Информационное обеспечение органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы − исследование теоретических вопросов в области информационного обеспечения органов исполнительной власти.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
− описать предмет области исследования;
− исследовать сущность, значение и особенности информационного обеспечения;
− раскрыть технологии информационной деятельности;
− выявить проблемы формирования информационной системы органов исполнительной власти;
− наметить пути совершенствования информационной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ………………5
1.1. Описание предметной области……………………………………………………5
1.2. Сущность, значение и особенности информационного обеспечения…………....... 9
1.3. Технология информационной деятельности………………………………………15
1.4. Информатизация органов исполнительной власти -
путь к эффективному управлению …………………………..…………………..19
1.5. Проблемы формирования информационной системы
органов исполнительной власти…………………………………………………..2
1.6. Пути совершенствования информационной системы……………………………..24
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ В РЕДАКТОРЕ MS Power Point …………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 58.47 Кб (Скачать)

 

      - закупки  лицензионных программно-технических  средств, соответствующих открытым  стандартам взаимодействия.

 

      В целях повышения эффективности  работы в этой сфере в ежегодном  докладе об использовании современных  информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти предусматривается представление материалов об объемах применения лицензионных программно-технических средств, а также о выявленных фактах нарушения прав интеллектуальной собственности.

 

      Только  на федеральном уровне (Дума, Президент,  Правительство, федеральные ведомства)  ежегодно выпускается до 35000 документов  нормативного характера. По данным, обнародованным на Совещании  руководителей юридических служб  федеральных органов государственной  власти и их аппаратов, в  России сейчас действует около  полутора миллионов нормативных  актов, включая акты субъектов  Федерации. Порядок обязательного  опубликования нормативных актов  (ст. 15 Конституции РФ и другие  документы) по различным причинам  нарушается, реально публикуется  не более 40% действующих документов, причем зачастую с большим  опозданием. Остальное поступает  по рассылке только государственным  органам, причем не все и  не всем. На ведомственном уровне  существует тенденция ограничения  доступа к собственной информации  для прочих государственных органов  и ее полного закрытия для  негосударственных структур. Электронные  справочно-правовые системы (Эталон, Контур, Кодекс, Гарант, КонсультантПлюс, всего их в России порядка 30), каждая в отдельности, не решают проблемы полного, оперативного, достоверного получения информации. Существующие методики оценки справочно-правовых систем указывают на орфографические и смысловые ошибки в текстах нормативно-правовых актов, от 3 до 18 ошибок на 100 страниц текста.

 

      В рамках  создания единого мирового хозяйства   в настоящий момент закладывается

 

фундамент международной  информационной магистральной  системы, в которой, как в зеркале, должны найти отражение все основные виды человеческой деятельности при  условии реализации принципа взаимного  доверия на мировом, государственном, региональном, местном уровнях.

 

      Инструментом  или фильтром для адекватного   представления видов человеческой  деятельности в мировой информационной  магистральной системе может   стать технология использования   мировых информационных ресурсов, количественный и качественный  состав которой меняется с  развитием информационно-лингвистических  технологий. Для получения максимального  положительного эффекта реализацию  принципа взаимного доверия и  задачи по определению зон  риска необходимо совместить  с технологией использования  мировых информационных ресурсов.

 

      Доктрина  информационной  безопасности от 9 сентября 2000 г. [1.3] включила информационные  технологии как третью составляющую (информационные ресурсы) национальных  интересов в России в информационной  сфере.

 

      В практике  политико-административной деятельности  довольно часто входной информационный  поток не обрабатывается, и все   поступающие данные считаются  "значимой" информацией. Отсюда  – представление о входном  потоке информации преимущественно  как о "лавинообразном", не  поддающемся охвату и осмыслению. Более того, руководителям при  выработке решений зачастую умело  преподносится "удобная" –  хорошо вписывающаяся в сложившуюся  ситуацию, "нужная" – для лоббирования  личных интересов узкого круга  лиц, – неполная, "желательная"  информация, в результате чего  и возникают административные  и политические решения, не  принимаемые, не понимаемые и  не поддерживаемые гражданским  обществом и даже – нелегитимные. В последние годы с подобными  решениями россияне сталкивались  неоднократно. Для того чтобы  преградить путь потоку избыточных  данных, необходимо определить информационные  потребности управленческого персонала  [2.23. с. 97].

 

      Информационная  потребность – динамически изменяющаяся  система показателей. Однако при  ее определении необходим разумный  компромисс между широтой интересом  пользователя и узкой специализацией  его работы по выполнению возложенных  на нею функций. К сожалению, на практике этот компромисс не только не достигается, но не рассматривается даже вопрос о том, может ли руководитель принять эффективное решение, используя ту информацию, которую ему представляют. [2.11. c.43]

 

      Дополнительные  сложности в процесс переработки   управленческой информации вносят  и  излишние структурные подразделения   аппарата управления, порождающие  избыточную информацию для внутренних  потребностей.

 

      В настоящее  время для информационного   потока в государственных структурах  характерны дублирование сведений, отсутствие распределения второстепенных  и  первоочередных сообщений,  рассогласование в сроках и  скорости поступления данных, что  снижает степень их обработки.  Кроме того, при обработке данных  в органах государ-ственной власти, при подготовке информации для должностного лица всегда присутствует политический компонент, и этот фактор также нужно учитывать при формировании информационного потока. Ограниченные возможности человека, недоверие управленцев к некоторым данным (в первую очередь полученным с помощью компьютеров), умышленное введение фальсифицированных данных в информационный поток не позволяют на практике качественно переработать нужное количество данных в срок.

 

      Таким образом,  основные функции информационной  технологии управления в органах   государственной власти видятся   в следующем:

 

      1) обеспечение  лица, принимающего  решение, достоверной  и своевременной  информацией;

 

      2) осуществление  качественного преобразования  информации, т.е. доведение ее до вида  и объема, которые способен осмыслить  человек;

 

      3) создание  условий, при которых  руководитель  может принимать  и реализовывать  решения, основываясь  одновременно  и на объективной  информации, и на факторах субъективного   характера – личном опыте,  интуиции, мотивации, ценностях.

 

      Исполнение  этих функций позволит оптимизировать  информационное обеспече-ние процесса политико-административного управления современной России.

 

1.4.  Информатизация  органов  исполнительной власти  - путь  к эффективному    

 

        управлению 

 

      Важнейшим  фактором, определяющим эффективность   государственной власти, является  уровень  ее информационного  обеспечения, степень  оснащенности  современными техническими, технологическими  и телекоммуникационными системами.  Основу информационного обеспечения  органа государственной власти  составляют информацион-ные ресурсы, под которыми понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах  [2.27. с.87].

 

      Информационные  ресурсы являются центральной  частью информационных систем. Соответствие  информационных ресурсов потребностям  органов государственной власти  в значительной части определяет  эффективность создаваемых информационных  систем. Если назначение информационной  системы состоит в предоставлении  государственным органам или  руководителям информации, обеспечивающей  принятие обоснованных и эффективных  решений, то информационные ресурсы  предоставляют данные, которые обрабатываются  технологическими процедурами, персоналом  и преобразуются в информацию  для подготовки и принятия  управленческих решений.

 

      Информационные  ресурсы государства – это   его национальное достояние. Количество, качество и доступность информационных  ресурсов уже сейчас во многом  определяют уровень развития  государства, его статус в мировом  сообществе, влияют на положение  и политику государства и, бесспорно,  станут определяющим фактором  политического развития в XXI веке. В связи с этим важнейшее  значение приобретает разработка  и развитие информационных систем, обеспечивающих информационными  ресурсами высшие органы власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Среди множества  вариантов телекоммуникационных  технологий бесспорным лидером  за последние  годы стал  Интернет. Сегодня он является  важнейшим элементом информационной  инфраструктуры мирового сообщества. Темпы распространения Интернет  носят взрывной характер, на российском  рынке общедоступных телекоммуникационных  сетей он вытесняет всех конкурентов.

 

      Вместе  с тем, Интернет ввел в лексикон  специалистов новый термин "компьютерная  безопасность ". Вопрос защиты  данных в глобальных компьютерных  сетях требует особой и тщательной  проработки, особенно – если это  касается внедрения Интернет  в органы государственной власти. Этот вопрос также несет политический  компонент, поскольку непосредственно  связан с национальной безопасностью  России: ведь информация является  ценнейшим ресурсом государства.

 

      В то  же время международная компьютерная  сеть Интернет сегодня представляет  собой самую демократичную и быстрорастущую систему доступа к электорату. С точки зрения западных и некоторых отечественных экспертов, Интернет вполне реально станет в ближайшие пять лет основным средством обеспечения открытости власти для широкой публики, что, безусловно, следует учитывать к реальной практической деятельности. К примеру, по оценкам экспертов на следующих выборах американский, канадский и европейский избиратель сможет изъявить волю, не отрываясь от клавиатуры своего персонального компьютера, с помощью "электронных кабинок" для голосования. И темпы компьютеризации подсчета голосов, и скорость развития коммуникаций дают весьма серьезные основания для такого прогноза.

 

      Новые технические  средства и приемы в  политическом  процессе могут быть использованы  для проведения опросов общественного  мнения с "моментальным " подведением  их результатов, в проведении  оперативных политических дискуссий,  для организации референдумов  и т.д. От постановки задачи  до получения результата проходит  несколько часов. Естественно,  такие схемы работы требуют  наличия соответствующих компьютерных  сетей, специалистов, весьма существенных  финансовых затрат (правда, они вполне  соизмеримы с прошлыми затратами  на командировки, тиражирование,  перевозку социологических бюллетеней, ручную обработку анкет и т.д.) Новые компьютерные технологии  получили настолько большую [2.17. c.45] популярность, что в современной  западной политологии их характеризуют  как средства всеобщей демократизации  общества.

 

      В российских  условиях уже несколько  лет  в кремлевской резиденции президента  России действует компьютерный  ситуационный аналитический центр,  главная задачи которого – оперативное и опережающее информационное обеспечение главы государства о положении в стране и в мире. Президент и службы его помощников получают возможность использовать центр для анализа наиболее важных проблем и принятия оперативных решений. Новая структура представляет собой уникальную локальную сеть с подключением к ней внешних источников информации, позволяет моделировать ситуации и вырабатывать управленческие решения главы государства.

 

      Эти возможности  открывают дорогу плюрализму, широким  возможностям для замены представительной  демократии демократией  участия,  не нанося ущерба ни одному  демократическому институту. Для  обозначения данного  феномена  существует даже специальное  понятие "теледемократия". Однако было бы опрометчиво однозначно оценивать значение и роль новейших средств телекоммуникации [2.18. с.98].

 

      К примеру,  в России не прекращаются весьма  критичные выступления в связи   с запуском Государственной автоматизированной  системы "Выборы". Многие аналитики  отмечают ее "слабые места", связанные с вероятностной возможностью  электронного манипулирования итогами  выборов, возможностью создания  электронных досье на всех  российских граждан, и тем самым  обвиняют государство в нарушении  определенных прав и свобод.

 

      Подобные  проблемы существуют и в странах   Запада. В самом начале внедрения  "электронного голосования"  подвергалась сомнению объективность  и достоверность  его результатов. 28 октября 1980 г. телекомпания Эй-би-си  после телевизионных дебатов  между Р. Рейганом и Дж. Картером, транслировавшихся на все штаты  США, предложила телезрителям  позвонить по определенным телефонам  для выяснения их мнения о  том. кто выиграет на предстоящих президентских выборах. После подсчета около 727 тыс. звонков оказалось, что Рейган по популярности почти в два раза превосходит претендента Картера.

 

      Оспаривая  в данном случае соответствие  результатов  опроса телезрителей  действительным позициям электората  по стране в целом, советники  Картера указывали на ряд факторов, которые, по их мнению, повлияли  на эти результаты: во-первых. теледебаты транслировались во время, более удобное для зрителей западных штатов, где Рейган пользовался большей популярностью; во-вторых, из городов труднее звонить на студию из-за загруженности телефонных линий, чем из сельской местности (в городах было больше сторонников Картера); в-третьих, не исключалась возможность нескольких звонков одного человека; в-четвертых, стоимость одного телефонного звонка составляла 50 центов, что снижало желание наиболее бедных слоев населения, традиционно голосовавших за демократов, участвовать в опросе. Говорить о применимости подобной технологии в российских условиях можно лишь с саркастической усмешкой: к примеру, уровень телефонизации в стране (за Уралом) достигает 7-15%.

Информация о работе Информационное обеспечение органов исполнительной власти