Аттестация государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать характеристику и краткий анализ действующего положения государственных служащих и их аттестации. Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие вопросы. Во-первых, прежде чем перейти к характеристике аттестации государственных служащих, считаю необходимым обратить внимание на понятие, классификацию государственных служащих. Во-вторых, особое внимание обратим на аттестацию государственных служащих и их квалификационные разряды в настоящее время.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика государственной службы 5
1.1. Понятие и классификация государственных служащих 5
Глава II. Аттестация государственных служащих 11
2.1. Общая характеристика аттестации государственных служащих 11
2.2. Должности государственных служащих 17
Заключение 21
Библиографический список 22

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГС.docx

— 47.99 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ  при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ»

 

Автор работы:

Студентка 5 курса группы 5132

Очно-заочной формы обучения

Застава Татьяна Васильевна

Подпись:____________________

 

Руководитель  работы:

Кандидат юридических наук, доцент

Степанов Алексей Васильевич

Оценка:_____________________

Подпись:____________________

«21» мая 2012 г.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г. 

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава I. Общая характеристика государственной службы 5

1.1. Понятие и классификация государственных служащих 5

Глава II. Аттестация государственных служащих 11

2.1. Общая характеристика аттестации государственных служащих 11

2.2. Должности государственных служащих 17

Заключение 21

Библиографический список 22

 

 

Введение

Государственная служба представляет собой профессиональную служебную  деятельность граждан Российской Федерации  по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов  Федерации. Лица, к ведению которых  отнесена указанная государственно-служебная  деятельность, являются должностными лицами.

Аттестация государственных служащих декларируется современным законодательством  в качестве обязательной нормы для  определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности  государственной службы, а также  для решения вопроса о присвоении ему квалификационного разряда.

К основным задачам аттестации государственных  служащих относятся:

1. Определение уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих замещаемой государственной должности государственной службы.

2. Стимулирования профессионального роста государственных служащих.

3. Выявление перспективы применения профессиональных способностей государственных служащих (продвижение по службе, зачисление в резерв, установление надбавок).

4. Определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки государственных служащих.

Цель данной работы – дать характеристику и краткий анализ действующего положения государственных служащих и их аттестации. Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие вопросы. Во-первых, прежде чем перейти к характеристике аттестации государственных служащих, считаю необходимым обратить внимание на понятие, классификацию государственных служащих. Во-вторых, особое внимание обратим на аттестацию государственных служащих и их квалификационные разряды в настоящее время.

Аттестация государственных служащих является актуальным вопросом и в  настоящее время, именно поэтому  видна практическая ценность данной работы, прежде всего в возможности  осознать и воспринять теоретические  и практические аспекты разрабатываемой  темы в ее единстве и соотношении  с современностью.  

Глава I. Общая характеристика государственной  службы

1.1. Понятие и классификация государственных служащих

Согласно Федеральному закону “О государственной гражданской службе Российской Федерации” гражданским служащим является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.1

Однако состав государственных  служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным  критериям.

По масштабу деятельности органов  государственной власти, где они  служат, государственные служащие могут  быть разделены на федеральных служащих и служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных  государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных  государственных органов: Администрации  Президента, Аппарата Правительства, аппаратов  палат Федерального собрания и т.д.

В субъектах федерации сосредоточена  основная часть государственных  служащих, что во многом обусловлено  продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят  государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.2

Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных  государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой  полиции и др.)3. Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные  служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и  контрольную функции в отношении  органов исполнительной власти в  пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. Для успешного  выполнения этих ответственных функций, например, Палаты Федерального собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно – управленческую, исполнительно – распорядительную функцию обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85 % государственных служащих. Управление требует прежде всего способности к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям самостоятельно принимающим управленческие решения и другим служащим принимающим участие в подготовке таких решений. Главным критерием для занятия той или иной должности в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, согласно статье 118 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. Есть у  судебной власти и другая функция  – возможность контроля за законностью  актов государственных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов. Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1997 года “О судебных приставах” ( ред. от 06.12.2011 N 410-ФЗ)4 на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности  Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции, а также по исполнению судебных актов и актов других органов. Федеральным законом от 8 января 1998 г. “О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” (ред. от 18.07.2011 N 240-ФЗ)5 установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов. Федеральный закон от 17 января 1992 года “О прокуратуре Российской Федерации” определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, являющихся государственными служащими.

Исходя из текущей и перспективной  потребности в государственных  служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необходимого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом согласно Указу Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года обязательную профессиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие должности федеральной государственной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течении первого года работы на этих должностях, а затем – обязательное повышение квалификации ( не реже одного раза в три года). Обязательная профессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Ежегодно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, замещающих государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации.

Внутриорганизационные правоотношения – это отношения служебной  подчиненности внутри данного органа (системы). Они возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства в связи с замещением должности  в аппаратах органов законодательной, исполнительной или судебной власти и иных государственных органов. Наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах или их аппаратах (далее - государственные органы) должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в Реестр. 6 Должности в нем распределены по органам государственной власти и государственным органам, 4 категориям должностей (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты) и 5 группам должностей (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая).

Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного  назначать, перемещать на соответствующую  должность, а следовательно и  увольнять с государственной  службы. Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у  государственного служащего со своими начальниками – с момента замещения  государственной должности –  по поводу организации работы, распределения  обязанностей, поощрения, ответственности  и других вопросов, которые, как правило, определяются должностными инструкциями.7

Внешними считаются государственно–служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственными служащими и не подчиненными им гражданами, государственными и не государственными организациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с  момента замещения им государственной  должности. Но в качестве представителя  государства (органа исполнительной власти) может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделен государственно–властными полномочиями в сфере исполнительной власти, - должностное лицо (представитель власти). К должностным лицам можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе.

К числу таких государственных служащих, которых называют представителями власти, относятся: прокуроры, следователи, сотрудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных контрольно–надзорных органов, представители государства в акционерных обществах. Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года “О службе в таможенных органах Российской Федерации” (в ред. от 06.12.2011)8, должностными лицами являются граждане занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы Российской Федерации).

В зависимости от срока службы можно  выделить государственных служащих, назначаемых на государственную  службу на неопределенный срок, на определенное время, с установлением испытательного срока (при поступлении на государственную службу). В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).

Глава II. Аттестация государственных  служащих

2.1. Общая характеристика аттестации  государственных служащих

Правовой институт аттестации государственных, муниципальных служащих тесно связан с другими правовыми институтами, поэтому с аттестация взаимодействует с вопросами, связанные с дисциплинарной ответственностью, поощрением, трудовым договором (проблемы перевода, изменения существенных условий труда, увольнения); с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации государственных (муниципальных) служащих и др.

В правовом регулировании аттестации государственных служащих большое  значение имеют не только правовые нормы, но и понятийный аппарат, призванный обеспечить единство в нормотворчестве.

Понятие аттестации государственного служащего имеет большое значение также и для обеспечения единства при реализации и правоприменении соответствующих норм, поскольку напрямую связано с содержанием аттестации.

Аттестация это комплексное  понятие, и его необходимо рассматривать  в нескольких аспектах.

Аттестация - это специальный термин, с помощью которого устанавливается  специфика правового регулирования  труда государственных (муниципальных) служащих.

Аттестация является обязательным правовым условием работы не только для  государственных служащих, но и для  ряда работников и служащих государственных  ведомств и учреждений, а в некоторых  случаях и других организаций, независимо от форм собственности.

Информация о работе Аттестация государственных служащих