Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

С целью изучения нормативно-правового регулирования форм непосредственного осуществления местного самоуправления студентам предлагается выполнить практическое задание по заполнению сравнительных таблиц, их составлению, формулировке выводов по итогам изученного материала.

Содержание

Аннотация по выполнению задания 3
Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ 4
ГОЛОСОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАНИЦ МО, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МО 5
Сход граждан 6
Правотворческая инициатива граждан (ПИГ) 9
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) 12
Публичные слушания (ПС) 19
Собрания граждан 22
Конференции граждан (собрания делегатов) 22
Опрос граждан 25
Обращения граждан в органы местного самоуправления 29
Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении 31
Выводы студента по итогам изучения нормативно-правового регулирования форм непосредственного осуществления местного самоуправления 32

Работа содержит 1 файл

Формы непоср осущ-я МСУ - задание 2010 - для выдачи студентам (2).doc

— 688.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формы непосредственного  осуществления населением  
местного самоуправления и участия населения  
в осуществлении местного самоуправления
 

задание для самостоятельной  работы студентов  
3 курса очной формы обучения

по  дисциплине

Муниципальное право 
 
 

                    Выполнила: 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

2010

 

Оглавление:

 

Аннотация по выполнению задания

    С целью изучения нормативно-правового  регулирования форм непосредственного  осуществления местного самоуправления студентам предлагается выполнить практическое задание по заполнению сравнительных таблиц, их составлению, формулировке выводов по итогам изученного материала.

    Каждая  форма для заполнения содержит:

    • наименование института непосредственного осуществления местного самоуправления;
    • правовые основы, закрепляющие правовой институт и порядок его реализации;
    • таблицу, подлежащую заполнению.

    Таблицы содержат следующие  графы:

    • предмет правового регулирования (т. е. что регулируется нормой права);
    • правовая норма (например, федерального закона, нормативно-правового акта представительного органа муниципального образования).

    Формы, описывающие местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата… - заполнены, являются примерами для заполнения последующих таблиц;

    Форма, описывающая сход граждан – содержит заполненную только федеральную часть. 

    Студенту  необходимо:

    1) самостоятельно тезисно заполнить таблицы, описывающие:

    • голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
    • сход граждан - только муниципальную часть;
    • правотворческую инициативу граждан;
    • территориальное общественное самоуправление;
    • публичные слушания;
    • собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов) – по совмещенной форме;
    • опрос граждан.

    2) самостоятельно составить таблицу, описывающую форму «обращения граждан в органы местного самоуправления» - с этой целью следуя предписанию ч. 2 ст. 32 федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо:

    • изучить федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
    • в первом столбце таблицы - определить предмет правового регулирования нормативных положений федерального закона, регулирующих обращения граждан именно в органы местного самоуправления;
    • во втором столбце таблицы – в тезисном варианте изложить соответствующие предмету правового регулирования нормы изученного федерального закона.

    3) вследствие того, что ч. 1 ст. 33 федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит норму, предусматривающую право граждан на осуществление местного самоуправления в иных формах, помимо форм, закрепленных в ст. 22-32 закона, студенту необходимо самостоятельно:

    • выявить их на основе учебного и нормативного материала;
    • перечислить их в разделе: «другие формы непосредственного осуществления местного самоуправления»;
    • назвать правовые основы реализации каждой из перечисленных студентом форм.

    4) по итогам исследования студенту  необходимо сформулировать тезисные выводы, отражающие его мнение по проблемам нормативно-правового регулирования и реализации форм непосредственного осуществления местного самоуправления. 

    Примечание:

    • в таблицах, подлежащих самостоятельному заполнению студентом, предложен нормативно-правовой акт (акты), нормы которого могут быть исследованы в каждом конкретном случае;
    • студент может заменить предложенный муниципальный правовой акт по своему выбору на другой аналогичный муниципальный правовой акт в актуальной редакции;
    • таблица может быть заполнена как в компьютерной, так и в рукописной форме;
    • срок выполнения и представления преподавателю задания – до 1 декабря 2010 г.

 

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ

    Правовые  основы:

  1. Конституция РФ (ч. 2 ст. 130)
  2. федеральные законы, напр. :

      Об  общих принципах  организации местного самоуправления в  Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ;

      Об  основных гарантиях  избирательных прав и права на участие  в референдуме  граждан Российской Федерации :

      федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ;

4) Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, напр. :

5) законы субъектов Российской Федерации, напр. :

      Об  организации местного самоуправления в  Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 23 сент. 2009 г. № 420-79;

      О местном референдуме  в Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 19 марта 2004 г. № 138-22 (ОБЯЗАТЕЛЬНО) 1

6) Уставы муниципальных образований : напр. : Устав муниципального образования «Поселок Левашово) г. Санкт-Петербурга 2008 г.

      (ОБЯЗАТЕЛЬНО) http://molevashovo.ru/content/view/26/35/1/3/ 

Предмет

правового регулирования

Правовая  норма
федерального  закона

от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Устава муниципального образования 

«поселок  Левашово»

(г. Санкт-Петербург)

Субъект инициативы проведения голосования по отзыву по инициативе населения (ч. 1 ст. 24) по инициативе:

- населения МО;

- органов МСУ;

- должностных  лиц МСУ (ч. 1 ст. 9)

Основания для отзыва только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке (ч. 2 ст. 24) основаниями для  отзыва являются конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке (ч. 4 ст. 9) 

отзыв депутата Муниципального Совета возможен в  случаях:

- неоднократные пропуски без уважительных причин заседаний Муниципального Совета и / или заседаний постоянных комиссий и иных органов Муниципального Совета в течение одного года;

- неоднократные  в течение одного календарного года нарушений Устава МО, соответствующих законодательству решений Муниципального Совета и / или решений местного референдума МО;

- вступления  в законную силу в отношении  депутата обвинительного приговора  суда (ч. 2 ст. 9) 

отзыв члена выборного  органа МСУ, выборного  должностного лица МСУ  возможен в случаях:

- неоднократного  в течение одного календарного  года Устава МО, соответствующих  законодательству решений Муниципального  Совета и / или решений местного  референдума МО;

- вступления  в законную силу в отношении  члена выборного органа МСУ,  выборного должностного лица МСУ обвинительного приговора суда (ч. 3 ст. 9)

Нормативные акты, устанавливающие:

основания, процедуру  и порядок отзыва

голосование по отзыву проводится по инициативе населения  в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума (ч. 1 ст. 24) 

основания и  процедура отзыва устанавливается  Уставом муниципального образования (ч. 2 ст. 24)

голосование по отзыву проводится

в порядке, установленном:

- федеральным законом;

- законом СПб для проведения местного референдума;

- Уставом муниципального  образования (ч. 1 и ч. 5 ст. 9)

Гарантии  отзываемого лица процедура отзыва должна обеспечивать ему возможность  дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований отзыва (ч. 2 ст. 24) обеспечивается  возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых  в качестве оснований для отзыва, в том числе путем их размещения в СМИ МО (ч. 6 ст. 9)
Условие, при котором лицо считается отозванным если за отзыв  проголосовало не менее ½ избирателей, зарегистрированных в МО (избирательном округе) (ч. 2 ст. 24) если за отзыв  проголосовало не менее ½ избирателей, зарегистрированных в МО (избирательном округе) (ч. 7 ст. 9)
Официальное опубликование (обнародование) итогов голосования по отзыву и принятого решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) (ч. 7 ст. 24) подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее 10 дней со дня проведения голосования и принятия решения соответственно (ч. 8 ст. 9)
 

Примечание:

- так как в  соответствии с положением ч.  1 ст. 24 ФЗ № 131-ФЗ голосование по отзыву проводится в порядке, установленном федеральным законом, принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума,

- и этот порядок  является единым  для проведения местного референдума, муниципальных выборов, голосования по отзыву, голосования по вопросам границ МО, преобразования МО,

ОН УЖЕ УЧТЕН  нами при рассмотрении института  местного референдума.

 

Голосование по вопросам изменения  границ МО, преобразования МО

    Правовые  основы:

Конституция РФ (ч. 2 ст. 130)

федеральные законы, напр. :

      Об  общих принципах  организации местного самоуправления в  Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ;

      Об  основных гарантиях  избирательных прав и права на участие  в референдуме  граждан Российской Федерации :

      федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ;

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, напр. :

законы  субъектов Российской Федерации, напр. :

      Об  организации местного самоуправления в  Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 23 сент. 2009 г. № 420-79;

      О местном референдуме  в Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 19 марта 2004 г. № 138-22 (ОБЯЗАТЕЛЬНО) 2

Уставы муниципальных образований  

Предмет

правового регулирования

 
Правовая  норма 

федерального  закона

от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Случаи  проведения голосования по вопросам изменения границ МО, преобразования МО Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение  территорий отдельных входящих в  их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов (ч.2 ст.12), Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений (ч.3 ст.12), . Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений (ч.5 ст.13), . Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. (ч.7 ст.13)
Цели  проведения голосования В целях получения  согласия населения при изменении  границ МО, преобразования МО  (ч.3 ст.24)
Территория  проведения голосования на всей территории муниципального образования или  на части его территории (например, раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение – в соотв. С ч.7 ст.13)

(ч.2, 3 ст.12, ч. 3,5,7 ст.13, ст.24).

Нормативные основы проведения голосования ФЗ №131 от 6.03.2006 и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных ФЗ №131 от 6.03.2006 (ч.5 ст.24).
Неприменение  норм федерального законодательства и  законодательства субъектов РФ (исключения) положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются (ч.5 ст.24).
Субъект назначения голосования  
Условие, при котором голосование считается  состоявшимся если в нем  приняло участие более половины жителей муниципального образования  или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. (ч.6 ст.24)
Условие, при котором согласие населения  в порядке голосования считается  полученным если за указанные  изменение, преобразование проголосовало  более половины принявших участие  в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. (ч.6 ст.24)
Официальное опубликование (обнародование) итогов голосования и принятого решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию (ч.7 ст.24)
 

Примечание:

- так как в  соответствии с положением ч. 5 ст. 24 ФЗ № 131-ФЗ голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО проводится в порядке, установленном федеральным законом, принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума,

- и этот порядок  является единым  для проведения местного референдума, муниципальных выборов, голосования по отзыву, голосования по вопросам границ МО, преобразования МО,

ОН УЖЕ УЧТЕН  нами при рассмотрении института  местного референдума.

 

Сход граждан

    Правовые  основы:

    1) Конституция РФ (ч. 2 ст. 130)

    2) федеральные законы :

    Об  общих принципах  организации местного самоуправления в  Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ;

  1. Конституция (устав) субъекта РФ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);
  2. Закон субъекта РФ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);
  3. Устав муниципального образования (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);
  4. нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО), пример : Положение о сходах граждан и старостах в сельском поселении Юрцовское Егорьевского Муниципального района Московской области : принято Решением Совета депутатов Сельского поселения Юрцовское от 28 июля 2006 г. № 18/6 (http://yurcovo.ru/reshenia/9.html)
 
Предмет правового  регулирования Правовая  норма
федерального  закона

от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

нормативного  правового акта представительного  органа муниципального образования:

Положения о сходах граждан  и старостах в  сельском поселении  Юрцовское Егорьевского Муниципального района Московской области : принято Решением Совета депутатов Сельского поселения Юрцовское от 28 июля 2006 г. № 18/6

Понятие схода граждан   Сход граждан  является одной из форм его прямого  волеизъявления, посредством которой  граждане по месту их жительства решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. (ст.1)
Цель  проведения схода граждан для решения  вопросов местного значения (ч. 1 ст. 25) Для решения  вопросов местного значения (ст.1)
Территория  проведения схода граждан3 в поселении  с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек (ч. 1 ст. 25) в границах данного населенного пункта муниципального образования сельского поселения  Юрцовское (ч.1 ст.2)
Правомочность схода граждан при участии  в нем более ½ жителей поселения, обладающих избирательным правом (ч. 1 ст. 25) При участии  более 1/2 жителей поселения, обладающих избирательным правом (ч.1 ст.8), вкл  высказавшихся в письменной форме  и давших доверенность др лицу на основании ч.2 ст.8, при присутствии выборных лиц поселения (ч.3 ст.8), при присутствии Главы администрации или лица его замещающего (ч.4 ст.8)
Признание схода граждан неправомочным   Участие менее  ½ жителей поселения, обладающих избирательным правом (КОСВЕННО ч.1 ст8), в отсутствие выборных лиц поселения (КОСВЕННО ч.3 ст.8),  при отсутствии Главы администрации или лица его заменяющего (ПРЯМОЕ УКАЗАНИЕ ч.4 ст8)
Полномочия  схода граждан осуществляет  полномочия представительного органа МСУ (ч. 2 ст. 25) избрание и  освобождение старосты от должности (п.1ч.1. ст.5), избрание органов территориального общественного самоуправления и  утверждение их Уставов (Положений) (п.2 ч.1. ст.5), обсуждение Устава муниципального образования; проектов законов и других нормативных актов (п.3 ч.1 ст.5), обсуждения программ развития соответствующего поселения (п.4. ч.1 ст.5), решение вопросов самообложения, расходования этих средств (п.5, ч.1 ст.5), обсуждение планов благоустройства (п.6 ч.1 ст.5), обсуждения вопросов бытового, культурного, торгового и иного обслуживания населения (п.7 ч.1 ст.5), рассмотрение вопросов, связанных с образованием, наименованием и переименованием в установленном порядке населенных пунктов, улиц и других составных частей населенных пунктов, изменения их границ (п.8 ч.1 ст.5), обсуждение вопросов, связанных с организацией противопожарной охраны на соответствующей территории (п.9 ч.1 ст.5), заслушивание отчетов руководителей органов местного самоуправления (п.10 ч.1 ст.5), Отчет старосты (п.11 ч.1 ст.5). Применение мер общественного воздействия к лицам, допускающим нарушения общественного порядка, правил общежития, не выполняющим обязанности по воспитанию детей либо не выполняющим решения собраний, сходов (ч.2 ст.5). Передача материалов на лиц, допустивших нарушения общественного порядка или правил общежития, в товарищеский суд, либо ходатайствовать перед компетентными органами о привлечении нарушителя к административной или иной ответственности (ч.3 ст.5)
Субъекты  права созыва схода граждан (инициативы схода граждан) - глава МО  самостоятельно;

- инициативная  группа жителей поселения численностью  не менее 10 человек (ч. 3 ст. 25)

- староста. (также по ч.1 ст.16)

-граждане, обладающие избирательным правом (не менее 10 процентов от числа постоянно проживающих на соответствующей территории);

-депутаты  представительных органов местного  самоуправления;

-должностные  лица местной администрации; 

-правоохранительные  органы;

-руководители  предприятий, учреждений и организаций. 

(ч.2 ст.4)

Кем обеспечивается (созывается) проведение схода граждан главой местной  администрации (ч. 3 ст. 25) Главой администрации (ч.1 ст.4 и ч.2 ст.6)
Периодичность созыва схода граждан   Не реже одного раза в год (ч.1 ст.4)
Субъекты, имеющие право принимать участие в сходе граждан   В сходе принимают  участие граждане, обладающие избирательным  правом, в данном населенном пункте, место жительства которых расположено  в границах данного населенного  пункта муниципального образования  сельского поселения Юрцовское. (абз.1 ч.1 ст.2), на сход могут приглашаться руководители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, представители печати и других средств массовой информации, временные жители (ч.2 ст.2)
Обязательные  субъекты участия в сходе граждан выборные лица МСУ (ч. 4 ст. 25) Выборные лица поселения (ч.3 ст.8),  глава администрации (ч.4 ст.8)
Председательствующий  на сходе граждан - глава МО;

- иное лицо, избираемое  сходом граждан (ч. 5 ст. 25)

Глава местной  администрации (ч.3 ст.6)
Оповещение населения о дате, месте, времени, повестке дня схода граждан   О дате, месте, времени, повестке дня схода граждан инициаторы его проведения оповещают население  не позднее, чем за 3 дня до проведения схода, посредством объявлений (ст.7)
Условие принятия решения на сходе граждан если за него проголосовало более ½ участников схода граждан (ч. 6 ст. 25)  
Порядок проведения схода граждан:

- регистрация  участников;

- повестка дня  (схода граждан);

- протокол схода  граждан

  Перед открытием  схода проводится регистрация участников (ч.1 ст.9), председательствует на сходе Глава администрации (ч.2 ст.9), для ведения протокола избирается секретарь схода (ч.3 ст.9), повестка дня утверждается сходом граждан (ч.4 ст.9). В протоколе указывается: дата и место проведения схода, общее число граждан, проживающих на соответствующей территории, имеющих право участвовать в сходе, а также обладающих избирательным правом, число присутствующих [по результатам регистрации], повестка дня, краткое содержание выступлений, принятые решения (ч.5 ст.9). Протокол подписывает председатель и секретарь схода, один экземпляр его передается главе местной администрации, второй - остается у старосты (ч.6 ст.9).
Способ  принятия решения на сходе граждан   открытым голосованием большинством голосов присутствующих граждан, обладающих избирательным правом, направляются в органы местного самоуправления, при необходимости должностным лицам учреждений и организаций, расположенных на данной территории (ч.7 ст.9)
Исполнение  решений, принятых на сходе граждан подлежат обязательному исполнению на территории поселения (ч. 7 ст. 25) Для выполнения решений схода граждан…избирается староста (ч.1 ст.10). Решения, принятые сходом в пределах его полномочий, обязательны для исполнения гражданами населенного пункта. Данные решения могут быть изменены или отменены представительным органом поселения (ч.1 ст.17). Решения схода могут быть обжалованы в суде (ч.2 ст.17). Обращения схода граждан подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления, должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, расположенными на соответствующей территории, о результатах рассмотрения обращения сходу граждан должен быть дан мотивированный ответ в установленные законом сроки (ч.3 ст.17)
Субъекты  обеспечения исполнения решений, принятых на сходе граждан - органы МСУ;

- должностные  лица МСУ

в соответствии с разграничением полномочий между  ними, определенным уставом поселения  (ч. 8 ст. 25)

 
Официальное опубликование (обнародование) решений, принятых на сходе граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию) (ч. 9 ст. 25)  
Способ  опубликования (обнародования) решений, принятых на сходе граждан   Решения схода  граждан и информация об их выполнении обнародуется через доски объявлений, средства массовой информации, на общем собрании старост поселения иными способами (ч.8 ст.9).

Староста доводит  до населения… решений сходов граждан (п.1 ч.2 ст.15).

Обжалование решений, принятых на сходе граждан   Могут быть обжалованы в суде (ч.2 ст.17)
Взаимоотношения схода граждан с органами местного самоуправления   Органы местного самоуправления в своей работе с  населением опираются на помощь схода  граждан, предоставляя право участвовать  его уполномоченным представителям в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующих поселений (ч.1 ст.20). Органы местного самоуправления: оказывают помощь старосте, инициативной группе граждан в проведении схода, конференции или опросе населения, вправе передавать сходу граждан часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств, предоставляют сходу граждан и старосте помещения для осуществления их деятельности, оказывают сходу граждан и старосте организационную и методическую помощь, способствуют выполнению решений схода граждан, принятых в пределах его компетенции, учитывают в своих решениях мнение населения, полученное сходом граждан или методом опроса,  осуществляют иные формы взаимодействия со сходом граждан, установленные Уставом муниципального образования, в соответствии с законами Московской области (ч.2 ст.20)
Иные  основания проведения схода граждан, предусмотренные ФЗ В целях выдвижения инициативы населения, проживающего в  населенном пункте, расположенном на межселенных территориях,

По вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного управления. (ч.10 ст.25)

 

Информация о работе Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления