Формирование органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Наличие выборных органов местного самоуправления муници¬пальных образований является обязательным. По действующему федеральному законодательству образование органов местного са¬моуправления, назначение должностных лиц местного самоуправ-ления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Органы государственной власти и государственные должностные лица не могут осуществлять местное самоуправление.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………………4
2. Виды и структура органов местного самоуправления …………………………….5
3. Формирование органов местного самоуправления ………………………………..9
4. Понятие функций местного самоуправления……………………………………...11
5. Полномочий органов местного самоуправления…………………………….........12
6. Понятие основных принципов местного самоуправления………………….........15
7. Заключение…………………………………………………………………………..17
8. Библиография……………………………………………………………………......18

Работа содержит 1 файл

Курсовая мун упр.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

  Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать  условия для жилищного и социально-культурного  строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.

  В-третьих, органы местного самоуправления регулируют вопросы, относящиеся к данной области  муниципальной деятельности. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по этим вопросам местной жизни.

  В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют в этой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимых предпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан, обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.

  5. Охрана общественного порядка. Статья 132 (ч. 1) Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.

  Общественный  порядок – основа нормальной жизни  муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое  условие реализации прав и свобод граждан.

  Общественный  порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений.  Большое значение для упрочения общественного порядка имеет урегулирован-ность вопросов местной жизни.

  Охрану общественного порядка в муниципальном образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны общественного порядка, которые согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны формироваться самими муниципальными образованиями.

  В настоящее время охрана общественного  порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции  общественной безопасности, которая  является составной частью милиции  РФ и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ.

  В обеспечении охраны общественного  порядка на территории муниципального образования принимают участие  комиссии, функционирующие при местной  администрации: административные, наблюдательные и др. Кроме того, возможно и участие  населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан.

  6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Таким образом, защита прав местного самоуправления – это важная сторона государственной деятельности.

  Вместе  с тем необходимо учитывать, что  нередко права и законные интересы местного самоуправления, как показывает практика реализации муниципального законодательства, нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами. Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделить в качестве функции местного самоуправления деятельность граждан и органов местного самоуправления по защите интересов и прав муниципальных образований, их населения. 

 

6. Понятие основных принципов местного самоуправления

Основополагающие  начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией Российской Федерации, получили развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  данный федеральный закон определяет единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в  нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» составляют, таким образом, юридическую базу для правового  регулирования местного самоуправления субъектами Российской Федерации.

Значение Конституции  Российской Федерации и федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в развитие правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что они разграничивают полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Полномочия органов  государственной власти Российской Федерации устанавливает ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

На федеральном  уровне осуществляется законодательное  регулирование общих принципов организации и деятельности местного самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов. Речь в данном случае идет не только о Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и о других федеральных законах, регулирующих отдельные вопросы построения и функционирования местного самоуправления, в частности, вопросы ответственности органов местною самоуправления за нарушение законов; организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях; основ муниципальной службы и т.д.

Ст. 133 Конституции  Российской федерации устанавливает  запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральных законах. При этом следует учитывать особую роль закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в системе федеральных законов. Согласно статье 7 данного Закона, ему не могут противоречить другие федеральные законы, устанавливающие нормы муниципального права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениях Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны применяться положения Конституции Российской федерации и названного Федерального закона. При этом положения распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Федеральное законодательство о местном самоуправлении, обеспечивая  общие для всех субъектов Российской Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения  основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений: муниципального образования; вопросов местного значения; органов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальной службы и других.

 

Заключение

В современном  мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

Применение того или иного типа организации структуры  местного самоуправления зависит от множества факторов: численности  населения муниципального образования, от исторических, национальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностей территории, от объема и сложности вопросов, решаемых органами местного самоуправления, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе.

Нередко права и законные интересы местного самоуправления, как показывает практика реализации муниципального законодательства, нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами. Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделить в качестве функции местного самоуправления деятельность граждан и органов местного самоуправления по защите интересов и прав муниципальных образований, их населения. 

В поле зрения Центральной  избирательной комиссии постоянно находятся проблемы юридической чистоты правовой базы организации и проведения выборов в субъектах Российской Федерации. Проведенный Центральной избирательной комиссией анализ региональных законодательных актов о выборах в органы местного самоуправления обнаружил определенные отступления от федерального законодательства, а в ряде случаев и нарушения его требований. Порой нарушаются условия приобретения гражданами активного избирательного права. В ряде регионов этим правом обладают лишь граждане, постоянно проживающие на соответствующей территории. Допускается установление верхнего  возрастного предела, вводятся языковые и другие ограничения для получения пассивного избирательного права. В некоторых законах закреплена возможность образования разновеликих избирательных округов с недопустимо высоким превышением установленной Федеральным законом нормы.

Таким образом, еще предстоит кропотливая работа по совершенствованию региональных законов, приведению их в соответствие с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Причем практика последних лет по выборам в органы местного самоуправления показала, что нуждается в совершенствовании и федеральное законодательство, в которое следует внести дополнения в части установления общих принципов учета мнения населения при преобразовании существующих и формировании новых муниципальных образований, в том числе в связи с установлением и изменением их границ.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Барабашев Г.В. Местное  самоуправление. 1996.

Писарев А.Н. Муниципальное  право РФ, 1997.

Муниципальное право. Под ред. профессора Коваленко  А.И., 1997.

Информация о работе Формирование органов местного самоуправления