Государственное регулирование деятельности в области безопасности дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

1.Развитие и обеспечение функционирования государственной системы управления государственной системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2 Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы
3.3 Регулирование перевозочной деятельности.
4 Страхование в области дорожного движения.

Работа содержит 1 файл

измененный диплом.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Основным  документном, определяющим долговременную политику развития транспорта и, в том числе, политику в сфере регулирования перевозочной деятельности, является Транспортная стратегия на период до 2020 г. В этом документе по основным затронутым проблемам планируется комплекс мер, который можно структурировать по следующим основным направлениям:  
-
преодоление тенденции нарастающего износа основных фондов транспорта (предполагается обеспечить обновление парка транспортных средств на пассажирском транспорте общего пользования (темпы обновления парков подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта будут повышены до 10,8 %);  
- модернизация парка транспортных средств, обеспечивающая их соответствие международным стандартам, в том числе по критериям безопасности;  
- повышение технологического уровня перевозок (предполагается повысить эффективность использования современных перевозочных, управленческих и информационных (телекоммуникационных) технологий, планируется дальнейшее внедрение логистических принципов, создание современных мультимодальных логистических центров, ускоренное развитие информационных технологий на транспорте);  
- повышение уровня безопасности транспортных коммуникаций;  
реформирование системы профессиональной подготовки в транспортной отрасли, гармонизация ее с мировой практикой;  
- создание и развитие систем мониторинга транспортного процесса;  
обеспечение мер по регулированию процесса автомобилизации;  
- повышение эффективности контроля за деятельностью субъектов транспортного комплекса и дорожного хозяйства, контроля за устранением выявленных нарушений действующего законодательства, применение, при необходимости, мер административного воздействия.  
Планируется расширение сотрудничества органов государственного управления транспортной отраслью с отраслевыми и межтранспортными ассоциациями, союзами, другими профессиональными объединениями, которое призвано повысить публичность деятельности в области государственного регулирования, обеспечить прозрачность принимаемых госорганами решений с учетом интересов предприятий транспортного комплекса и привлечь их представителей к процессу подготовки этих решений.  
Реализация Транспортной стратегии позволит обеспечить повышение качества транспортных услуг.

4 Страхование  в  области дорожного  движения.  
Постоянный рост автомобильного парка страны, интенсивности дорожного движения, объема автомобильных перевозок грузов и пассажиров, автотуризма и другие факторы увеличивают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. Значительный моральный и материальный ущерб участников дорожного движения (водителей, пешеходов, пассажиров) и перевозочного процесса (грузоотправителей, грузополучателей, автотранспортных предприятий), возникающий вследствие ДТП, объективно предполагает необходимость защиты физических и юридических лиц, являющихся, как субъектами транспортного процесса, так и третьими лицами, случайно пострадавшими в ДТП.  
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).  
Страхование, связанное с эксплуатацией транспортных средств, участвующих в дорожном движении, включает в себя несколько видов: страхован автомототранспортных средств, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование жизни и здоровья водителе пассажиров транспортных средств и грузов.  
В Российской Федерации отсутствуют специальные законодательные иные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление страхования транспортных средств (исключение
обязательное страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).  
Страхование осуществляется на основе Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 48. Страхование) и Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Эти акты устанавливают общие правовые основы страхования.  
В настоящее время по вопросам проведения страхования транспортных средств (за исключением страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) заключение договоров осуществляется на добр вольной основе. Заключение договоров страхования в добровольной форм определение размеров страховой премии, порядок страховых выплат, установления прав и обязанностей сторон осуществляется на основании прав страхования, разработанных страховой организацией (страховщиком) ли объединением страховщиков. Это обуславливает отдельные расхождения условиях страхования и объемах страховых услуг в различных страхов организациях.  
Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Объемы страховых операций на этом рынке неуклонно растут, а страховые организации играют в экономике все более значимую роль.  Если на 1 января 2000 г. в стране насчитывалось 1290 страховых организаций  то на начало 2004 г. на страховом рынке России зарегистрировано 1397 страховых организаций. Общий объем премий страхового рынка России в 2004 г. ставил 471,6 млрд. рублей и увеличился на 9% к предшествующему году (в 20( рост страховых премий составил 44%, в 2002 г.
8%, в 2001 году 61%) тыс. по договорам страхования за 2004 г. превысили 307 млрд. рублей (рост к на 8,1%). В 2003 г. этот показатель был равен 127%, в 2002 г. 149 %.  
Однако, несмотря на значительное увеличение общей суммы собранных страховыми организациями страховых премий в 2004 г., ее доля в валовом внутреннем продукте России ниже показателей зарубежных стран и составляет 2,8%.

С каждым годом рынок автострахования  все более увеличивается. Тем  не менее, подавляющее большинство участников дорожного движения не было включено в систему страховой защиты своих интересов. Одним из путей решения данной проблемы явилось принятие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО), вступившего в силу 1 июля 2003 г. Закон предусматривает защиту интересов потерпевших в ДТП, обеспечивая возмещение причиненного им владельцами транспортных средств вреда.  
Система обязательного страхования гражданской ответственности автомотовладельцев эффективна и с точки зрения создания условий социально-экономической стабильности в обществе, повышения безопасности дорожного движения и эффективной страховой защиты физических и юридических лиц, в том числе защиты имущественных интересов третьих лиц.  
В ряде европейских стран аналогичное законодательство действует еще с 30-х годов прошлого века. На территории СНГ подобные законы не приняты только в Киргизии и Таджикистане.  
Система ОСАГО вводилась в России в несколько этапов. В соответствии с требованием закона об ОСАГО был создан Российский союз автостраховщиков (РСА). Только страховые компании, являющиеся членами РСА, могут получить лицензию для работы по этому виду обязательного страхования.  
С первого июля 2004 г. заработала система текущих компенсационных выплат и началось применение коэффициента «бонус-малус», который в зависимости от наличия или отсутствия страховых случаев в период действия предыдущего договора обязательного страхования повышает либо понижает размер страховой премии.  
В 2004 г. было заключено 23 млн. договоров страхования ОСАГО, сумма собранной страховой премии составила 49,2 млрд. рублей. Страхователями было заявлено о почти 1 млн. страховых случаях и около 900 тыс., из них урегулировано. Страховые выплаты за этот период составили 19,2 млрд. рублей, сумма средней выплаты за период январь-декабрь 2004 года составила 21,3 тыс., рублей.  
За первый квартал 2005 г. собрано страховой премии 12,4 млрд. рублей, произведено страховых выплат в размере б млрд. рублей.  
Следует отметить, что средняя страховая премия за 2004 г. по всему парку застрахованных автомобилей в стране составила 1920 рублей и близка к базовой (для физических лиц
1980 рублей, для юридических лиц 2375 рублей). данный факт свидетельствует о том, что базовая тарифная ставка была установлена Правительством Российской Федерации достаточной для исполнения страховщиками своих обязательств.  
В отличие от добровольного страхования ОСАГО дает право на получение выплат за вред, причиненный жизни и здоровью граждан, пострадавших в ДТП, виновник которого не был застрахован, а также в случае, когда он скрылся с места совершения происшествия, банкротства страховой компании, а также за вред, причиненный имуществу граждан, в случае банкротства страховых компаний либо отзыва лицензии у страховщика.

Несмотря  на принятие данного закона, для  успешной его реализации требуется  разработка и внедрение значительного  числа нормативных правовых актов, регламентирующих в частности, механизмы  оценки ущерба, причиненного, как жизни и здоровью потерпевшего, так и его имуществу.  
В тоже время существующий размер страховой суммы по договору ОСАГО не всегда является достаточным для полного возмещения ущерба, причиненного третьим лицам, являющимся пассажирами транспортных средств.  
Реформирование системы обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых междугородним транспортом, в действующую в развитых странах систему обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу пассажиров, будет более адекватно соответствовать экономической конъюнктуре в Российской Федерации. С увеличением количества перевозок, осуществляемых пассажирским транспортом, с усилением дифференциации пассажирских перевозчиков в зависимости от формы собственности (государственные, муниципальные компании, акционерные общества, частные перевозчики и т.д.) все более актуальным становится необходимость введения в рамках гражданского законодательства системы страхования ответственности перевозчиков, в частности, за вред, причиненный жизни, здоровью либо имуществу пассажиров.  
Ежегодно в стране совершается свыше 65 тыс. ДТП, в которых погибают около 9 тыс., и получают ранения более 85 тыс., пассажиров. Причем удельный вес пострадавших пассажиров в происшествиях неуклонно растет. В 2004 г. число пострадавших пассажиров впервые превысило число пострадавших пешеходов.  
Возмещение потерпевшему лицу причиненного ему вреда не всегда осуществляется в полном объеме и своевременно. Помимо социальных и экономических последствий вреда, причиненного пассажиру, очевидны и проблемы, стоящие перед перевозчиками
сложность и продолжительность судебных процедур, зачастую отсутствие у перевозчиков необходимых средств дл возмещения ущерба.  
Наиболее действенным механизмом, предназначенным как для защит интересов пострадавших, так и для сохранения финансовой состоятельности перевозчиков, является страхование их гражданской ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу пассажиров. Мировой опыт показывает, что система обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами в сумме не меньшей, чем это определено соответствующим законом, дает положительный результат как плане обеспечения адекватной и своевременной компенсации ущерба пострадавшим пассажирам, так и в плане сохранения финансовой состоятельности перевозчиков.  
С целью защиты социальных интересов пассажиров и сохранения финансовой состоятельности перевозчиков, развития цивилизованного рынка авто страхования, увеличения бюджетных поступлений от страховой деятельности, целесообразно введение в Российской Федерации обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков за вред, причиненный пассажирам, с одновременным нормативным закреплением необходимости страхования ответственности перевозчика на случай возмещения возможных убытков грузовладельцам, иным третьим лицам.  
При этом следует иметь ввиду, что в мировой практике рынок автострахования по объемам поступающих страховых платежей занимает значительное место.  
Весьма важным аспектом, как с точки зрения социальной направленности, так и с целью защиты имущественных интересов перевозчиков, является распространение системы обязательного страхования ответственности перевозчиков.  
Анализируя состояние страховой защиты участников дорожного движения от ДТП можно сделать вывод, что в стране начался процесс формирования цивилизованного рынка страхования в автомобильном комплексе на основе учета взаимного интереса участников дорожного движения, других субъектов автотранспортной деятельности, страховщиков и государства, первым шагом которого явилось становление системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автомототранспортных средств.

 
5 Государственный контроль и надзор.  
В Российской Федерации контрольно-надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Основная роль принадлежит Министерству внутренних дел, Министерству транспорта, Министерству образования и науки, Министерству обороны Российской Федерации.  
В решении этой проблемы участвуют также Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации и др.  
Сфера контрольно-надзорной деятельности определяется факторами, влияющими на состояние безопасности дорожного движения, т.е. соблюдением норм и правил действующих в этой области.  
Министерству внутренних дел Российской Федерации принадлежит головная роль в области дорожной безопасности, особенно с октября 2004 г., когда на него была возложена координация в сфере безопасности дорожного движения и дорожная безопасность стала одной из его девяти основных задач. Ключевую роль в этой деятельности играет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.  
Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет функции по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), обеспечивает соответствие состояния федеральных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и др.

Министерство  промышленности и энергетики Российской Федерации отвечает за техническое  регулирование и сертификацию автотранспорта, а также городское планирование и землепользование.  
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подведомственные ему федеральные органы исполнительной власти принимают участие в организации и осуществлении контроля за оказанием медицинской помощи пострадавшим в дТП, проведением медицинских осмотров кандидатов в водители и водителей транспортных средств, осуществлением медицинского освидетельствования на состояние опьянения.  
Министерство образования и науки Российской Федерации устанавливает образовательные стандарты и отвечает за лицензирование автошкол и профессиональное обучение.  
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации отвечает за информирование пользователей дорогами о политике безопасности дорожного движения.  
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отвечает за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, спасение людей, пострадавших в ДТП.  
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет контроль за движением транспортных средств воинских формирований, организует регистрацию транспортных средств и контроль за их состоянием.  
В 2004 г. пресечено 40,6 млн. нарушений правил дорожного движения, что превышает аналогичный показатель предшествующего года на 8,3%. Основное количество таких нарушений (34,9 млн.) было допущено водителями транспортных средств. Так, при надзоре за движением пресечено 12,8 млн. ф актов превышения установленной скорости движения транспортных средств, 1,2 млн. случае управления транспортным средством водителями в состоянии опьянения, 1,1 млн., нарушений, связанных с выездом на сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения и др.  
В течение года пресечено 5,5 млн. административных правонарушений, допущенных пешеходами и 164,8 тыс.
должностными и юридическими лицами.  
При осуществлении контрольно-надзорных функций за транспортно-эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети в 2004 г. проверено 2,3 млн. км, что на 8,6% больше чем в предшествующем году. Запрещена эксплуатация 20,4 тыс. км дорог, как не удовлетворяющих нормативным требованиям. должностным лицам дорожных и коммунальных организаций выдано 220,4 тыс. предписаний, в том числе за нарушения требований к дорожным условиям 124,0 тыс., техническим средствам регулирования дорожного движения
55,5 тыс., железнодорожным переездам 21,5 тыс.  
В течение 2004 г. при выпуске транспортных средств на линию было проверено 275,9 тыс. автопредприятий, осуществлено 119,1 тыс., плановых и внеплановых проверок, выдано 148,7 тыс. предписаний. По ранее выданным предписаниям осуществлено 90,6 тыс., контрольных проверок. Оштрафовано
101,5 тыс., должностных и юридических лиц, в том числе за выпуск на линию транспортных средств: не зарегистрированных в установленном порядке, не прошедших государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющих неисправности, с которыми запрещена эксплуатация 79 тыс. чел.; с превышением нормативом содержания загрязняющих веществ в выбросах и нормативов уровня шума 2,4 тыс. чел.; за допуск к управлению транспортным средством водителя в состоянии опьянения, либо не имеющего права управления транспортным средством 5,8 тыс. чел.  
Анализ проводимых в субъектах Российской Федерации мероприятий по реализации постановления Правительства Российской Федерации . №  880- 1998 г. показывает, что практически во всех субъектах России сформирована нормативная правовая база, регламентирующая реализацию положений этого постановления на региональном уровне. Однако в 3 регионах до настоящего времени такие нормативные правовые акты не утверждены. В 12 регионах проверка технического состояния транспортных средств при ГТО осуществляется без использования средств технического диагностирования. Еще в 10 субъектах Российской Федерации очень незначительное количество транспорта при ГТО осматривается с использованием средств технического диагностирования.  
С момента принятия указанного постановления в целом по Российской Федерации было проведено 393 конкурса среди юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица на участие в проверке технического состояния транспортных средств при ГТО, из которых 54 конкурса проведено за последний год.  
В настоящее время отмечается рост показателей внедрения средств технического диагностирования в процесс проведения ГТО. Количество транспортных средств, осматриваемых с их применением, по сравнению с 2002 г. увеличилось на 22%,  а общее количество самих станций, пунктов, оборудованных средствами технического диагностирования средств технического диагностирования
на 17%. В настоящее время в стране работают 120 станций государственного технического осмотра ГИБДД,  267 передвижных пункта ГТО ГИБДд, 1159 пункта технического осмотра, на которых эксплуатируются 703 линии диагностики легковых автомобилей, 173 линии диагностики грузовых автомобилей и 1080 универсальных линий диагностики. Количество пунктов проведения технического осмотра, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, превышает почти в 3 раза количество станций и пунктов ГИБДД.  
С использованием средств технического диагностирования осматривается около 70% транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. При этом лишь в 32 регионах страны указанные категории транспортных средств полностью проверяются с использованием средств технического диагностирования.

6 Медицинские аспекты  обеспечения безопасности  дорожного движения  и организация  спасения пострадавших  в ДТП.  
Современный дорожно-транспортный травматизм характеризуется особой тяжестью повреждений, преобладанием множественных (до 20%) и сочетанных (более 60%) травм. В связи с этим возрастает проблема оказания экстренной первой медицинской помощи пострадавшим. Неэффективная организация этой работы является одной из основных причин высокой смертности в ДТП. По данным Минздравсоцразвития России, общая смертность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других происшествий, в 6 раз чаще пострадавшие становятся инвалидами и в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации. Увечья от ДТП составляют 75% всех видов повреждений (травм), в том числе 60% тяжелых. Более 70% пострадавшим требуется дорогостоящее лечение в стационаре.  
Определяющим фактором уровня тяжести травмирования является время оказания пострадавшим первой медицинской помощи. Наилучшие результаты достигаются в течение 30 минут с момента получения травм. Отсутствие помощи в течение первого часа с момента получения травмы увеличивает количество летальных исходов среди тяжело пострадавших в результате ДТП людей на 30%, до 3 часов
на 60%, до 6 часов почти вдвое.  
В работе по оказанию помощи пострадавшим участники дорожного движения занимают, как правило, пассивную роль. Водители, пассажиры транспортных средств, пешеходы, работники коммунальных, дорожных, транспортных служб практически не имеют знаний и практики оказания первой помощи. Около 70% водителей не знают назначения медицинских препаратов, находящихся в автомобильной аптечке первой медицинской помощи. Срок годности препаратов и средств, хранящихся в ней, фактически не контролируется. В то же время, почти в 20% случаев можно избежать смертельных исходов в ДТП при соответствующей подготовке участников дорожного движения по оказанию первичной медицинской помощи пострадавшим.  
В оказании помощи пострадавшим в ДТП принимают участие сотрудники ГI4Бдд, осуществляющие эвакуацию людей, медицинские работники, оказывающие пострадавшим экстренную медицинскую помощь, доставляющие их в медицинские учреждения для квалифицированного лечения травм; сотрудники аварийно-спасательных формирований, осуществляющие спасение пострадавших в ДТП при их блокировании (зажатии) в деформированных транспортных средствах и возгорании транспортных средств. В зависимости от ситуации на месте совершения ДТП аварийно-спасательные формирования обеспечивают при необходимости первичную медицинскую помощь пострадавшим и их эвакуацию в медицинские учреждения.  
Успех спасательных операций во многом зависит от четкого взаимодействия органов управления, сил участвующих в ликвидации дорожно-транспортных происшествий. В 2003 г. разработано и утверждено «Примерное положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации по-

Информация о работе Государственное регулирование деятельности в области безопасности дорожного движения