Государственное управление в административно-политической сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:31, реферат

Описание работы

Актуальность темы данной работы состоит в необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Это заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, которая выполняет основные задачи государственного управления.
Объектом исследования в данном случае выступает государственное управление и самоуправление в России – их особенности и взаимоотношения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность государственного управления 5
Глава 2. Государственное управление в различных областях 11
2.1. Государственное управление в области обороны 11
2.2. Система органов и организация государственного управления в области безопасности и внутренних дел 16
2.3. Государственное управление в области юстиции 17
2.4. Государственное управление в области иностранных дел 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Реферат государственное управление.docx

— 46.11 Кб (Скачать)

Таковы  наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению, как разновидности  социального управления. Оно характерно по своему функциональному назначению не только для Российской Федерации  в ее современном виде и, конечно, не только для периода развития нашего государства вплоть до распада Советского Союза [3, с. 41].

В своих  основных проявлениях государственное  управление непременно присутствует в  механизме воздействия на общественную жизнь западных государств, где государственная  власть базируется на иных социально-политических и экономических основах. Имеется  в виду прежде всего господство рыночных отношений.

Так, по признанию видного теоретика  французского административного права  Г. Брэбана, и в подобных условиях вся управленческая сфера имеет ярко выраженный публично-правовой характер, то есть государственное содержание, государственное управление осуществляет функции текущего управления, представляя собой государственную деятельность по управлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственное управление в различных областях

2.1. Государственное управление в области обороны

 

Оборона страны как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности Советского государства  и общественных организаций по осуществлению  военной защиты, включая использование  Вооруженных Сил в случаях военного нападения.

Организация управления в области обороны  заключается в обеспечении практического  осуществления военной защиты страны; в этих целях государственные  органы при активном участии общественных организаций осуществляют сложный  комплекс соответствующих взаимосвязанных  мероприятий политического, военного, правового, организационного, материально-технического, морально-психологического характера.

В целях  защиты страны установлена всеобщая воинская обязанность. В этих конституционных  положениях со всей определенностью  раскрыты сущность и цели организации  обороны страны, четко сформулированы задачи Вооруженных Сил. Как видно, основным этапом организации управления в области обороны страны является военное строительство, под которым  понимается основная на принятой военной  доктрине организующая деятельность страны по формированию Вооруженных Сил, осуществлению  управления ими, а также оснащению  их всем необходимым для успешного  выполнения возложенных на них задач.

Сущностью и содержанием военного строительства  обусловлена система его специальных  функций, важнейшие и из которых  являются:

1) обеспечение  научно-обоснованного устройства, организационной  структуры Вооруженных Сил;

2) целесообразное  построение системы органов управления  Вооруженными Силами и их структурными  подразделениями, четкое распределение  функций и полномочий по управлению;

3) выбор  наиболее целесообразных способов  комплектования войск и порядка  прохождения военной службы;

4) непрерывное  совершенствование форм и методов  обучения и воинского воспитания;

5) организация  материально-технического снабжения  войск и довольствия военнослужащих;

6) подготовка  молодежи к службе в Вооруженных  Силах;

7) определение  степени и форм участия населения  в укреплении обороноспособности  страны;

8) руководство  гражданской обороной и др.

Военная организация страны включает в себя различные по своим конкретным целям  и функциям военные структуры:

1) Вооруженные  Силы;

2) пограничные  войска;

3) внутренние  войска;

4) железнодорожные  войска.

Вооруженные Силы РФ состоят из Армии и Военно-Морского Флота. Они возглавляются Министерством  обороны.

В зависимости  от характера вооружения и предназначения для выполнения определенных стратегических боевых задач Армия РФ и ВМФ  организационно делятся на следующие  виды вооруженных сил:

1) ракетные  войска стратегического назначения;

2) сухопутные  войска;

3) войска  ПВО;

4) военно-воздушные  силы;

5) Военно-Морской  Флот.

Каждый  из этих видов вооруженных сил  в свою очередь делится на рода войск и специальные войска.

В состав Российской Армии, кроме того, входят тыл Вооруженных Сил, а также  штабы и войска Гражданской обороны  РФ.

Войска  Российской Армии в целях обеспечения  оперативного и административного  управления ими сводятся в военные  округа, группы войск и округа ПВО  страны, которые являются территориальными объединениями воинских соединений, частей, военно-учебных и других заведений различных видов вооруженных  сил и родов войск. Военно-Морской  Флот делится на флоты (например, Северный,: Тихоокеанский и др.), которые являются не территориальными, а высшими оперативными объединениями Военно-Морского флота.

Пограничные войска подчинены Федеральной Службе Безопасности РФ. Предназначены для  охраны государственной границы  РФ. Организационно пограничные войска делятся на пограничные округа, в  составе которых создаются пограничные. отряды, комендатуры, заставы, маневренные группы, контрольно-пропускные пункты, а также различные части (подразделения) авиации, сторожевых кораблей, специальных войск и т.п.

Внутренние  войска подчинены Министерству внутренних дел РФ. Организационно внутренние войска делятся на части и подразделения. Они предназначены для охраны государственных объектов и выполнения других служебно-боевых задач, возложенных  на МВД СССР (охрана специальных  грузов, исправительно-трудовых колоний, воспитательно-трудовых профилакториев и др.). Наряду с этим внутренние войска призваны оказывать содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка и применять необходимые меры в случаях массового неповиновения преступных элементов.

Железнодорожные войска – это, специальные войска предназначенные для восстановления, строительства, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. Организационно состоят из – железнодорожных бригад, полков и отдельных батальонов.

Для пограничных  внутренних и железнодорожных войск  установлен такой же порядок, условия  и сроки прохождения службы, комплектования личным составом, как для Российской Армии и Военно-Морского Флота.

Систему органов управления в области  обороны, образуют две группы государственных  органов:

1) высшие  органы государственной власти  и управления РФ – Верховный Совет РФ, Президент РФ, Правительство РФ, которые осуществляют функции государственного руководства обороной, в том числе Вооруженными Силами РФ;

2) отраслевые  органы военного управления – Министерство обороны РФ, осуществляющее отраслевое управление Российской Армией и Военно-Морским Флотом, а также ФСБ РФ, МВД РФ и Министерство транспортного строительства РФ, управляющие соответственно пограничными, внутренними и железнодорожными войсками.

Высшие  органы государственной власти и  управления РФ рассматривают и решают коренные вопросы укрепления обороны; устанавливают основы организации  обороны РФ; определяют основные направления  и утверждают планы военного строительства; формулируют сущность и одобряют основные положения военной доктрины; устанавливают военную систему  государства; координируют деятельность всех органов государственного и общественного управления с тем, чтобы они строили свою деятельность с учетом интересов обороноспособности страны.

Верховный Совет РФ определяет основные мероприятия  в области обороны и обеспечения  государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение  по всей стране; объявляет состояние  войны в случае необходимости  выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; принимает решение об использовании контингентов Вооруженных: Сил РФ при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности.

Президент РФ – глава государства наделен в области обороны большими полномочиями. Так, он координирует 'деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания, назначает судей военных трибуналов.

Президент РФ объявляет общую или частичную, мобилизацию; объявляет состояние, войны в случае военного нападения  на РФ и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета РФ; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан  военное положение в отдельных  местностях.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ о всеобщей воинской обязанности принимает меры по обеспечению  обороны страны и государственной  безопасности; осуществляет общее руководство  строительством Вооруженных Сил  РФ; направляет деятельность Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ и  Министерства транспортного строительства  РФ; образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров РФ, в том числе и по вопросам оборонного строительства; определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащие призыву на действительную военную службу два раза в год (весной и осенью) проводит призывы граждан на действительную срочную военную службу определяет правовое положение различных категорий военнослужащих; утверждает планы и нормы материально-технического снабжения Вооруженных Сил РФ, а также нормы натурального и денежного довольствия военнослужащих [7, с. 6].

2.2. Система органов и организация государственного управления в области безопасности и внутренних дел

 

Государственная безопасность – это состояние прочности, незыблемости и нерушимости политической и экономической основы и государственной границы.

Охрана  государственной безопасности как  объект управления представляет собой  область общественных отношений, которые  складываются в процессе деятельности государственных органов и общественных организаций, имеющей своей целью  обеспечить неприкосновенность и защиту государственной границы.

Организация упрочения в области охраны государственной  безопасности заключается в обеспечении  практического решения указанной  задачи, осуществления государственными органами при активном участии общественности комплекса соответствующих взаимосвязанных  мероприятий политического, военного, правового, организационного, материально-технического и морально-психологического характера.

Обеспечение государственной безопасности Конституцией РФ отнесено к ведению его высших органов государственной власти и управления. Отраслевое (в значительной мере и межотраслевое) государственное  управление в области охраны государственной  безопасности осуществляет централизованная система органов государственной  безопасности РФ. В нее входят:

1. Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ);

2. управления ФСБ в краях и областях;

3. отделы (отделения) ФСБ в городах и районах;

4. особые  отделы в Вооруженных Силах СССР (органы военной контрразведки);

5. органы управления пограничных войск.

Управление  пограничными войсками осуществляет Председатель ФСБ РФ через подчиненное ему  Главное управление пограничных  войск возглавляемое начальником пограничных войск с подчиненным ему Штабом, управлениями и службами.

Во главе  пограничных округов стоят командующие, под председательством которых  функционируют Военные Советы пограничных округов в каждом округе имеются штаб, политотдел и другие органы управления (службы).

Органами  строевого управления в пограничных  войсках являются начальники пограничных  отрядов, застав, контрольно-пропускных пунктов и других подразделений; пограничную комендатуру возглавляет  комендант.

Вся деятельность органов государственной безопасности строится в тесном контакте с другими  государственными органами и общественными  организациями; осуществляется под  неослабным контролем государства, в строгом соответствии с Конституцией РФ и требованиями действующего законодательства [5, с. 159].

2.3. Государственное управление в области юстиции

 

Управление  в области юстиции – это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления и состоящая в практическом организационном руководстве народными и вышестоящими судами, работой нотариальных органов, судебно-экспертных учреждений, методическом руководстве и правовом регулировании деятельности юридической службы в народном хозяйстве, адвокатурой, органами записи актов гражданского состояния.

Содержанием этой деятельности, ее целевым назначением  является реализация правоохранительной функции государства, зафиксированного в Конституции РФ, – это обеспечение точного и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми органами, организациями, должностными лицами, гражданами; борьба с нарушениями и охрана общественного порядка, защита прав граждан и организаций.

Информация о работе Государственное управление в административно-политической сфере