Государственное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 22:18, реферат

Описание работы

Территория любого государства кроме «карликовых государств» разделена на административные единицы. Они учитываются при создании местного самоуправления. Нередко муниципальные образования создаются в границах административно-территориальных единиц.

Содержание

Понятие местного самоуправления………………………………………….2
Основы местного самоуправления…………………………………………..3
Функции государства…………………………………………………………8
Государственное управление……………………………………………….10
Заключение………..…………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Реферат.самоупр. и функц.гос-ва(11.12).docx

— 46.62 Кб (Скачать)

В наше время наука стала важнейшей  производительной силой в обществе. В науке и научно-технической  деятельности участвуют научных  работник (исследователь) — лицо, обладающее необходимой квалификацией и  профессионально занимающееся научной, научно-технической деятельностью; специалист научной организации (лицо, имеющее профессиональное образование, способствующее получению научного, научно-технического результата, например, лаборант), работник сферы научного обслуживания (обеспечивает создание условий для научной работы). Они  могут заниматься научной деятельностью  индивидуально, в составе научных  коллективов или организации. В  России формирование и обеспечение  реализации единой научно-технической  политики возложено на Министерство промышленности, науки и технологий. Оно осуществляет управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, работает в тесном взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми государственными академиями наук, сотрудничает с вузами.

Важное значение имеет государственная  охрана научных достижений. Российское агентство по патентам и товарным знакам осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности, изобретений, товарных знаков и др. Охраняются также авторские права литературного произведения.

Государственное управление в административно-политической сфере.

Государственное управление в сфере  административно-политической деятельности распространяется на оборону, государственную безопасность, иностранные дела, внутренние дела, чрезвычайные ситуации, юстицию, надзор за законностью (деятельность прокуратуры). Многие из таких полномочий относятся к исключительному ведению Федерации. Поэтому непосредственное управление названными сферами жизни общества осуществляется преимущественно или исключительно федеральными органами (министерствами и ведомствами) через свои управления и отделы в субъектах РФ. Большинство административно-политических министерств и ведомств подчинены непосредственно Президенту РФ, а Правительство РФ выполняет в их отношении лишь координирующую роль. Некоторые полномочия в сфере административно-политической деятельности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ (защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение правопорядка, общественной безопасности, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ и др.).

Государственное управление в области обороны включает меры по повседневному обеспечению защиты страны, использование вооруженных сил в случае агрессии против нее (или выполнения обязательств по взаимной обороне от агрессии), выполнение задач, вытекающих из Устава ООН. Управление в области обороны осуществляется только федеральными государственными органами, это исключительная компетенция РФ. Наиболее широкими полномочиями в этой области наделен Президент РФ, являющийся по должности Верховным Главнокомандующим. В соответствии с Конституцией РФ он определяет основные направления военной политики, утверждает планы строительства Вооруженных Сил. Осуществляет руководство Вооруженными Силами и другими войсками, в случае возникновения вооруженных конфликтов объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, издает указы о призыве граждан на военную службу и увольнении в запас, назначает и освобождает от должности высшее командование, присваивает высшие воинские звания, решает ряд других вопросов в области обороны.

Важные полномочия принадлежат  Правительству РФ. Оно проводит необходимые  меры по организации обороны и  государственной безопасности, организует обеспечение войск вооружениями, материальными, средствами, услугами, обеспечивает выполнение программ подготовки граждан по военным специальностям, руководит гражданской обороной и др. Непосредственное управление Вооруженными Силами осуществляют Министерство обороны, Генеральный штаб, командующие военными округами, другие военачальники.

Министерство обороны  РФ отвечает за состояние и развитие Вооруженных Сил, их боеготовность, соблюдение воинской дисциплины. Министр обороны входит в Правительство РФ, но непосредственно подчинен Президенту РФ. Министерство обороны в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» (1996) разрабатывает предложения о концепции Вооруженных Сил, программу вооружений, заказывает и финансирует производство военной техники, продовольствия, другого имущества для армии, обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных Сил. Оно координирует работы, выполняемые в целях обороны. В составе Министерства обороны функционируют различные управления и отделы, в том числе органы управления видами Вооруженных Сил. Их возглавляют главнокомандующие видами войск (военно-воздушными, военно-морскими и др.). Главнокомандующим подчинены главные штабы видов войск и другие службы.

Генеральный штаб — основной орган оперативного управления Вооруженными Силами. Он разрабатывает предложения по строительству Вооруженных Сил, мобилизационный план, программу оборудования территории РФ в целях обороны, осуществляет перспективное и текущее планирование, разведывательную деятельность в целях обороны и государственной безопасности РФ.

Управление в области безопасности в России — прерогатива Федерации. Общее руководство органами и  силами обеспечения государственной  безопасности осуществляет Президент РФ. Он формирует, реорганизует, упраздняет такие органы и силы. При нем действует назначаемый им совещательный орган — Совет Безопасности.

Повседневной работой по обеспечению  государственной безопасности занимаются Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная пограничная  служба, Федеральная служба охраны, Федеральное агентство правительственной  связи и информации при Президенте РФ.

Федеральная служба безопасности и ее органы призваны осуществлять разведывательную и контрразведывательную деятельность (пресечение деятельности спецслужб иностранных государств), вести борьбу с преступлениями, особенно государственными преступлениями (пресечение шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия, наркотических средств, пресечение других преступлений, по которым эти органы ведут дознание и предварительное следствие).

Служба внешней разведки добывает и обрабатывает информацию о возможностях, действиях и намерениях иностранных государств, если это затрагивает жизненно важные интересы РФ. Она использует специальные, в том числе негласные, методы и средства, круг которых, однако, ограничен Федеральным законом «О внешней разведке» (1996).

Органы Федеральной пограничной  службы, функции которой в 2003 г. переданы в ведение ФСБ, призваны обеспечивать интересы и безопасность государства на Государственной границе и в пограничном пространстве.

Федеральная служба охраны РФ находится под руководством Президента и Правительства РФ. Она обеспечивает безопасность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» (1996). К их числу относятся Президент, Председатель Правительства РФ, председатели палат парламента, высших судов, Генеральный прокурор. При необходимости государственная охрана распоряжениями Президента РФ может быть предоставлена членам парламента, другим лицам. Служба охраны обеспечивает также безопасность высших официальных лиц иностранных государств во время их пребывания на территории РФ.

Большой объем задач в сфере  государственного управления выполняет Министерство внутренних дел РФ. Оно руководит полицией, Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения, Государственной противопожарной службой, имеет в своем подчинении внутренние войска и другие отряды специального назначения. Министерство внутренних дел подчинено Президенту РФ.

В систему правоохранительных органов  входит Министерство юстиции РФ. Оно также подчинено Президенту РФ. Министерство обеспечивает реализацию государственной политики в области юстиции, участвует в обеспечении правовой базы для деятельности органов государства, по поручениям Президента РФ участвует в экспертизе законов, направленных ему для подписания. Координирует работу федеральных органов, участвует в разработке законопроектов, вносимых Правительством. Проводит юридическую экспертизу правовых актов, вносимых федеральными органами государственной власти, а также актов, принятых субъектами РФ (в случае несоответствия их Конституции РФ и федеральным законам дает мотивированное заключение), ведет учет и регистрирует нормативные правовые акты, издаваемые отраслевыми органами исполнительной власти РФ (министерствами, ведомствами).

Специфической частью государственного управления в административно-политической сфере является управление иностранными делами данного государства. Согласно Конституции РФ, основные направления внешней политики государства определяет Президент РФ. Он представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры (их ратифицирует парламент), при нем аккредитируются иностранные дипломатические представители (они ему вручают свои верительные грамоты от глав других государств). Президент РФ назначает министра иностранных дел, дипломатических представителей в другие государства и международные организации (после консультаций с комитетами парламента). Текущими внешнеполитическими мероприятиями, связанными с деятельностью Президента РФ, занимается Управление Президента РФ по внешней политике, ведомство Протокола Президента РФ. Меры по осуществлению внешней политики РФ обеспечивает Правительство РФ. Оно организует представительства РФ в иностранных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, исполняет международные договоры, руководит внешней торговлей и другими видами деятельности государства на международной арене. Государственное управление в области международных отношений осуществляет Министерство иностранных дел РФ. Его возглавляет министр, непосредственно подчиняющийся Президенту РФ.

Государственное управление в сфере культуры и идеологии.

Сфера культуры и идеологии —  деликатная сторона жизни общества, но государственное регулирование  в какой-то мере распространяется и  на нее. К этой сфере относятся  многие конституционные нормы о  свободе слова, печати, информации, научной и иной творческой деятельности, свободе преподавания (в высшей школе), защите памятников истории и культуры и т.д. Практической деятельностью  по обеспечению этих норм занимаются многие органы государственного управления: министерства печати или информации, просвещения или высшего образования, культуры, комитеты по охране памятников культуры и др. Действуют государственные издательства, теле- и радиокомпании, издаются государственные (правительственные и др.) газеты и журналы. В России к этой сфере примыкает деятельность Министерства промышленности, науки и технологий, обеспечением информацией занимается Министерство связи. Культура связана со спортом и туризмом, а в этой части важная роль принадлежит Министерству транспорта, агентствам воздушных сообщений. Свободу собраний на открытом воздухе, уличных шествий и демонстраций обеспечивает полиция. Экономика обеспечивает культуру необходимыми материальными ресурсами. Словом, почти нет такой отрасли управления, которая стояла бы особняком от вопросов культуры.

Государственное управление и сфера личной жизни человека.

Сфера личных отношений — еще  более деликатная область, чем духовная жизнь общества. Государственное  регулирование личной жизни человека является минимальным и возможно лишь постольку, поскольку те или  иные стороны личной жизни приобретают  общественное значение (например, воспитание детей в семье). Кроме того, оно  осуществляется на уровне законов, наиболее общих правил, а не путем исполнительно-распорядительных актов органов государственного управления (актов правительства  или министерств). Как и в других странах, в России действует законодательство о браке и семье. Оно устанавливает  равноправие супругов в семье, алиментные обязательства, обязанность родителей  воспитывать детей и обязанность  детей помогать своим престарелым  родителям. Однако в целом вмешательство  государства в личную жизнь всегда очень ограничено, а в большинстве  случаев посторонний контроль (в  том числе органов государства) за соблюдением правил, регулирующих отношения личного характера, неосуществим.

Межотраслевое государственное  управление.

Выше говорилось об отраслевом государственном  управлении. Однако многие министерства и ведомства выходят за рамки  отрасли, управляют объектами разного  профиля либо одинаковые объекты  находятся в ведении разных министерств (например, машиностроительная промышленность находится в ведении министерств  и ведомств, ведающих транспортом, связью, строительством и т.д.). Иными словами, некоторые министерства обладают полномочиями надведомственного характера, осуществляют некоторые функции в отношении  объектов, не входящих в систему  данного министерства. Эти функции  могут быть координирующими (для  преодоления рассогласованности действий отдельно взятых министерств), а могут  быть и обязывающими, хотя и те, и  другие соответствуют профилю данного  министерства (ведомства). Суть межотраслевой  координации заключается в том, что координируемые объекты организационно не подчинены субъектам координации, но должны согласовывать с ними свои действия. В то же время координирующие органы могут принимать меры обязательного  характера (но только в целях координации) в отношении таких объектов. Это  — функциональное межотраслевое  регулирование. Обязывающие меры, не относящиеся к координации, в  межотраслевом управлении обычно связаны  с контролем и "надзором, с правом наложения административных взысканий. Важнейшим элементом межотраслевого управления являются государственный  контроль и надзор. В России есть ведомства, имеющие обобщенное название «федеральные надзоры» (например, за радиационной безопасностью, за горными работами), существует множество специализированных органов государственного контроля. Почти все они вправе налагать административные взыскания на не подчиненные  им органы, должностных лиц и граждан.

  1. Заключение

Государственное управление и местное  самоуправление – это два взаимодействующих  уровня власти, обеспечивающие руководство  государством в целом и территориями. От их взаимоотношения зависит успех  государственного управления.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как  система внешних взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными  и исполнительными органами местного самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных и  организационных форм осуществления  местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии.

Современная модель организации местного самоуправления, в 
отличие от централизованной системы управления способствует 
приближению власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей 
бюрократией. Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел. В Заключении хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.

 

  1. Список литературы

 

  1. Чиркин В.Е. – «Государственное и Муниципальное Управление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственное управление