.

     Внутреннее Я – это интимное, скрытое ядро личности, это все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви и первой весне, все наши страхи, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чём нельзя рассказывать другому, передать в виде слов или знаков. Человек часто сам не знает, что в нем заложено. Любой роман, любая картина или симфония – это рассказ художника о себе. Внутреннее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

     Философы  все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать таковое. «Человек разумный» (homo sapiens),»человек играющий» (homo ludens), «человек делающий(homo faber).

     Видимо, человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях и одно из его многочисленных свойств не является главным и решающим для его понимания. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание: несводимость, непредопределённость, незаменимость, неповторимость, невыразимость.

     Эти пять «не» свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об исключительном  характере, особом месте человека среди других предметов или явлений окружающего  мира.

     Несводимость. В отличие от животного, человек не привязан к климату, ни к пище – может жить почти в любом климате, любых географических условиях, приспосабливаться к любой пище. В случае с человеком можно говорить об абсолютной несводимости. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. С Сущность человека является «ничто». Он ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Человек всегда меняется. Всегда преодолевает своё сегодняшнее состояние. Он ничто, которое не есть что-то, а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто – это признак его универсальности, возможности свободы.

      Непредопределённость. Человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, отношение к окружающим: от наследственности, климата, культуры,  государственного строя, зарплаты, семьи и т.д. Мы зависимы от многих вещей внешне, но мы не должны зависеть не от чего внутренне. Мало ли причин влияет на меня, но если я живу, потому что решил так жить, то я – главная причина моей жизни, а не внешние обстоятельства.

      В философии существует понятие «собранный человек». Собранный не в психологическом смысле, а в философском смысле. Собранный человек не имеет «хвостов», т.е. человек мудрый в житейском смысле.     Обычно у человека много выставленных наружу хвостов: богатство – это хвост, ибо у богатого все мысли только о том, как его сохранить и преумножить, высокий пост – это хвост: чем выше, тем дольше падать вниз, тем более вокруг зависти и ненависти, глупость – это хвост: всегда можно попасть впросак,  сделав и при этом, не подумав о последствиях.  Но у человека мудрого нет хвостов. Чтобы ни случилось в мире – государственный переворот, финансовый кризис, ещё какие-нибудь социальные катаклизмы – это его никак серьёзно не коснется, он может этих потрясений даже не заметить.

     Незаменимость и неповторимость. Незаменимость человека, прежде всего, выражается в том, что он должен найти своё дело, ради которого он пришёл в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него, никто не сделает. А если он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная чьим-то трудом, усилием.

     Вся проблема в том, чтобы найти такое  дело, такое место, встав на которое, можно занять свою уникальную, неповторимую позицию. Если человек не пытается найти  такое место, значит, он занимает чужое, повторяет уже известные мысли и делает дела, которые могут делать многие. Устойчиво только то, что порождено каждым, или порождено заново.

     Следовательно, незаменимость, - фундаментальное качество существования, на котором и благодаря  которому держится весь мир, создаваемый человеком. Точно так же и неповторимость является фундаментальной характеристикой человека. Каждый человек уникален и неповторим. Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная и неинтересная, если человек проживает её как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живёт, сохраняя для себя землю, небо, божественное и смертное. Живущие таким образом развертывают себя четырёхкратно – в спасение земли, восприятии неба, провожании смертного и ожидании божественного.

     Невыразимость. Объяснить нечто можно лишь через другое – свет через длину волны, звук – через частоту колебаний. Поскольку человек не сводим ни к чему – ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, то объяснить, выразить через другое невозможно.

     Человека  нельзя изучать объективно как некий  внешний предмет. Его можно познать только и описать косвенно, прежде всего по продуктам его творчества. Человек пытается познать себя, двигаясь вглубь себя, а это движение по вертикали всегда откладывается на плоскости в виде книги, картины или теории. Нам очень много известно о человеке благодаря науке, философии, искусству, но он все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной.

     Мы  знаем, как на биохимическом уровне зарождается жизнь, как устроена клетка, как связаны белок и нуклеиновые кислоты, но зарождение жизни, появление нового человека всегда постижимое чудо. Оно не сводится ни к белку, ни нуклеиновым кислотам. Любая самая точная теория, изучающая человека как вещь, как организм, как функцию, так же соответствует его сущности, как по словам Гёте, «хорошо сколоченный крест соответствует живому телу, на нём расписанному».

     Познание  самих себя, разгадывание этой вечной загадки и составляет содержание человеческой истории и культуры. Если мы эту загадку разгадаем, то вся наша история закончится. Не будет больше смысла продолжать её дальше.

     Творчество  – яркое переживание, великое  счастье для людей, которым оно  доступно. В современной научной  литературе, посвящённой проблеме творчества, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества – творчество в науке, технике, искусстве, его психологические основы и т.п. При анализе наследственных способностей субъекта творчества, его таланта, голосовой, слуховой и зрительной исключительности, которые всегда уникальны и неповторимы, не каких теоретических выводов о сути и истоках творчества сделать нельзя.

     Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек в своей жизни занимается творчеством, когда он пытается не просто механически выполнить свою работу, но внести в неё что-то от себя, хоть в чём-то её усовершенствовать. Везде, где есть цель деятельности, рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

     Никто, конечно, не знает точно, что такое  счастье, и разные люди понимают его  по-разному. Наиболее распространённая точка зрения подменяет счастье  удовольствием.

     Удовольствие  – это имитация счастья самым  крайним видом такого иллюзорного  счастья является наркотическим  опьянением: человек полностью отрешён  от мира, полностью растворён в  чистом удовольствии, он абсолютно  счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно.

     Многие  отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них всё есть, они богато живут, им легко доступны физические и духовные удовольствия – что ещё надо для  счастья? Ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят, видимо, настоящего счастья, они дают лишь имитацию счастливой жизни, после которой быстро наступает пресыщение и разочарование. Мудрецы считали, что единственный возможный вид счастья – это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без напрасных надежд и мечтаний, в спокойном и ясном видении проблем и невзгод. Счастье – это внутренняя умиротворённость, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе. Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем.

     Любовь  – одно из фундаментальных свойств  человеческого существа, таких же, как совесть, ум, честь, свобода. Любовь – это бытийное определение человека, поскольку она не имеет никаких внешних причин для своего существования. Нельзя объяснить возникновение Любови с помощью какой-либо причины (красота, ум, сила), ибо, если эти причины действительно сыграли свою роль, то никакой любви нет, а есть только её имитация. Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями человеческого существования. Нет законов природы, по которым мы должны любить друг друга. Любовь, как все фундаментальные выражения бытия человека, тайна. Тайна в философском смысле – это не то, что где-то спрятано, не то, что рано или поздно можно открыть; тайна- это то, что лежит на поверхности, всем видимое и, тем не менее, недоступное. Любовь парадоксальна по самой своей сути.

       Во-первых, возникающая любовь всегда связана с преодолением серьёзных препятствий.

     Во-вторых, любовь всегда связана со смертью – или потому, что препятствия оказываются непреодолимыми, или потому, что любовь есть проявление гармонии бытия и для неё главный враг – распад, смерть.

     Необходимым условием возникновения и существования  общества является целенаправленная человеческая деятельность, содержание которой составляет труд.  Способ функционирования общества заключается в том, что «люди  производят», это необходимо связано  с преобразованием окружающей среды, средств преобразования и самого человека.

     В процессе труда формировались сознание, различные формы социального  общения, в том числе речь, происходило  преобразование орудий труда, природы  и жизнедеятельности самих людей. Деятельность как социальный опыт – специфически человеческая форма активного отношения к миру.

     Человек как необходимый элемент объективного материального мира и закономерный результат его эволюции взаимодействует  с ним путём активной познавательной сознательно-преобразующей деятельности. По мере развития общества, роста технической оснащённости производства, накопления научных знаний расширялись масштабы деятельности и возможности человека в активном изменении и преобразовании окружающего мира, формировалась общественно-историческая практика человечества.

     Особое  место в системе многообразной  деятельности человека занимает труд. Трудовая деятельность как составная  часть деятельности вообще характеризуется  такими признаками, как её общественно- полезное и необходимо значимое содержание. Она, несомненно, составляет основной и главный стержень в понимании человеческой деятельности, является источником развития общества, культуры и цивилизации.

     Вера, есть воля открывать душу навстречу  истине, прислушиваться к тихому, не всегда различному голосу Божью, как мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии. Жить в вере, таким образом, значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет, любая внешняя данность открывается в её несказанности, значительности, таинственной глубине.

     Вера  – это горение сердца силой, которая  по всей значительности и ценности с очевидностью воспринимается как  нечто высшее и большее, чем я  сам. Вера ни есть идея, ни системе идей. Она есть жизнь и источник жизни, самосознание, которое само испытывается и действует как живая и животворящая сила. Когда человек достигает внутреннего преображения, духовной просветленности через усилия веры, то ему открывается реальность, которая по всей очевидности, ошеломляющей силе красоты и мудрости так захватывает и потрясает его, что любые эмпирические факты существования, все радости и невзгоды повседневной жизни кажутся чем-то случайным и совершенно не важным. Состояние веры отличается от состояния повседневной озабоченности, как поэтическое вдохновение от физически тяжелого бессмысленного труда.

Информация о работе Человек как главная философская проблема. Учение о познании