Государственные служащие

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена еще тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.

Работа содержит 1 файл

гос. служ..doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Введение

Вопрос  о государственной службе приобрел актуальность в связи с ростом ее удельного веса в общей системе  государства. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной  власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.        Актуальность данной темы обусловлена еще тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений. В субъектах, должны в соответствии с общими принципами построения государственной службы выработать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы.       Государственная служба, как юридический институт рассматривается в такой отрасли права, как административное право. Во всех учебниках советского периода государственной службе отводилась определенная глава или раздел. В новых учебных пособиях государственной службе также уделяется внимание, излагаются новые подходы и принципы построения. Проблемы изучения государственной службы отражены  в работах таких ученых как Мишин А.А Уилсон Дж Чиркин В.Е Василенко И.А и  многих других.        В исследовании используется термин ’’государственная служба’’, поскольку на данный момент во всех законодательных актах, как  Российской Федерации, так и Соединенных Штатов,  используется именно он. В частности, в законах Российской Федерации ’’Конституция Российской Федерации’’, ’’Об основах государственной службы Российской Федерации’ и других применен термин ’’государственная служба’’. Поскольку невозможно охватить все частности и детали в деятельности и структуре государственной службы то речь в исследовании пойдет о наиболее важных моментах в данном случае об организации федеральной государственной службы. К организации федеральной государственной службы в частности и государственной службы в общем- Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» относит, в соответствии со сложившимися представлениями, такие вопросы: понятие государственной службы, ее виды, прин­ципы государственной службы, статус государственной должности. Поэтому в данной работе будут по порядку рассмотрены все вышеперечисленные вопросы: но так как в моей работе не ставится целью углубленное изучение данного вопроса то в начале будет представлена краткая характеристика основных особенностей организации государственной службы. 

1. Понятие  государственной службы и ее  признаки.

     Государственная служба — один из видов служебной  деятельности в обществе. Государственная  служба сохраняет, как вид службы, все те признаки, которые присущи  службе как таковой и любому из ее видов. В то же время государственная служба имеет свои особенности, которые и составляют основу ее обособления в самостоятельный вид службы. Все особенности государственной службы происходят из того, что она именно государственная, т.е. создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности государственной службы относятся ко всем ее структурным частям, в том числе, конечно, и к организации службы. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» относит к организации государственной службы, в соответствии со сложившимися представлениями, такие вопросы: понятие государственной службы, ее виды, принципы государственной службы, статус государственной должности. Рассмотрим эти элементы государственной службы с точки зрения их особенностей. Понятие государственной службы дано в статье 2 Закона: профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Будучи разновидностью службы вообще и обладая всеми ее признаками (информационное содержание, деятельность за вознаграждение, в «чужих» интересах и т.д.), государственная служба имеет ряд специфических признаков, определяющих ее качественное своеобразие.

     Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патронатные  и административные государственные  должности. Закон четко определяет субъектов государственной службы и при этом значительно сужает их круг.

     Деятельность  служащих государственных предприятий, учреждений (даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, не говоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т.п.) теперь официально не считается государственной службой. Следуя закону, эту деятельность следует называть службой в государственных организациях, а ее субъектов - служащими государственных организаций. Более того, закон не считает государственной службой и деятельность Президента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц, замещающих государственные должности категории «А».

     Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных функций. Необходимо отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлением исполнительной власти.

     В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансирования.

     Как и всякая служба, государственная  служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда - это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства.

     Статья 5 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» провозглашает:

     «Государственная  служба основана на принципах:

     1) верховенства Конституции РФ  и федеральных законов над  иными нормативными правовыми  актами инструкциями при исполнении  государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

     2) приоритета прав и свобод человека  и гражданина, их непосредственного  действия: обязанности государственных  служащих признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина;

     3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

     4) разделения законодательной, исполнительной  и судебной власти;

     5) равного доступа граждан к  государственной службе в соответствии  со способностями и профессиональной подготовкой;

     6) обязательности для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  руководителями в пределах их  полномочий и в соответствии  с законодательством РФ;

     7) единства основных требований, предъявляемых  к государственной службе;

     8) профессионализма и компетентности  государственных служащих;

     9) гласности в осуществлении государственной  службы;

     10) ответственности государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, неисполнение  либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

     11) внепартийности государственной  службы; отделения религиозных объединений  от государства; 

     12) стабильности кадров государственных  служащих в государственных органах».

     Внимательное  изучение текста статьи позволяет сделать вывод о том, что она детализирует три основных принципа государственной службы:

     1) законности;

     2) демократизма;

     3) профессионализма;

     Законность  и демократизм - общие принципы организации  и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются в организации государственной службы. А профессионализм - это ее специфический принцип.

     Анализ  всего массива правовых актов, образующих институт государственной службы, позволяет  сделать вывод о том, что еще  одним основным и специальным принципом государственной службы можно считать принцип социально-правовой защиты служащих. Этот принцип, а также принцип профессионализма являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти - эффективности.

     Принцип законности означает признание:

     а) верховенства Конституции РФ, федеральных  законов над иными правовыми  актами;

     б) обязательности законных решений вышестоящих  органов и должностных лиц;

     в) приоритета прав и свобод человека и гражданина.

     Государственный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.

     В деятельности государственных служащих законность имеет три грани:

     - всей своей работой служащий  обязан укреплять законность  в стране, на своем участке  работы добиваться исполнения юридических предписаний;

     - служащий обязан строго соблюдать  правовые нормы, он сам должен  быть законопослушным на работе  и вне службы;

     - служащий имеет право требовать,  чтобы его руководители и должностные  лица соблюдали его права. 

     Важнейшие проявления принципа демократизма государственной службы:

     а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. Служащий действует в  «чужих» интересах. При возникновении  конфликта личных и публичных  интересов служащий обязан руководствоваться последними;

     б) общедоступность государственной  службы. Часть 4 ст. 32 Конституции РФ гласит: «Граждане Российской Федерации  имеют равный доступ к государственной  службе».

     Из  этого правила есть ряд исключений (ст. 21 закона) которые не искажают, а, наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с возрастом гражданина при поступлении на службу, дееспособностью гражданина, совместной службой родственников, совместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать государственные должности, наличием заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей, и др.

     Социальные  ограничения обусловлены спецификой отдельных должностей. В их числе: установление более зрелого возраста для занятия должности, предельного возраста и срока пребывания на ней, требования наличия определенного стажа, образования, здоровья. Так, на службу в милицию принимаются лица, достигшие 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие среднее образование;

     в) гласность в осуществлении государственной  службы. Она связана с реализацией  ст.29 Конституции РФ, закрепляющей право  каждого свободно искать, получать информацию любым законным способом, гарантирующей свободу массовой информации; с конституционными запретами вводить цензуру, скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей; ст. 42, провозглашающей право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Гласность должна быть и в отношениях с различными организациями, и в рамках самого государственного аппарата. Законодательством закреплено и право служащего получать информацию и материала, необходимые для работы, знакомиться с личными делами и т.д.

     г) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это важнейшее проявление демократизма всей государственной деятельности, всего государственного механизма. Оно создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих, усиления защиты их прав.

     Управленческая деятельность осуществляется на профессиональной основе, т.е. постоянно, в течение определенного времени, в рамках определенного коллектива, за регулярно получаемое вознаграждение. Иными словами, управленческая деятельность требует профессионализма. Во-первых, для нее нужна компетентность, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника. Профессионализм стимулирует приобретение знаний, повышение их уровня, накапливание опыта работы. Во-вторых, осуществление исполнительной власти требует организаторских способностей госслужащих. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их. В-третьих, оперативный, повседневный, созидательный характер управленческой деятельности предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, профессионально. В-четвертых, административная деятельность требует высокой четкости, дисциплинированности, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов. Профессиональные начала позволяют обеспечить более высокий уровень дисциплины, так как служащий за работу получает заработную плату, обеспечивается жилой площадью и т.д.

Информация о работе Государственные служащие