Государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Территория любого государства кроме «карликовых государств» разделена на административные единицы. Они учитываются при создании местного самоуправления. Нередко муниципальные образования создаются в границах административно-территориальных единиц.

Содержание

Понятие местного самоуправления………………………………………….2
Основы местного самоуправления…………………………………………..3
Функции государства…………………………………………………………8
Государственное управление……………………………………………….10
Заключение………..…………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Реферат.самоупр. и функц.гос-ва(11.12).docx

— 46.62 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Понятие местного самоуправления………………………………………….2
  2. Основы местного самоуправления…………………………………………..3
  3. Функции государства…………………………………………………………8
  4. Государственное управление……………………………………………….10
  5. Заключение………..…………………………………………………………17
  6. Список литературы…………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие местного самоуправления

Территория любого государства  кроме «карликовых государств»  разделена на административные единицы. Они учитываются при создании местного самоуправления. Нередко муниципальные  образования создаются в границах административно-территориальных единиц. Однако независимо от того, совпадают  или нет территориально эти явления, административно-территориальная единица  и муниципальное образование  — разные правовые понятия, и управляются  они по-разному. Население административно-территориальной  единицы может управляться только назначенными сверху представителями  государства (чиновниками общей  компетенции: префектами, начальниками районов и др.). Например, округ  в Москве — это административно-территориальная  единица, возглавляемая назначенным  префектом. Основой муниципального образования является определенная социально-территориальная общность людей — территориальный коллектив  населения, он сам создает свои выборные органы, местное самоуправление. Создаваемые  в пределах округа районы в Москве — это территориальные коллективы, они выбирают свои органы управления.

Концепция местного самоуправления исходит  из того, что существуют разные виды публичной власти. Государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства и даже вне ее (на подвижную территорию, например, военные корабли в открытом море), государственная власть субъекта РФ — на его территорию. Местное самоуправление имеет локальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это — власть коллектива населения в пределах определенной территории и в пределах полномочий, установленных конституцией и законом, публичная негосударственная власть. Она осуществляется гражданами непосредственно путем применения институтов прямой демократии (выборы, референдум и др.) и через избираемые органы (советы, мэры и др.).

Территориальный коллектив существует и действует в рамках муниципального образования. В России муниципальное  образование (и соответственно —  местное самоуправление) создается, как правило, в рамках административно-территориальных  единиц (такая единица получает статус муниципального образования). Например: города, станицы, поселки.  Территории, в границах которых может находиться несколько небольших городов, районов, уездов. Сельские округа (сельсоветы), части отдельного поселения (например, городской район в крупном  городе, имеющем внутригородское  районное деление). Все эти единицы  являются муниципальными образованиями, если в них имеется муниципальная  собственность, местный бюджет и  выборные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это один из видов управления определенными (установленными законом) общественными  делами локального сообщества людей. Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов государственной власти и не подчинены иерархически друг другу.

Местное самоуправление — власть не только территориально ограниченная, но ограниченная и по кругу полномочий. Ее органы вправе решать вопросы местного значения в соответствии с законом. В федеративных государствах (включая Россию) такие законы принимаются субъектами Федерации (местное самоуправление — это сфера ведения субъектов), но сами принципы устанавливаются Федерацией. В более узком смысле местное самоуправление можно разделить на собственно самоуправление и собственно управление, т.е. администрирование. Органами самоуправления в этом смысле будут лишь непосредственно избираемые гражданами органы и должностные лица (совет, мэр и др.)- Органы муниципального управления (администрирования) — это исполнительные органы, назначенные органами самоуправления должностные лица (в том числе муниципальные служащие — управленцы).

  1. Основы местного самоуправления

Будучи властью особого рода, местное самоуправление опирается  на определенные основы: правовую, территориальную и финансово-экономическую.

Правовая основа местного самоуправления — это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. В состав правовой основы местного самоуправления в России входят, прежде всего, некоторые международно-правовые нормы, содержащиеся в актах международного права. Это общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, ратифицированные государством. Россия ратифицировала многие такие договоры, присоединившись к ним. Важнейшим из них для местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления 1985 года. В ней содержится ряд положений, воспринятых российским законодательством: признание местного самоуправления одной из важнейших основ демократического общества;  запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления не иначе как на основе закона; изменение территориальных границ местного самоуправления только на основе консультации с населением или путем референдума; право на судебную защиту местного самоуправления; право органов местного самоуправления объединяться с другими органами местного самоуправления и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления и др.

В состав правовой основы местного самоуправления в России входят также положения, содержащиеся в других правовых актах (Конституция РФ, основные законы субъектов РФ; рамочные федеральные законы; федеральные законы, указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Конституционного Суда РФ). Законы субъектов Федерации о местном самоуправлении; уставы муниципальных образований; некоторые другие правовые акты конкретного муниципального образования. В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования, но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления (например, законы об образовании, о библиотечном деле, о порядке приватизации государственного и муниципального имущества, о недрах и др.).

Особое место среди источников муниципального права занимают уставы муниципальных образований и  Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.

Устав — это учредительный документ муниципального образования, имеющий  для данного образования всеобъемлющий  характер, являющийся основой муниципального нормотворчества и характеризующийся  особым (усложненным) порядком принятия и изменения. Устав является основным актом, регулирующим вопросы местного управления в рамках отдельно взятого  муниципального образования. Он принимается  либо представительным органом (советом  и др.), либо на местном референдуме. В соответствии с законами субъектов  РФ в уставе муниципального образования  должны быть отражены: границы и  состав территории; вопросы местного значения, относящиеся к ведению  муниципального образования; порядок  участия местного населения в  решении этих вопросов; структура  и порядок формирования органов  местного самоуправления и его должностных  лиц; наименования выборных органов  и должностных лиц; срок их полномочий; виды, порядок принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов  органов местного самоуправления; гарантии прав, основания и виды ответственности  органов и должностных лиц (отзыв, выражение недоверия, досрочное  прекращение полномочий и др.); вопросы  муниципальной службы; порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью; особенности организации  местного самоуправления в районах  с компактным проживанием этнических групп, казачества и др. с учетом исторических и иных традиций.

Уставы муниципальных образований  подлежат государственной регистрации, но органами субъектов РФ. Кроме  уставов в состав правовой основы конкретного муниципального образования  входят нормативные правовые акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления. К  их числу могут относиться регламенты работы местных представительных органов, решения представительных органов  местного самоуправления (например, об установлении местных налогов и  сборов), положения о территориальном общественном самоуправлении внутри муниципальных образований.

Европейская хартия местного самоуправления — международный документ, но она  в 1998 г. ратифицирована Россией (утверждена для себя) и таким образом стала в России источником внутреннего права.

Территориальная основа местного самоуправления — это его территориальная организация. Она включает понятие территории, на которой создается местное самоуправление, ее состав, порядок создания, преобразования, объединения и упразднения муниципального образования.

В России используются три территориальные  модели: одноуровневая, двухуровневая  и трехуровневая, а также смешанная  система муниципальных и немуниципальных  территориальных образований.

При одноуровневом варианте муниципальными образованиями являются районы субъекта РФ или отдельные города, выделенные из районного подчинения и не имеющие внутренних внутригородских районов. Входящие в состав районов сельские и иные поселения (деревни, поселки), а также части города не являются муниципальными образованиями (не имеют собственности, своего бюджета, выборных органов) и на своей территории могут создавать только территориальное общественное самоуправление. Такой вариант пригоден для небольших субъектов РФ, где городское население немногочисленно, но он встречается и в иных субъектах РФ (Тульская область и др.).

Двухуровневая территориальная модель местного самоуправления применяется там, где и районы, и находящиеся в их составе сельские административные единицы, небольшие города являются муниципальными образованиями (Алтайский край, Калужская область). Эта модель применяется также в крупных городах, где есть внутригородские районы. В этом случае и город, и его районы могут являться муниципальными образованиями. При двухуровневой системе объекты муниципальной собственности и источники доходов разграничиваются либо законом субъекта Федерации, либо уставом города, в составе которого находятся районные муниципальные образования.

Трехуровневая система муниципальных образований создается тогда, когда в состав района, являющегося муниципальным образованием, входит менее крупное муниципальное образование (например, сельский округ), а в составе последнего есть поселки или села, в свою очередь являющиеся муниципальными образованиями. В конечном счете, решение вопроса создавать в данной территориальной единице (например, в поселке) муниципальное образование или нет, решают сами жители. Практически это возможно лишь там, где есть небольшие, но экономически развитые поселения, которые имеют собственные источники доходов, что позволяет им формировать местный бюджет. Такая ситуация существует, например, в Воронежской области, Ставропольском крае. Эта система возможна и в крупных городах с внутригородскими районами, когда последние делятся на микрорайоны или другие территориальные единицы (разграниченные, например, пространственными факторами). В этом случае все три звена могут являться муниципальными образованиями.

Смешанная территориальная система имеет три варианта. При первом варианте в районах и крупных городах действуют только органы государственной власти, назначенные органами государственной власти субъекта Федерации. Местное самоуправление в таких субъектах РФ осуществляется только на общинном уровне — в небольших городах, сельских поселениях, группе деревень. Так обстоит дело в Башкортостане, Татарстане, Новосибирской области. Второй вариант применяется тогда, когда на общинном уровне есть только органы местного самоуправления, а в районах — параллельно функционируют и органы государственной власти (назначенные сверху или избранные населением) и органы местного самоуправления, избранные населением. Третий вариант — местное самоуправление действует только в районах и крупных городах, где есть для этого необходимые финансовые средства (Иркутская область, Красноярский край и др.).

Финансово-экономические  основы местного самоуправления – это материальные и финансовые средства, которые должны иметь органы местного самоуправления. Муниципальная собственность (например, хлебопекарня), местные финансы (муниципальный бюджет), иная собственность, а также имущество, служащее для удовлетворения местных потребностей (например, природные ресурсы, находящиеся в федеральной государственной собственности или государственной собственности субъектов Федерации, но используемые для удовлетворения потребностей муниципального образования), имущество, находящееся в государственной собственности, но переданное в управление органам местного самоуправления (например, служебные здания).

Главной составной частью финансово-экономической  основы муниципального самоуправления является муниципальная собственность. Это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования. От имени населения управляют и распоряжаются этой собственностью (в том числе продают ее) те органы муниципального образования, которые имеют соответствующие полномочия (обычно — представительный орган или глава администрации). В настоящее время муниципальная собственность формируется главным образом путем следующих способов: передача отдельных объектов федеральной собственности и собственности субъектов Федерации в муниципальную; путем приобретения имущества на основе гражданско-правовых сделок (покупка, обмен, дарение); взимание налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты (образуемые таким образом средства становятся муниципальной собственностью); при получении продукции и других доходов от муниципальных предприятий, учреждений в сфере услуг и т.д. В состав муниципальной собственности могут входить государственные и муниципальные ценные бумаги (акции, облигации, жилищные сертификаты и др.).

Информация о работе Государственное управление