Финансово-экономические основы местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:08, реферат

Описание работы

Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны.
Финансово-экономические основы местного самоуправления - это совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.

Содержание

Введение 3
1. Финансово-экономические основы местного самоуправления 4
1.1. Экономическая основа местного самоуправления 4
1.2. Доходы и расходы местных бюджетов 6
1.3. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение                                                                                                                   3

1. Финансово-экономические основы местного самоуправления                      4

      1.1. Экономическая основа местного самоуправления                             4

      1.2. Доходы и расходы местных бюджетов                                                6

      1.3. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований                                                                                                            15

Заключение                                                                                                             21

Список  использованной литературы                                                                   22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Реальная  самостоятельность и эффективность  местного самоуправления зависит в  первую очередь от наличия и объема материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования. Эти объема материально-финансовые ресурсы и составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления.

      Как институт муниципального права финансово-экономические  основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.

      Финансово-экономическая  самостоятельность и уровень  реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния  и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает  влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны.

      Финансово-экономические  основы местного самоуправления - это совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 

1. Финансово-экономические  основы местного  самоуправления

1.1. Экономическая основа местного самоуправления 

      Для выполнения своих задач муниципальные  образования должны обладать необходимыми материальными и финансовыми  ресурсами, иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими. Согласно Федеральному закону 2003 года, экономическую  основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

      Финансовая  автономия является существенным элементом  местного самоуправления. Это подчеркнуто и в Европейской Хартии, где записано, что органы местного самоуправления имеют право «на обладание средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функции». При этом финансовые средства «должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям».

      Финансовые  ресурсы местного самоуправления классифицируются по различным признакам:

      - налоговые и неналоговые (к неналоговым относятся доходы от использования муниципального имущества и предоставления муниципальных услуг);

      - собранные на территории муниципального образования и полученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;

      - законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства целевым назначением (субвенции) для выполнения отдельных государственных полномочий;

      - принадлежащие муниципальному образованию и заемные;

      - входящие в состав муниципальной казны и принадлежащие муниципальным предприятиям и учреждениям.

      Для обеспечения единой методологии  и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней в РФ введена единая бюджетная классификация, установленная Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ». Органы местного самоуправления (как и органы представительной власти субъектов РФ) вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

      Состав  муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003 года № 131-ФЗ, в состав муниципального имущества входит:

      - имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;

      - имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

      - имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

      Федеральный закон 2003 года конкретизирует состав муниципального имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов. По закону в муниципальной собственности должно находиться только имущество, необходимое для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть передано другим собственникам.

      Муниципальное имущество, в зависимости от его  назначения, может быть разделено на две основные группы: имущество, позволяющее вести хозяйственную деятельность, производить товары и оказывать услуги, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

      Имущество первой группы закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Оно позволяет хозяйствующим субъектам функционировать, а в ряде случаев - извлекать прибыль и платить в бюджет налоги и сборы. Имущество второй группы, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет (вместе с финансовыми средствами) казну соответствующего муниципального образования.

      Органы  местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом. В соответствии с законом они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

      Порядок и условия приватизации муниципальной  собственности определяются населением непосредственно или представительными  органами местного самоуправления самостоятельно. При этом доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

      Органы  местного самоуправления могут создавать  муниципальные предприятия и  учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы. 

1.2. Доходы и расходы местных бюджетов 

      Каждое  муниципальное образование должно иметь собственный бюджет (местный  бюджет). Бюджетный кодекс РФ определяет его как форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. С разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой. При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в его состав, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

      Основные  требования к финансовым ресурсам местного самоуправления сформулированы в Европейской Хартии местного самоуправления следующим образом:

      - достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

      - свобода распоряжения этими средствами при осуществлении собственных функций;

      - поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;

      - защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;

      - предоставление субсидий не должно идти в ущерб свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции.

      Одним из звеньев муниципальных финансов являются средства хозяйственных обществ. К ним относятся:

      - финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

      - финансовые ресурсы немуниципальных предприятий и других хозяйственных обществ, используемые ими для финансирования строительства и содержания социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов на территории муниципального образования. Многие предприятия для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения, объекты для отдыха. Нередко в общем объеме муниципальных финансов средства предприятий, направляемые на социальное развитие, занимают значительный удельный вес.

      Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения  потребностей населения. Важнейшей  из них является гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.

      Самостоятельность формирования местных бюджетов означает, что рассмотрение проекта бюджета, его утверждение, контроль исполнения и утверждение отчета о его исполнении осуществляет представительный орган муниципального образования. К ведению исполнительных органов относятся составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и распоряжение его средствами. К полномочиям контрольного органа муниципального образования относится контроль использования выделенных бюджетных ассигнований. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается наличием у муниципальных образований собственных источников доходов и их правом определять направления расходования средств.

      В соответствии с законодательством  в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается  финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий и полномочий субъектов РФ.

      При недостатке собственных финансовых средств муниципальные образования  вправе привлекать заемные средства. От имени местного сообщества они имеют право прибегать к заимствованиям только тогда, когда иное финансирование расходов недоступно или экономически нецелесообразно. Заемные финансовые ресурсы могут привлекаться путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования и кредитов в порядке, установленном представительным органом. Право осуществления заимствований от имени муниципального образования и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит главе муниципального образования, если уставом не предусмотрено иное.

      Доходы  и расходы местных бюджетов формируются  по статьям единой бюджетной классификации, установленной Федеральным законом «О бюджетной классификации в РФ», с использованием единой методологии и нормативной базы.

      Законодательство  разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полученные в  виде субвенций для осуществления  отдельных государственных полномочий. Однако следует отметить, что, несмотря на декларированную российским законодательством  бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления, уровень их собственных доходов очень низок. В результате органы местного самоуправления большинства муниципальных образований не в состоянии обеспечить жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать социально-экономическое развитие территорий.

Информация о работе Финансово-экономические основы местного самоуправления