Формирование органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Наличие выборных органов местного самоуправления муници¬пальных образований является обязательным. По действующему федеральному законодательству образование органов местного са¬моуправления, назначение должностных лиц местного самоуправ-ления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Органы государственной власти и государственные должностные лица не могут осуществлять местное самоуправление.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………………4
2. Виды и структура органов местного самоуправления …………………………….5
3. Формирование органов местного самоуправления ………………………………..9
4. Понятие функций местного самоуправления……………………………………...11
5. Полномочий органов местного самоуправления…………………………….........12
6. Понятие основных принципов местного самоуправления………………….........15
7. Заключение…………………………………………………………………………..17
8. Библиография……………………………………………………………………......18

Работа содержит 1 файл

Курсовая мун упр.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Применение того или иного типа организации структуры  местного самоуправления зависит от множества факторов: численности  населения муниципального образования, от исторических, национальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностей территории, от объема и сложности вопросов, решаемых органами местного самоуправления, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе и

 

3. Формирование органов местного самоуправления   

 Важнейший  принцип организации местного самоуправления - формирование его руководящих органов по средствам выборов.    

 На основании  федерального законодательства  и в соответствии с заключенными  Российской Федерацией международными  договорами, Европейской хартией  о местном самоуправлении наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным, а выборы проводятся в сроки, установленные законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.     

 Подготовку  и проведение выборов в органы  местного самоуправления осуществляют территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии, которые вместе с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации несут всю полноту ответственности за обеспечение избирательных прав российских граждан. Именно поэтому принципиально важно, чтобы избирательные комиссии в пределах своей компетенции проявляли независимость от органов государственной власти и местного самоуправления, и в то же время - обеспечили деятельное взаимодействие с законодательными, исполнительными и судебными органами, работали в тесном контакте со средствами массовой информации, а  избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, используя собственные полномочия, обеспечивали бы контроль за соблюдением избирательных прав граждан и единообразным применением законодательства, оказывали организационно-методическую, правовую и иную консультативную помощь комиссиям, непосредственно организующим выборы на местах.    

 В России  накоплен значительный опыт подготовки  и проведения выборов в органы  местного самоуправления.     

 Выборы проводятся  на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании, что  отвечает демократическим принципам и международным стандартам. Граждане наделены правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, отношения к религии и политических убеждений. Голоса избирателей имеют одинаковый вес, а носителей мандатов определяют исключительно сами избиратели. Выборы в органы местного самоуправления, как и все другие, обычно проводятся на альтернативной основе (практика показывает, что на один депутатский мандат претендуют от 2 до 12 кандидатов).     

 В формировании  органов местного самоуправления  принимают участие общественные  объединения. Чаще всего –  это наиболее крупные объединения,  способные организовать предвыборную  агитацию в пользу своих сторонников и обеспечить общественный контроль за проведением выборов.    

 В России, также как и во многих европейских  странах, существует несколько  способов формирования органов  местного самоуправления.    

 Представительные органы местного самоуправления избираются непосредственно населением. В отдельных случаях их полномочия осуществляют собрания (сходы) граждан.    

 Составной  частью системы органов местного  самоуправления является исполнительные органы – местная администрация – занимающаяся повседневным управлением на подведомственной территории. Руководят местной администрацией, как правило, выборные должностные лица – главы местного самоуправления. В городах это чаще всего мэр, либо глава администрации, глава города; в районах – глава местного самоуправления, глава района; на других территориях – глава муниципального округа, сельсовета  и так далее. Глава местного сообщества избирается либо непосредственно населением, либо из состава представительного органа. Он может быть нанятым по контракту или занимать эту должность в силу избрания его председателем соответствующего представительного органа (в большинстве – почти 2/3 – субъектах Федерации главы местного самоуправления избраны населением в ходе выборов тайным голосованием).    

 В большинстве  субъектов Федерации имеется  необходимая законодательная база, обеспечивающая реформирование  органов местного самоуправления. Наряду с  конституциями и уставами субъектов Российской Федерации на местах действуют законы:

Об организации  местного самоуправления;

О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований;

Об установлении и изменении границ и наименований муниципальных образований;

О выборах в  органы местного самоуправления;

О местном референдуме;

О собраниях  и сходах граждан и другие.    

 В поле  зрения Центральной избирательной  комиссии постоянно находятся  проблемы юридической чистоты  правовой базы организации и  проведения выборов в субъектах  Российской Федерации. Проведенный  Центральной избирательной комиссией анализ региональных законодательных актов о выборах в органы местного самоуправления обнаружил определенные отступления от федерального законодательства, а в ряде случаев и нарушения его требований. Порой нарушаются условия приобретения гражданами активного избирательного права. В ряде регионов этим правом обладают лишь граждане, постоянно проживающие на соответствующей территории. Допускается установление верхнего  возрастного предела, вводятся языковые и другие ограничения для получения пассивного избирательного права. В некоторых законах закреплена возможность образования разновеликих избирательных округов с недопустимо высоким превышением установленной Федеральным законом нормы.     

 Таким образом,  еще предстоит кропотливая работа  по совершенствованию региональных законов, приведению их в соответствие с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Причем практика последних лет по выборам в органы местного самоуправления показала, что нуждается в совершенствовании и федеральное законодательство, в которое следует внести дополнения в части установления общих принципов учета мнения населения при преобразовании существующих и формировании новых муниципальных образований, в том числе в связи с установлением и изменением их границ.

 

4. Понятие функций местного самоуправления

Местным самоуправлением  называется организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение  населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.

Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 ст. 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Ст. 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения. Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функ-циями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправле-ния (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельно-сти) позволяет выделить следующие основные функции:

обеспечение участия  населения в решении местных дел (ст.131);

управление муниципальной  собственностью (ст. 132);

обеспечение развития соответствующей территории;

охрана общественного  порядка (ст.132);

защита интересов  и прав местного самоуправления, гарантированных  Кон-ституцией РФ (ст. 133);

обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах; распоряжения муниципальной собственностью.

 

  5. Полномочий органов местного самоуправления

  Перечень  полномочий органов местного самоуправления (а полномочия можно рассматривать как правовое выражение их деятельности) позволяет суммарно выделить следующие основные функции этих органов.

  1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся:а) наличие выборных органов местного самоуправления;б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

  Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

  Свое  социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом,  формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

  Права собственника в отношении имущества  и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, – непосредственно население.

  Органы  местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.

  3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К ведению местного самоуправления относятся вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

  Муниципальные образования – города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа и другие – представляют собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.

  Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования  осуществляется, прежде всего, посредством  планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении. При этом органы местного самоуправления не должны допускать перекосов в развитии производственной и социальной инфраструктур, добиваясь их гармонического сочетания. Планы и программы развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта РФ в целом.

  Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.

  4. Удовлетворение жизненных основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. К основным целям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению жизненных основных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

  Обеспечивая удовлетворение потребностей населения  в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы.

Информация о работе Формирование органов местного самоуправления