Формы участия граждан в местном самоуправлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Важным фактором привлечения населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения и при его активном участии. Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность для населения быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в делах местного сообщества и поддержку деятельности органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 65.37 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Читинский институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«Байкальский государственный  университет экономики и права»

 

Кафедра «Экономики и управления»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Система государственного и муниципального управления»

ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН  В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Скубиева В.А. гр. ГМУ-09

 

Руководитель: старший преподаватель кафедры Прохорова О.К

 

 

 

 

 

Чита, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Местное самоуправление представляет собой  один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан, составной частью гражданского общества, а также уровнем публичной  власти.

Важным фактором привлечения  населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность  и открытость в работе органов  и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения и  при его активном участии. Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при  активном непосредственном участии  самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность  для населения быть в курсе  дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения  прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в  делах местного сообщества и поддержку  деятельности органов местного самоуправления.

 Именно поэтому задача органов местного самоуправления - создать достаточную правовую базу для того, чтобы население могло воспользоваться правом участвовать в решении вопросов местного значения. Механизм реализации этих форм должен быть действенным, чтобы не сложилась ситуация, когда формально порядок закреплен, а реализовать его на практике невозможно.

Цель работы -  исследовать  существующие формы участия граждан  в местном самоуправлении в РФ.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что становление  современного гражданского общества, дальнейшее развитие местного самоуправления непосредственно связано с активностью  граждан, в первую очередь по месту  жительства, при решении вопросов местного значения. Основные формы участия граждан закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Анализируя внешние проявления реализации населением права на местное  самоуправление, можно выделить следующие  формы участия населения в  местном самоуправлении:

  1. местный референдум;
  2. опрос граждан, плебисцит;
  3. местные выборы (речь идет об осуществлении как активного, так и пассивного избирательного права);
  4. наказы избирателей;
  5. отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления;
  6. собрания, сходы, конференции граждан;
  7. территориальное общественное самоуправление;
  8. массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и др.);
  9. обращение в органы местного самоуправления;
  10. правотворческая инициатива;
  11. публичные слушания;
  12. деятельность в представительных органах местного самоуправления;
  13. осуществление муниципальной службы;
  14. иные формы.

 

В соответствии с  поставленной целью, а также опираясь на круг доступных нормативных источников и юридическую литературу в данной работе предполагается решение следующих  задач:

 1. Рассмотреть правовую природу местного самоуправления как одной из форм осуществления народовластии.

 2. Проанализировать формы участия граждан города в местном самоуправлении.

 3. Выявить актуальные проблемы взаимодействия граждан с органами местного самоуправления.

Далее формы участия населения  в местном самоуправлении будут  рассмотрены подробнее.

 

Данная работа состоит  из введения, основной части из трех глав разделенных на параграфы (первая глава состоит из четырех параграфов, вторая глава состоит из трех параграфов, третья глава состоит из двух параграфов), заключения и списка использованной литературы.

  1. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН

 

 

1.1 Местный референдум

Местный референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование по наиболее важным вопросам местного значения.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.) местный референдум определяется как референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан  Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. [3]

Порядок организации и  проведения местного референдума во многом похож на организацию и  проведение местных выборов - те же требования к избирателям, по таким  же принципам составляются списки участников референдума, комиссии референдума, одинаковые правила действуют при проведении предвыборной агитации и т. п. Поэтому  на федеральном уровне установлены  единые гарантии для выборов и  референдума названным выше Федеральным  законом «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации».[14]

В части 10 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что гарантии права граждан на участие в  местном референдуме устанавливаются  федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума  регулируется законом субъекта Российской Федерации.

Законы о местном референдуме  приняты примерно в 80 субъектах Российской Федерации; в некоторых субъектах  Российской Федерации эти вопросы  регулируются избирательными кодексами (например, Воронежская, Белгородская области, Алтайский край).

Федеральное законодательство регулирует только один вид референдума - обязательный. Решения, принятые на местном  референдуме в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для  органов и должностных лиц  местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных  на территории муниципального образования, а также граждан. Все попытки  субъектов Российской Федерации  предусмотреть консультативный  референдум противоречат федеральному законодательству. В таких случаях следует использовать другие термины - «опрос граждан» или «плебисцит».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав граждан и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» на местный  референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы  референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. На местный  референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  2. о персональном составе органов местного самоуправления;
  3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
  4. о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
  5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Установление иных ограничений  для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных выше, не допускается.

В местном референдуме  имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют  в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого  волеизъявления при тайном голосовании.

Организация и проведение местного референдума включают несколько  стадий, которые можно объединить в следующие этапы:

    1. Инициатива.

С инициативой о проведении местного референдума могут выступить:

1) граждане Российской  Федерации, имеющие право на  участие в местном референдуме;

2) избирательные объединения,  иные общественные объединения,  уставы которых предусматривают  участие в выборах и (или)  референдумах и которые зарегистрированы  в порядке и сроки, установленные  федеральным законом;

3) совместно представительный  орган муниципального образования  и глава местной администрации.

Граждане, избирательные  объединения, иные общественные объединения, выступившие с инициативой о  проведении местного референдума, обязаны  в поддержку данной инициативы собрать  подписи, количество которых устанавливается  законом субъекта Российской Федерации  и не может превышать 5% от числа  участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными  объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования  и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного  органа муниципального образования  и главы местной администрации.

    1. Назначение местного референдума.

Представительный орган  муниципального образования обязан назначить местный референдум в  течение 30 дней со дня поступления  в представительный орган муниципального образования документов, на основании  которых назначается местный  референдум.

В случае если местный референдум не назначен представительным органом  муниципального образования в установленные  сроки, референдум назначается судом  на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы  муниципального образования, органов  государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный  судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его  проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или  иным органом, на который судом возложено  обеспечение проведения местного референдума.

Референдум не назначается  и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации  либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части  этой территории, а также в течение  трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Представительный орган  местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума  нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.

    1. Подготовка к голосованию.

Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным  правом, правом на участие в референдуме. Основанием для регистрации (учета) участников референдума является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации в границах территории муниципального образования. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума осуществляется главой муниципального образования. Списки участников референдума составляются на основании  сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) участников референдума.

Информация о работе Формы участия граждан в местном самоуправлении