Аттестация государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать характеристику и краткий анализ действующего положения государственных служащих и их аттестации. Для достижения поставленной цели в работе будут рассмотрены следующие вопросы. Во-первых, прежде чем перейти к характеристике аттестации государственных служащих, считаю необходимым обратить внимание на понятие, классификацию государственных служащих. Во-вторых, особое внимание обратим на аттестацию государственных служащих и их квалификационные разряды в настоящее время.

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика государственной службы 5
1.1. Понятие и классификация государственных служащих 5
Глава II. Аттестация государственных служащих 11
2.1. Общая характеристика аттестации государственных служащих 11
2.2. Должности государственных служащих 17
Заключение 21
Библиографический список 22

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГС.docx

— 47.99 Кб (Скачать)

К ним относятся: судьи Российской Федерации; лица, занимающие должности  исполнительных руководителей и  специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов  и движения наземных транспортных средств, педагогические работники государственных, муниципальных учреждений образования  Российской Федерации и др.

Аттестация гражданского служащего  проводится в целях определения  его соответствия замещаемой должности  гражданской службы. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестацию государственных служащих нужно рассматривать как правовой институт – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие с аттестацией.9

Многие правоведы рассматривают  институт аттестации в качестве структурного образования (правового института) трудового права. Например, В.И. Курилов  пишет: «Нормы, регулирующие аттестацию работников в рамках правового института  трудового договора, составляют группу, внутреннее единство которой обусловлено  общностью целей и содержания названных норм». По мнению В.Н. Скобелкина, аттестационные комиссии выступают в качестве субъектов трудовых правоотношений.10

Аттестации не подлежат гражданские  служащие, замещающие должности гражданской  службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", в случае, если с указанными гражданскими служащими  заключен срочный служебный контракт.

Аттестация государственных служащих субъектов РФ регулируется не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Аттестация государственных служащих – это не просто односторонние  действия работодателя – соответствующего органа, а система правоотношений. При рассмотрении аттестации в этом аспекте необходимо выделить, прежде всего, субъектов аттестации.

Во-первых, это государственные  служащие, замещающие в государственном  органе государственные должности  государственной службы. Аттестации не подлежат только те государственные  служащие, которые прямо указаны  в соответствующих нормативных  правовых актах. Во-вторых, это аттестационная комиссия и государственный орган в лице соответствующего руководителя.

Каждый субъект правоотношений обладает правовым статусом, в содержание которого входят правоспособность (т.е. их возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности) и сами права и обязанности, предусмотренные законодательством, регулирующим аттестацию.

Как правоотношение, аттестация возникает  в связи с принятием соответствующего решения руководителя государственного органа и прекращается после вынесения  аттестационной комиссией оценки государственному служащему.

Необходимо отметить, что, как указывалось  ранее, при проведении аттестации возникает  правоотношение не только между аттестационной комиссией (государственным органом, органом муниципального самоуправления) и аттестуемым, но и между аттестационной комиссией и руководителем государственного органа.

Аттестацию государственного служащего  можно рассматривать как правовую гарантию государственного органа для  обеспечения исполнения его полномочий.

Так, ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06.12.2011г.) определяет государственную гражданскую службу Российской Федерации, как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ст.3 п.1 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06.12.2011г.)). Поэтому устанавливаются квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственным служащим, предусматривается в качестве одной из основных обязанностей государственного служащего - обязанность «поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей» (п.6 ст.15 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06.12.2011г.)) и правовой механизм определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственных служащих занимаемой государственного должности государственного служащего – периодическая аттестация (ст.48 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06.12.2011г.)), которая одновременно является и «персональной оценкой профессиональных качеств государственного служащего».

Аттестация для государственного служащего может быть рассмотрена  как юридическая обязанность - пройти в установленной организационно-правовой форме периодическую проверку его  уровня профессиональной подготовки и  соответствия занимаемой должности.

Вышеназванный аспект аттестации вытекает из основной обязанности государственного служащего – «поддерживать уровень  квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей (п.п.6 ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06.12.2011г.)). В случае неисполнения данной обязанности государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 15 п.3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06.12.2011г.)). В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится. (ст. 48 п.14 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06.12.2011г.))

При отказе гражданского служащего  от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской  службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего  от замещаемой должности и уволить  его с гражданской службы в  соответствии с настоящим Федеральным  законом.

Увольнение государственного служащего, члена профсоюза, по данному основанию  производится с учетом мотивированного  мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 373 ТК РФ (ч.2 ст.82 ТК РФ). Поскольку при проведении аттестации в отношении указанного государственного служащего она  может послужить основанием для  соответствующего увольнения, то в  состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа (ч.3 ст.82 ТК РФ).

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности гражданской службы по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года (ст. 49 п.2 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06.12.2011г.)). В данном случае аттестация выполняет функцию стимулирования.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией  принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности  гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности  гражданской службы и рекомендуется  к включению в установленном  порядке в кадровый резерв  для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности  гражданской службы при условии  успешного прохождения профессиональной  переподготовки или повышения  квалификации;

4) не соответствует замещаемой  должности гражданской службы.(ст.48 п.15 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06.12.2011г.))

Аттестацию можно рассматривать  и в виде деятельности, как системы, состоящей из различных элементов: 1) субъекта; 2) объекта; 3) процедуры. Она  имеет свои задачи, принципы.11

Формирование государственной  службы в России, которая бы соответствовала  мировым стандартам, требует решения  задачи по созданию качественно новой  системы аттестации государственных  служащих, основанной на принципах, принятых в мировой практике. Анализ опыта  Франции, Германии, США и некоторых  других стран свидетельствует о  том, что аттестация в этих государствах играет особую роль при замещении  должностей и продвижения по службе, поскольку присвоение классификационных  разрядов производится именно по результатам аттестации.

«Целям поддержания высокого уровня государственной службы служат правила  об аттестации. В США, например, до каждого  служащего ежегодно доводятся сведения о требованиях, предъявляемых к  его должности. Критериями оценки деятельности высшего руководящего состава являются: совершенствование эффективности  и качества работы, в том числе  сокращение объема делопроизводства; экономия средств; своевременность  исполнения обязанностей по должности; иные показатели эффективности работы. Аттестация служащих проводится ежегодно. В случае неудовлетворительной оценки работы служащий может быть либо уволен, либо переведен на другую должность. Однако такой перевод запрещен, если в течение 5 лет деятельность служащего на руководящем посту дважды оценивалась неудовлетворительно».12

2.2. Должности государственных служащих

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Критерием для подразделения государственных  служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они  присваиваются персонально каждому  государственному служащему, замещающему  должность категории “Б” или  “В”, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного  экзамена или аттестации. Лица, которым  присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия.

Должности гражданской службы подразделяются на группы категории и группы. В этом выражается неразрывность сущности той или иной категории, группы с той или иной должностью, зависимость группы от занимаемой должности. Следовательно, категории и группы указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей  и заместителей руководителей  государственных органов и их  структурных подразделений (далее  также - подразделение), должности  руководителей и заместителей  руководителей территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и их  структурных подразделений, должности  руководителей и заместителей  руководителей представительств  государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности,  учреждаемые для содействия лицам,  замещающим государственные должности,  руководителям государственных  органов, руководителям территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и руководителям  представительств государственных  органов в реализации их полномочий  и замещаемые на определенный  срок, ограниченный сроком полномочий  указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые  для профессионального обеспечения  выполнения государственными органами  установленных задач и функций  и замещаемые без ограничения  срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного,  финансово-экономического, хозяйственного  и иного обеспечения деятельности  государственных органов и замещаемые  без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы  подразделяются на следующие  группы:

1) высшие должности гражданской  службы;

2) главные должности гражданской  службы;

3) ведущие должности гражданской  службы;

4) старшие должности гражданской  службы;

5) младшие должности гражданской  службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются  на высшую, главную и ведущую  группы должностей гражданской  службы.

5. Должности категории "специалисты"  подразделяются на высшую, главную,  ведущую и старшую группы должностей  гражданской службы.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации “О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004г. № 79-ФЗ ( в ред. ФЗ от 06.12.2011г.) 13 (ст. 11), гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы:

высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса;

главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный  советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской  службы - секретарь государственной  гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской  службы, соотношение классных чинов  федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется указом Президента Российской Федерации. 

Информация о работе Аттестация государственных служащих