Государственные служащие

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена еще тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.

Работа содержит 1 файл

гос. служ..doc

— 136.00 Кб (Скачать)

- старшие  государственные должности государственной службы (2-я группа);

- младшие  государственные должности государственной  службы (1-я группа).

В заключение характеристики должности можем  в обобщенном виде сказать, что, используя  категории должности, государство  определяет место каждого служащего в системе государственной организации, т.е. взаимоотношения замещающего данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Государственные должности государственной службы подразделяются по   специализациям,   предусматривающим  наличие  у  государственного служащего для исполнения  обязанностей  по  государственной  должности государственной    службы    одной    специализации   соответствующего профессионального образования.     Специализация государственных  должностей  государственной  службы устанавливается   в   зависимости   от   функциональных   особенностей государственных   должностей  государственной  службы  и  особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащего.

4. Понятие,  признаки и виды государственных  служащих.

В нормативных актах и литературе отражены различные представления  о понятии служащего. Для начала обратимся в “Советский Энциклопедический  словарь” 1987 года издания, где дается следующее определение - “Служащие - это работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату или (в капиталистических странах) жалованье, т.е. фиксированный заработок...”. “Словарь русского языка” Академии наук СССР Института русского языка 1988 года говорит нам о том, что служащий - это человек, занятый либо состоящий на службе. В свою очередь “Службу он характеризует как: · работа, занятие, должность служащего, а так же место такой работы и само пребывание на ней; · исполнение воинских обязанностей, должность военнослужащего, а так же пребывание в рядах армии, флота; Отрасль военных занятий, обязанностей, а так же система обслуживающих их учреждений в структуре армии; · отрасль производства, а так же учреждение, организация, ведающие какой-либо специальной отраслью работы; · совершение в церкви религиозных обрядов; богослужение”. “Словарь русского языка” Ожегова С.И., определяет служащего, как лицо, работающее по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания. Основная причина подобного “разброса” во мнениях состоит в разнообразии социальных функций, выполняемых служащими. По мнению Ю.Н. Старилова, государственные служащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права (физических лиц), осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи учрежденных и действующих государственных органов и организаций. Для нормального функционирования каждой организации необходим собственный персонал, состоящий из специально подготовленных служащих. На мой взгляд, Ю.Н. Старилов очень хорошо охарактеризовал здесь основную “мысль”, “идею” государственного служащего. Но, к сожалению, существует большое количество категорий лиц, занятых определенной работой в различных организациях (учреждениях, предприятиях) общества, которые не являются служащими. Ведь действительно очень многие люди заняты общественно полезным трудом. Они выполняют различные функции, обеспечивая нормальную жизнедеятельность нашего общества: создают материальные ценности, товары, оказывают услуги, осуществляют образовательные и воспитательные функции, реализуют правоохранительные полномочия, властные государственные действия и принимают различные решения и т.д. Что же отличает служащих от подобных категорий лиц? 1)служащие занимают должности в различных организациях (государственных, в органах местного самоуправления, негосударственных, коммерческих, общественных, религиозных м др.) 2)характер их деятельности, как правило, умственный (в узком смысле этого слова, ибо каждый вид деятельности предполагает наличие у человека определенных умственных способностей, уровня интеллекта). Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей. Напротив служащие работают и в сфере материального производства, выполняя специфические задачи - организационное, технологическое обеспечение процесса производства, создание проектов, маркетинговая, исследовательская деятельность и т.д. Утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто бы труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Труд многих категорий рабочих и служащих сближается общностью его характера. Порой сложно определить с точки зрения характера труда, является тот или иной работник служащим или рабочим (хирург, командир воздушного судна, машинистка и т.д.) Хотя, конечно, нельзя отрицать, что физический труд по сей день остается уделом основной массы рабочих. Не знаю, доживем ли мы до тех времен, когда всю физическую работу будут выполнять машины, а люди же будут только управлять ими, будут, как часто говорится в научно-фантастической литературе, лишь центром логического, интеллектуального управления ими. Тут же возникает вопрос - будут ли такие люди служащими? Но не будем отвлекаться и, вернемся к тому, что же отличает служащих от всех остальных.3)они осуществляют властную деятельность (организационную, распорядительную, руководящую, контрольную) и, следовательно, обладают соответствующими организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями; они могут применять меры государственного и общественного принуждения. В основном служащие в любой организации осуществляют управленческие функции. Государственный служащий понимается в широком и узком понимании. В широком понимании государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: в органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, иной организации. Если строго следовать положениям Федерального закона “Об основах государственной службы РФ”, то государственный служащий - “гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации”. В узком понимании государственный служащий - это лицо, занимающее государственную должность государственной службы. Царское право России определяло государственного служащего, как лицо, занимающее должность и осуществляющее от имени царя, предписанные законом либо иным нормативным актом действия. Все существенные стороны государственно-служебного правоотношения были урегулированы в законе: жалованье, пенсия, возмещение материального ущерба и т.д. В связи с этим чиновники России составляли особый класс по отношению к другим работникам и служащим. Устав о службе по отправлению правосудия (1896) устанавливал обязанности служащих. Но время неумолимо шло вперед и остались позади великие реформы Петра I, его “Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных...”, утвержденный им 24 января 1722 года, указы Николая II, Александра I, Александра III, Екатерины II, и других реформаторов царской России. Наступил советский период. Предлагаю рассмотреть два определения государственного служащего из учебников 1959 и 1960 годов. В.А. Власов и С.С. Студенкин в своей книге “Советское административное право” считают, что государственный служащий - это лицо, выполняющее непосредственно или в качестве вспомогательного работника, постоянно или временно, за вознаграждение служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации (в государственном аппарате). Здесь главным критерием выступает исполнение работником служебных обязанностей. В “Советском административном праве” под редакцией А.Е. Лунева государственным служащим называется лицо, которое занимает постоянную или временную должность в государственном аппарате и получает вознаграждение за свой труд. Здесь главный признак - занимаемая должность. Лица, занимающие должности, выполняют определенную работу по осуществлению государственных функций. Следует согласиться с Ю.Н. Стариловым, который предлагает проанализировать понятие “государственный служащий” в трех аспектах, которые помогут дать полное определение рассматриваемого нами “явления”: 1. С государственно-правовой точки зрения. 2. С административно-правовой точки зрения.3. С уголовно-правовой точки зрения. Итак, с государственно-правовой точки зрения государственный служащий - это “слуга” государства (его органов), наделенный последним полномочиями различного характера и значения. Это лицо, призванное выполнять государственные функции. С административно-правовой точки зрения лицо, являющееся государственным служащим, имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он - представитель власти, который реализует правоохранительные меры и полномочия и применяет административно-правовые санкции. С уголовно-правовой точки зрения государственный служащий - это особый субъект уголовной и административной ответственности. Государственный служащие - должностные лица, как нам известно из курсов Уголовного и Административного права несут ответственность за должностные преступления. Каждый государственный служащий все же остается лицом, которое работает (служит), которое занимает определенное рабочее место. Он занят выполнением определенных задач, обусловленных занимаемой должности. Каждая государственная должность внесена в штат. Штатное расписание состоит из созданных в каждом государственном органе должностей, которые образуются в государственных организациях в распорядительном порядке субъектами государственной власти. Государственный служащий может делать карьеру внутри организации, в которой работает, поднимаясь вверх с ростом профессионального стажа, получая различные квалификационные разряды (классные чины, звания и ранги). Квалификационные разряды - это звания, которые дают право его владельцу занимать ряд соответствующих должностей. Итак, понятие “государственный служащий” можно определить следующим образом. 1. Государственный служащий - это физическое лицо, гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование. Иностранные граждане, в том числе граждане стран СНГ, лица без гражданства не могут состоять на государственной службе. Исключения из этого правила устанавливается специальными нормами. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т.д. Государственный служащий является представителем администрации, части государственной бюрократии. Недаром часто таких людей народ называет “бюрократами”. Все действия государственного служащего осуществляются им от имени государственного служащего; государство же ведет контроль за деятельность государственного служащего и в соответствующих случаях применяет к нему меры принуждения. 2. Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службы (п.3 ст. 6 ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” говорит о требованиях к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, п.4 ст.6 того же закона говорит о том, что необходимо иметь гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, п.5 ст.6 о том, что другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ, так же нормативными актами государственных органов - в отношении государственных служащих этих государственных органов). 3. Государственный служащий занимает оплачиваемую государственную должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т.д. Государственные должности могут занимать только государственные служащие. 4. Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке квалификационный разряд (ст.7 ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” Квалификационные разряда государственных служащих). Совокупность упомянутых признаков позволяет сформулировать следующее определение государственным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в установленном федеральном законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий квалификационный разряд, заключивший с государственным органом трудовой договор, осуществляющий от имени государства, предоставленные ему функции и полномочия, получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус”.

     Государственные служащие различаются между собой. Их можно подразделить на определенные группы по различным критериям.

     В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

     Органы  законодательной власти выполняют  законодательную функцию и контрольную  функцию в отношении органов  исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией. Хотя конкретные требования, предъявляемые к депутатам, законодательно не определены, но совершенно очевидно, что кроме образования им необходимы определенный жизненный опыт, умение работать с избирателями и учитывать их запросы, быть принципиальными и последовательными, иметь высокие моральные качества. Это должны быть ответственные, бескорыстные, дисциплинарные и порядочные люди. Высококвалифицированным аппаратом должны располагать и палаты Федерального Собрания (помощники депутатов и членов Совета Федерации, аппараты фракций, комитетов, секретариатов), чтобы была обеспечена нормальная работа парламента.

     Судебная  власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция - возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ст.120 Конституции). Порядок реализации этих функций определен рядом законов.

     Судьи - носители судебной власти, которая  самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Осуществляя правосудие, судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Федеральными законами определены требования, предъявляемые к судье и к кандидату на должность судьи, и другие вопросы служебно-правового положения судей.

     Органы  исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное  функционирование государства и  его аппарата. Переориентация исполнительной власти на управление более сложными объектами хозяйства в связи с правопреемством Россией задач и обязательств СССР изменение методов и форм регулирования экономики предъявляют более высокие требования к профессиональной подготовке государственных служащих. Управление требует, прежде всего, способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений. Работники органов исполнительной власти должны уметь добывать нужную информацию и пользоваться ею, владеть методами научной организации управленческого труда. Они должны иметь необходимые экономические, правовые и другие специальные знания и непрерывно повышать свою квалификацию. Главным критерием пригодности для занятий той или иной должности в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

     Исходя  из текущей и перспективной потребности  государственных служащих, государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних  специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта  работы по специальности, необходимых для выдвижения на вышестоящие должности.

     По  масштабу деятельности органов государственной  власти государственные служащие могут  быть разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.

     Если  взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные государственные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.).

     По  объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (руководители, представители власти) и служащих, не являющихся должностными лицами.

     В зависимости от срока службы можно  выделить государственных служащих, назначаемых на государственную  должность пожизненно (например, на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).

     В зависимости от требований, предъявляемых  к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп, соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).

     Критерием для подразделения государственных  служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны. Этим внешне выражается положение в обществе и государстве и мера его ответственности. Чем выше квалификационный разряд, тем более государственной личностью он является, тем более ответственно должен относиться к работе.

     Квалификационные  разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые делятся  государственные должности государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории «Б» и «В», зависимость разряда от замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.

     Согласно  Федеральному закону «Об основах  государственной службы Российской Федерации», лицам, замещающим должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

     действительный  государственный советник РФ 1-го, 2-го и 3-го класса - лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должности  государственной службы;

     государственный советник РФ 1-го, 2-го и 3-го класса - лицам, замещающим главные (4-й группы) должности;

     советник  РФ 1-го, 2-го и 3-го класса - лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;

     советник  государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса - лицам, замещающим старшие (2-й группы) должности;

     референт  государственной службы 1-го, 2-го и 3-го класса - лицам, замещающим младшие (1-й  группы) государственные должности  государственной службы.

     Для отдельных видов государственной  службы в соответствии с Федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, классы, чины, дипломатические ранги.  

Заключение

     Целью исследования было рассмотрение структуры  организации федеральной государственной службы. Исследование проводилось в рамках такой дисциплины как Административное право так как государственная служба наиболее полно изучается именно в данной отрасле права.В исследовании используется термин ’’государственная служба’’, поскольку на данный момент во всех законодательных актах, как  Российской Федерации, так и Соединенных Штатов,  используется именно он. В частности, в законах Российской Федерации ’’Конституция Российской Федерации’’, ’’Об основах государственной службы Российской Федерации’ и других применен термин ’’государственная служба’’.В данной работе по порядку рассмотренны такие вопросы как: понятие государственной службы, ее виды, прин­ципы государственной службы, статус государственной долж­ности. Поскольку к организации федеральной государственой службы Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» относит, в соответствии со сложившимися представлениями именно эти вопросы. Но так как в нашей работе не ставится целью углубленное изученние данного вопроса то в начале представленна краткая характеристика основных особенностей организации государственной службыКоторая затрагивает все вышеперечисленные моменты.  Из исследования ясно что:Во-первых: в том, что служба - непременный неотъемлемый элемент и условие жизнедеятельности любого государства.  Во-вторых: государственная служба имеет особое значение, поскольку государство-организация всего общества,  а основным средством реализации им своих задач и функций является государственная служба.В-третьих: какие бы должности не включала в себя государственная служба есть должности всегда находящиеся вне ее. Это руководители государственных органов и государственные должности должностных лиц, осуществляющих свои полномочия непосредственно и самостоятельно.   И, в-четвертых, это существование специального органа занимающегося организацией государственной службы.

     Можно сделать вывод, что производимое в стране обновление системы исполнительной власти не дает результата без наведения  порядка в государственной службе и пересмотра принципов кадровой политики. В своем нынешнем виде они не стимулируют эффективную деятельность государственных служащих, не дают им ясных перспектив должностного роста, не решают вопросы контроля и применения мер ответственности за некачественную, недобросовестную работу, за неисполнение решений. До сих пор нечетко выражены и не систематизированы социальные гарантии государственных служащих; оплата их труда не соответствует уровню ответственности. Все эти факторы накладывают отпечаток на качественный состав служащих, препятствуя привлечению к государственной работе высокопрофессиональных и добросовестных людей, прежде всего молодых.

Список 

1.В.А.  Власов,  С.С.Студенкин. Советское административное право. М., 1959. С. 107. 2.Советское административное право. / Отв. Ред. А.Е. Лунев М., 1960. С. 90. 3.Ю.Н.Старилов. Служебное право. М., 1996. С 683. 4.А.П.Алехин, Ю.М.Козлов. Административное право Российской Федерации 1 часть. М., 1995. С 279. 5.А.П.Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации: Учебник. -М.:ЗЕРЦАЛО, 1997. 6.В.Л.Скрипко. Государственная служба Российской Федерации. Учебное пособие. М., 1997. С. 48. 7.Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 05.07.1995 года. 8.Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении Положения о федеральной государственной службе” от 22.12.1993 года в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.08.1995 года. 9.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

.Указе  Президента РФ от 10.01.1994 г «О  структуре федеральных органов испол­нительной власти»  СЗ РФ.19945.Указ Президента Российской Федерации от 30.01.1996 N123 “О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы ”. СЗ РФ. 1996 N 6 Ст.5336.Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N33 “О реестре должностей федеральных государственных служащих” СЗ РФ.1995 N3.Ст.17

     Государственная служба: направление реформ и концепция  программ. Государственное право. 1995 г. №1.

Информация о работе Государственные служащие