Государственное управление в административно-политической сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:31, реферат

Описание работы

Актуальность темы данной работы состоит в необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Это заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, которая выполняет основные задачи государственного управления.
Объектом исследования в данном случае выступает государственное управление и самоуправление в России – их особенности и взаимоотношения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность государственного управления 5
Глава 2. Государственное управление в различных областях 11
2.1. Государственное управление в области обороны 11
2.2. Система органов и организация государственного управления в области безопасности и внутренних дел 16
2.3. Государственное управление в области юстиции 17
2.4. Государственное управление в области иностранных дел 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Реферат государственное управление.docx

— 46.11 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ВОЛЖСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«Волгоградский  государственный технический университет»

ВПИ (филиал) ВолгГТУ

 

 

 

 

Кафедра: «ВЭМ»

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: Государственное и муниципальное управление

 

на тему: «Государственное управление в административно-политической сфере»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. ВЭЗ-481

Сологубова  И. А.

Проверил:

Максимова О. Н.

 

 

 

 

 

 

 

Волжский 2011г.

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Сущность государственного управления 5

Глава 2. Государственное  управление в различных областях 11

2.1. Государственное  управление в области обороны 11

2.2. Система  органов и организация государственного  управления в области безопасности  и внутренних дел 16

2.3. Государственное  управление в области юстиции 17

2.4. Государственное  управление в области иностранных  дел 19

Заключение 21

Список использованной литературы 22

 

 

Введение

 

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся в едином мнении, что достичь  достойного качества жизни каждого  члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации  управления этим обществом.

В связи  с этим особенно актуальным становиться  вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной  службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению  государственной власти (целей, задач и функций государства) [1, с. 4]. Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.

Актуальность  темы данной работы состоит в необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Это заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Объектом  исследования в данном случае выступает  государственное управление и самоуправление в России – их особенности и взаимоотношения.

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Особую  актуальность данной проблемы на современном  этапе придают следующие обстоятельства:

– необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;

– потребность в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти.

 

Глава 1. Сущность государственного управления

 

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности государственного управления выступает социальность – наполненность общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей [5, с. 65].

Свойства государственного управления:

  1. В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.
  2. Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.
  3. Объективно, системно, организовано.

Субъектом государственного управления выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и других жителей страны. Государственное управление – это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности [2, с. 29].

Государственное управление, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. Государственное управление субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно, наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет объективно целесообразные формы (структура и процесс).

Государственное управление существует, чтобы познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению.

К функциям государственного управления относятся  конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его органов на общественные процессы. Функции объективны, так как исходят из сущности государства и выражают его управленческое и социальное воздействие. Различают функции государственного управления по: предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как).

По критерию содержания, характера и объема воздействия  функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации [1, с. 20].

Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь  человеческих ресурсов, технических  и других средств, выделяемых и затрачиваемых  обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий.

Государственное управление является повседневным и  оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными  на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В  процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.

Например, законодательные органы осуществляют такие функции государственного управления, как утверждение государственного бюджета, осуществляют контроль его  исполнения, с согласия палат Федерального Собрания назначаются федеральные  государственные служащие категории  «А».

Органы  государственного управления обеспечивают организацию как внутреннюю, так  и внешнюю, в своей сфере деятельности, по предметам ведения и в объеме компетенции и их решения, а также  обеспечиваются мерами государственного принуждения. Так, судебные органы рассматривают  и принимают решения о правомерности  принятых органами исполнительной власти, государственного управления правовых актов управления. При этом все  законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутриорганизационное  управление своими аппаратами в целях  повышения эффективности осуществления  своих функций, закрепленных в конституционных  нормах.

Органы  исполнительной власти, государственного управления и значительная часть  органов местного самоуправления (реализующих  в основном государственные функции) осуществляют непосредственную, повседневную и практическую организацию общественных процессов в государстве и  обществе [8, с. 37].

Для успешной реализации функций управления субъекты государственного управления наделяются распорядительными полномочиями по выработке и принятию односторонних  властных актов, которые обеспечиваются различными мерами государственного принуждения.

Государственное управление также частично осуществляют руководители учреждений, организаций  и предприятий государственной  формы собственности как нижнее звено организации управления в административно-политической сфере, межотраслевом комплексе, а также административно-правового регулирования экономической и социально-культурной деятельностью.

Место и  роль государственного управления в  механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:

- государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

- государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

- государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

- государственное управление – исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

- государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Такова  обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические  его признаки, в числе которых:

- вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов;

- реализация принадлежащих этим субъектам юридически властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;

- предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

- включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).

В таком  понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной  власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также  иных правовых актов органов государственной  власти, то есть Советов различных  уровней. В своих основных организационных  проявлениях эти органы были «привязаны»  прямо или опосредствованно к  системе Советов народных депутатов.

Исполнительно-распорядительную деятельность практически осуществляли не все государственные органы, а  лишь те, которые конституционно обозначались как органы государственного управления (специальный субъект). В общегосударственном  масштабе эти органы осуществляли государственную власть (государственно властные полномочия) в форме исполнительной и правоприменительной функций. Здесь виден специфический вариант проявления государственной власти, которому отводилось особое (самостоятельное) место в механизме «разделения труда» (функций). Приоритетность сохранялась при этом за законодательной (правотворческой) деятельностью.

Информация о работе Государственное управление в административно-политической сфере