Формы участия граждан в местном самоуправлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Важным фактором привлечения населения к участию в общественной жизни, к осуществлению местного самоуправления являются гласность и открытость в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, которые по своей природе призваны работать на виду у населения и при его активном участии. Народовластие - это осуществление власти не только в интересах народа, но и при активном непосредственном участии самого народа. Только в обстановке гласности можно обеспечить возможность для населения быть в курсе дел органов местного самоуправления. Степень информированности населения прямо влияет на уровень активности граждан, их сознательное участие в делах местного сообщества и поддержку деятельности органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 65.37 Кб (Скачать)

Респонденты на фокус-группах обычно отмечали опыт участия в следующих формах прямой демократии:

• муниципальные выборы;

• добровольная помощь личными  усилиями работе местной администрации (участие в субботниках, сбор средств  на нужды общежития, контроль за чистотой придомовых территорий). Сбор средств  нередко воспринимается как вынужденная, но необходимая обязанность;

• обращения в органы местного самоуправления;

• объединение жильцов  в домовые комитеты, уличные комитеты, направленные на решение бытовых  и коммунальных проблем.

Исследование показало неготовность большинства граждан самим избираться в органы местного самоуправления, мотивируя свое нежелание отсутствием интереса и опасением, что подобная работа может занять очень много времени. Реже в качестве мотива указывалось нежелание брать на себя ответственность и отсутствие интереса к политической жизни. Очевидно, что, не имея точного представления о сфере деятельности, зоне ответственности и полномочиях муниципальных депутатов, либо считая их работу малоэффективной, участники исследования не стремятся отстаивать свои интересы через участие в депутатской работе (единственным исключением являются предприниматели). К тому же респондентам свойственны определенные недоверие и настороженность по отношению к власти любого уровня, и они придерживаются исторически и культурно обусловленной позиции «не высовываться».

Возможность влияния населения  на принятие решений на местном уровне путем выдвижения ими предложений  по улучшению жизни территории ограничена низким уровнем правовой грамотности  населения – чаще люди предпочитают обращаться к депутатам с жалобами, а не с конструктивными предложениями.

Возможность участия в публичных слушаниях воспринимается респондентами как формальность, а проведение опросов населения по инициативе муниципальных органов, что может представлять интерес для жителей, напротив, почти нигде не практикуется.

Можно констатировать: несмотря на уже имеющийся опыт прямого  участия в местном самоуправлении в городах и селах России, реально потенциал непосредственной демократии на местной уровне используется пока явно недостаточно, а многие из форм прямого народовластия, предусмотренные в Федеральном законе № 131-ФЗ, еще не нашли своего реального отражения в жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» // Собрание законодательства РФ. 2004. №25. Ст. 2485. 
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 
  3. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.) 
  4. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» (вред, от 21 июля 2005 г.). 
  5. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в ред. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №49- Ст. 5497. 
  6. Закон Амурской области от 26 марта 1996 г. № 71-03 *0 местном референдуме в Амурской области» (в рея- от 11 февраля 2002 г.) // Амурская правда. 1996. 
  7. Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право России. С. 288.  
  8. Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2001. С. 371.  
  9. Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. Ред. С.А. Лвакьян. С. 260.  
  10. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. С.178 
  11. Постовой Н.В. Муниципальное право России. М., 1998. С. 202, 203.
  12. Советская Сибирь. Газета 2003. 7 окт.
  13. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М-, 19У7. С. 322.
  14. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2002. С. 288.
  15. Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. -.М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.

Информация о работе Формы участия граждан в местном самоуправлении