Человек как главная философская проблема. Учение о познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 07:33, контрольная работа

Описание работы

Два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия, и, прежде всего, от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств.

Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось в начале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог.

Работа содержит 1 файл

По философии.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

   Среди  разнообразных целостных форм психики  человека важнейшее значение имеет  воля, сознательная саморегуляция субъектом  своей деятельности, проявляющаяся  как целеустремлённость, решительность, самообладание.

   Методология – философское учение о методах  познания и преобразования действительности. Методы научного познания – средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем сознании, т.е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности.

   Основными особенностями научного познания являются следующие его характеристики:

   - развитость понятийного аппарата (категориальность);

   -рациональность, связанная с непротиворечивостью,  доказательностью и системностью;

   - интерсубъективность знания;

   - высокий уровень обобщения знаний;

   - критерий истины полеченных знаний  – разум и практика;

   - специальные методы получения  знания.

   Научное познание имеет свои уровни, формы  и методы. Универсальными называют методы, которые используются в одинаковой мере на эмпирическом и теоретическом уровнях. Кроме указанных универсальных методов познания к ним можно отнести и диалектический метод, сущность которого состоит в том, чтобы рассматривать объективный мир в соответствии с принципами развития, всеобщей связи, целостности и объективности. Специфические научные методы имеют свои особенности, не только зависящие от уровня познания, но и обусловленные особенностями той или иной области научного познания.

   Формы научного познания:

   - Научный факт;

   - Эмпирический закон;

   - Проблема;

   - Гипотеза;

   - Теория.

   Методы  научного познания:

   - Наблюдение, эксперимент, измерение,  классификация, систематизация, описание.

   - УНИВЕРСАЛЬНЫЕ. Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия                   (моделирование), абстрагирование, идеализация;

   - Единство исторического и логического,  восхождение от конкретного к  абстрактному и от абстрактного  к конкретному, формализация, математизация. 

   Одним из важнейших вопросов философии  является вопрос о познаваемости  мира. В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

   Если  оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных  знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта, не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Иначе говоря, агностики считают, что наше познание не даёт достоверных сведений об окружающей нас действительности. Они отрицают саму возможность получения такого рода знаний.

   Представители скептицизма занимают как бы промежуточную  позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об этом мире носят достоверный характер.

   Во  многом проблема достоверности наших  знаний о мире определяется ответом  на фундаментальный вопрос гносеологии  «Что есть истина?»

         Существуют различные  трактовки понятия «истина». Для одних истина – это соответствие знаний деятельности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является неким соглашением, конвенцией. Для четвертых истина – это свойство самосогласованности знаний. Для пятых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике.

   Классическая  концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется как  материалистами, так и идеалистами, как диалектиками, так и метафизиками, как теологами, так и атеистами.

   Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит  в следующем:

   - Действительность понимается как  объективная реальность, существующая  вне и независимо от нашего сознания.

   - Понятие «действительность» включает  в область своего предметного  значения и субъективную реальность, что означает возможность познания  и духовной реальности.

   - Познание вместе с его результатами  и объектом познания неразрывно связано практической деятельностью человека. Через практику задаётся объект познания, в практике реализуются результаты познания.

   - Истина есть бесконечный процесс,  связанный с переходом от неполного  знания к более полному знанию.

   Существуют  понятия «объективная истина», «относительная истина» и «абсолютная истина», которые с разных сторон характеризуют знание об объекте.

   Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

   Абсолютная  истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знания, которые никогда не могут быть отвергнуты.

   Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определённому  уровню развития общества, который  обусловливает те или иные способы получения этого знания; знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

   Релятивисты абсолютизируют роль относительной  истины, утверждая, что всякая истина относительна. Догматики игнорируют конкретной истины, утверждая, что она не зависит от условий, в которых складываются знания. Но абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

   Существуют  различные формы истины, которые  делятся в зависимости от характера  познаваемого объекта, от вида предметной реальности, степени полноты освоения объекта.

   Критерием истинности наших знаний о мире является общественно-историческая практика, понимаемая как совокупность целесообразной исторической деятельности, направленной на преобразование окружающей человека деятельности.

   История человечества – это история познания им самого себя и окружающего мира на основе практической деятельности. В настоящее время в условиях поиска новых смысловых ориентиров происходят глубокие изменения в содержании общественной практики, и возникает необходимость разработки теории, которая должна не только адекватно отразить, но и определить направленность современного социального развития, опережая его в конкретных результатах.

   Такую возможность для философской  теории создаёт её непосредственная связь с научным познанием мира и результатами этого познания. Для перехода философии на новую парадигму в сфере гносеологии требуется разработка принципиально новой методологии научного познания, соответствующей информационно-технологической основе познавательной деятельности. Развиваясь и изменяясь, наше знание о мире становится всё более глубоким, объективным и конкретным, определяет содержание новой научной  картины мира, создаёт предпосылки для уверенного перехода человечества на новый виток истории.

   Отрицание необходимости познавательной деятельности и использования её результатов в общественной практике – это позиция определённых социальных групп, которые либо не способны подняться до уровня научного мышления, либо имеют особые интересы в поддержании хаотической стихийности и неопределённости в развитии современного цивилизационного процесса.

    Список  использованной литературы 
     
     

  1. Основы  современной философии. – СПБ : «Лань», 1999.- 352 с.
  2. Радугин, А.А.. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 2001. - 272 с.
  3. Канке, В.А. Философия. – М.: Логос, 1999. - 352 с.
  4. Философия. – М.: Тон – Остожье, 2001. - 704 с.

Информация о работе Человек как главная философская проблема. Учение о познании