Информация и ее роль в муниципальном управлении

Автор: v********@icloud.com, 26 Ноября 2011 в 08:26, доклад

Описание работы

Всякое управление включает в себя процесс сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации для превращения ее в управленческие решения. Информационный ресурс в наше время играет в сфере муниципального управления не менее важную роль, чем материальные, трудовые, энергетические, финансовые и другие ресурсы. В общем смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д.

Информация является связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации. Она позволяет осуществлять обратную связь и корректировку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Она служит "предметом длительного пользования" и не теряет своих свойств в результате неоднократного потребления.

Работа содержит 1 файл

Реферат1.docx

— 38.53 Кб (Скачать)

     Множественность повторяющейся, тождественной информации, необходимость правильной передачи и адекватного восприятия ее смысла, актуальность быстрого поиска нужной информации и другие причины обусловливают  целесообразность унифицированных, стандартных форм ее выражения и закрепления, широкого использования типовой документации, повышения качественного уровня и уплотнения содержания информации в каждом ее носителе. Образцы, эталоны различных документов, в том числе и управленческих решений, особенно связанных с разрешением определенного класса задач, ситуаций, вопросов, существенно помогают в работе над информацией и повышают ее качество. Поэтому всем государственным служащим целесообразно хорошо знать документоведение.

     Формализация  работы с управленческой информацией  создает предпосылки для более  обоснованного распределения компетенции  государственных органов. Ведь очевидно, что если какому-либо органу приходится обрабатывать много стандартной, однообразной, рутинной информации, то это означает не что иное, как завышение уровня решения данного вопроса (или вопросов) и необходимость его передачи на нижестоящий уровень. При правильном распределении компетенции не может быть такого положения, при котором орган решает тот или иной вопрос по заведенному шаблону.

     Обоснованной  формализации работы с управленческой информацией благоприятствует использование научных процедур и правил отбора, анализа и оценки информации. Особо актуальна методология системного подхода, обеспечивающая согласованное познание многих явлений и процессов, их классификацию и субординацию, выявление в них определенных объективных закономерностей и отношений. Практически все процедуры, правила, операции, ведущие к познанию истины и ее доказательству, применимы в работе с управленческой информацией. К примеру, конкретные социологические исследования, сбор и анализ информации несколькими, условно говоря, "конкурирующими" группами, экспертная проверка информации соответствующими специалистами, вероятностно-статистические процедуры и т.д.

     Состояние информационного обеспечения государственного управления во многом зависит от распределения информации внутри государственного органа и ее качества. На первом месте здесь стоит информационное обслуживание руководителей или руководящего звена. Эта категория должна очень хорошо владеть информацией, входящей и исходящей. На второе место можно поставить вопрос о распределении информации между должностными лицами, в частности, о том, должен ли кто-либо еще, кроме непосредственного исполнителя, знакомиться с соответствующей информацией. Руководитель может и должен маневрировать движением информации в возглавляемом государственном органе, не допускать, чтобы кто-либо монопольно владел какой-то частью информации, так распределять информацию, чтобы она всегда рассматривалась объективно. Необходимо также добиваться доступности информации для всех должностных лиц этого органа, ибо подобное способствует лучшему исполнению служебных функций.

     В информационной работе весомое место  принадлежит контролю за информацией, точнее, контролю за воплощением в жизнь тех интересов, запросов, требований, задач и т.д., которые выражены и закреплены в информации. Можно назвать такие направления контроля информации: контроль за аутентичностью понимания содержания информации; контроль за соответствующим (по принадлежности, назначению и т.п.) движением информации; контроль за превращением содержания информации в социальную практику: конкретные поступки, действия, преобразования; контроль за соответствием отчетной информации директивной. Руководители государственных органов, специальные контрольные подразделения последних должны придавать контролю информации непрерывный характер, внимательно следить за передатчиками, приемниками и каналами связи информации, четко представлять контролируемые параметры информации и критические точки в ее реализации, уметь не только своевременно улавливать, но и предупреждать возможные отклонения, неувязки или ошибки в информационной работе. Особо важно, чтобы в центре контроля находились обратные связи в информационных потоках. 

     Информационные  технологии и системы в муниципальном управлении

     Информационное  обеспечение муниципального управления в современных условиях невозможно без использования современных  информационных технологий, программных  средств, баз данных и систем управления ими.

     Система информационного обеспечения органа местного самоуправления - это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических  компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления. Структура  информационной системы муниципального образования, внедрение новых информационных технологий определяются функциями этой системы, текущими и перспективными задачами. Почти во всех органах местного самоуправления сегодня есть персональные компьютеры, частично используются локальные компьютерные сети. В то же время развитие компьютеризации в большинстве местных администраций проходит бессистемно. Современные технологии построения информационных систем почти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве.

     Современный подход к использованию информационных технологий в муниципальном управлении требует создания системы, включающей центральный сервер, компьютеризированные рабочие места и сеть, связывающую их с центральным сервером. Такая система предоставляет полный набор функций по работе с документами в соответствии с требованиями и стандартами российского делопроизводства и способна поддерживать схемы делового документооборота муниципальных органов: горизонтальную (переписка внутри муниципалитета), вертикальную (организационно-распорядительные документы), внешнюю (входящая и исходящая корреспонденция). Назначением системы является автоматизация работы с документами, фиксация пути прохождения документа от его поступления или создания до списания в дело, контроль на каждом этапе рассмотрения, получение справочной информации, анализ документооборота.

     Планомерное формирование в органах местного самоуправления собственных информационно-аналитических  служб как важнейших структурных  подразделений позволит значительно  повысить эффективность и качество управленческих решений. Применение информационных технологий и систем в отдельных  сферах муниципальной деятельности помогает решать следующие задачи.

     В сфере учета и социальной защиты граждан:

     - ведение автоматизированного паспортного  учета граждан, создание баз  данных по половозрастному составу  населения, призывному возрасту, занятости, социально незащищенным  группам, миграции, повышение на  этой основе качества работы  с населением, сокращение очередей  при получении справок, выписок;

     - автоматическое формирование и  выведение на печать различных  форм учета и отчетности о  составе населения, формирование  списков жителей по специальным  запросам органов государственной  власти и местного самоуправления (избиратели, школьники, пенсионеры, призывники и т.д.);

     - ведение автоматизированного учета  доходов семей для начисления  социальных льгот и субсидий;

     - ведение лицевых счетов персонифицированного  учета социальных льгот и социальных  выплат отдельным категориям  граждан, включая жилищные субсидии.

     В сфере жилищно-коммунального хозяйства:

     - сбор, регистрация, хранение, обработка  информации о техническом состоянии  жилищного фонда;

     - оперативный учет потребления  энергоресурсов и воды;

     - контроль технических параметров  систем жизнеобеспечения и дистанционное  управление объектами;

     - бухгалтерский учет и расчеты  платежей за жилищно-коммунальные  услуги (создание компьютеризированных  муниципальных расчетно-кассовых  центров).

     В сфере управления использованием территории города (геоинформационные системы) основной задачей является создание и ведение многослойной электронной  карты (плана) города. Объектами компьютеризированного  учета на этой карте могут быть:

     - земельные ресурсы территории (земельный  кадастр) по каждому земельному  участку в разрезе прав собственности  на землю, функционального назначения  отдельных участков, их стоимостной  оценки и др., формирование на  этой основе базы данных для  взимания платы за землю;

     - генеральный план города (градостроительный  кадастр);

     - инженерные коммуникации разного  назначения;

   - объекты недвижимости (инвентаризация, размещение и стоимостная оценка  объектов недвижимости, основных  фондов, техническое состояние строений);

   - дороги и транспорт (сведения  о техническом состоянии дорог,  качестве покрытия, технической  характеристике мостов, проездов, переездов,  дорожных знаках, экономические  данные об использовании дорог  для грузовых и пассажирских  перевозок и т.п.);

   - экология (сведения о состоянии  атмосферы, почв, шумовом и ином  загрязнении отдельных участков  территории, формирование базы данных  для расчета платежей за загрязнение  городской среды);

   - потребительский рынок (размещение  объектов торговли, общественного  питания и бытового обслуживания  населения);

   - общественная безопасность (размещение  объектов и постов ГИБДД, пожарной  охраны, охраны общественного порядка,  постов наблюдения, учреждений системы  "медицины катастроф", автоматизированное  слежение за фактическим расположением  патрульных машин, дислокация  зон эвакуации и маршрутов  следования для предприятий и  населения при чрезвычайных ситуациях  и т.п.);

   - объекты социальной сферы (размещение  образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, досуговых  зон, учреждений социальной защиты  и т.п.);

   - объекты и системы связи и  телекоммуникаций, их размещение.

     Используя возможности современных геоинформационных  технологий, ряд администраций городов  приступил к созданию собственных  муниципальных кадастров. Они представляют собой системы слоев (частных  кадастров), наносимых на единую электронную  подоснову. Ответственным за ведение  каждого слоя является соответствующее  структурное подразделение администрации  или предприятие (например, водоканал, теплосеть). Организацией деятельности всей геоинформационной системы  города, обеспечением ее технического и программного единства может заниматься специальная служба муниципального кадастра.

     В сфере управления муниципальными финансами:

     - разработка прогнозных вариантов  местного бюджета в зависимости  от возможных изменений отдельных  параметров (изменения налоговых  поступлений от отдельных плательщиков, цен и тарифов на ресурсы  и т.п.);

     - создание компьютеризированной  системы муниципального казначейства, в которую должна быть встроена  система муниципальных контрактов, предусматривающих расходование  бюджетных средств (подробно об  этом сказано в главе 6). Такая  работа ведется во многих городах. 

     Использование Интернета в муниципальном  управлении

     Интернет  открывает широкие возможности  для совершенствования муниципального управления. Наиболее эффективно они  могут быть использованы при создании муниципального сайта, ориентированного как на население города, так и  на внешних пользователей. Его примерное  содержание может быть следующим.

     1. Представительская и деловая информация: визитная карточка города (приветствие главы муниципального образования, основные показатели и характеристики); хозяйствующие субъекты (характеристика основных предприятий, финансовых структур, научных организаций, вузов и т.п. со ссылкой на их сайты); данные о стратегическом плане развития, основных городских программах развития, федеральных и региональных целевых программах, в которых участвует город; паспортные данные об имеющихся инвестиционных проектах и деловых предложениях предприятий города; молодежная страница; план города с указанием основных транспортных объектов и схем движения транспорта; информация для деловых людей и туристов (гостиницы в городе и окрестностях, проезд, питание, отдых, развлечения); достопримечательности города и его окрестностей.

     2. Справочная и оперативная информация: городские новости; история и  текущая статистика; страницы городских  служб и организаций; состояние  рынка труда и занятости населения;  телефонный и адресный справочник; данные о средствах массовой  информации города; городская доска  объявлений; обратная связь (место  для информации и вопросов  пользователей сайта).

     Информация  на сайте может быть представлена как на русском, так и на других языках. Повышению привлекательности сайта и росту его посещаемости могут способствовать фотогалерея, веб-камера (например, наблюдение за главной улицей или площадью города в режиме обновления кадра), новости дня города, книга жалоб, предложений и обращений, интернет-приемная главы муниципального образования, рубрика "Ваше мнение о..." (проблемный блок), прогноз погоды, гостевая книга, система поиска по сайту и т.д. Сайт может развиваться, обрастая новыми функциями и возможностями.

Информация о работе Информация и ее роль в муниципальном управлении