История развития местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Дореволюционный этап.
Местное самоуправление в советский период. Местное самоуправление России в переходный период. Развитие местного самоуправления в послереформенный период.

Работа содержит 1 файл

История развития местного самоуправления.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Московской области в объеме 15 370,2 млн. рублей.

Для стимулирования увеличения доходной базы бюджетов муниципальных образований Московской области три четверти расчетных дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов), или 11 601,0 млн.рублей, заменены дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц и налога на имущество организаций, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет Московской области;

дотаций бюджетам поселений Московской области, в том числе городским округам по осуществлению ими полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений, на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в сумме 84,1 млн.рублей;

дотаций бюджетам поселений Московской области, в том числе городских округов, на сбалансированность бюджетов поселений Московской области в сумме 670,6 млн.рублей.

Предоставление бюджетам поселений дотаций на сбалансированность, которые ранее не использовались в практике межбюджетного регулирования, имело целью смягчение последствий при проведении реформы местного самоуправления и обеспечение финансовыми ресурсами решения вопросов местного значения, закрепленных за поселениями;

субсидий бюджетам муниципальных образований Московской области в объеме 13 939,7 млн. рублей.

 

Разработаны соответствующие рекомендации по созданию на территории каждого муниципального района Московской области Коллегий по местному самоуправлению.

Целью создания данных органов является совершенствование механизма взаимодействия муниципальных районов и поселений для повышения эффективности решения вопросов местного значения.

Для их создания органы местного самоуправления муниципального района и заинтересованных поселений заключают Соглашение о межмуниципальном сотрудничестве. Для оказания органам местного самоуправления методической помощи по созданию Коллегий органами государственной власти Московской области разработано Типовое соглашение о межмуниципальном сотрудничестве.

В Московской области эта практика формирования Коллегий «прижилась», и сейчас на ее территории – в частности, в Мытищинском, Люберецком районах – данные органы созданы и успешно функционируют.

 

Проведена работа по созданию в Московской области регистра муниципальных правовых актов.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ в каждом субъекте Российской Федерации с 1 января 2009 года должен вестись регистр муниципальных правовых актов, в который включаются все нормативные правовые акты органов местного самоуправления. 

С целью реализации данного полномочия в Московской области принят Закон Московской области от 05.12.2008 № 193/2008-ОЗ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области». В его развитие 23.12.2008 принято постановление Правительства Московской области, регламентирующее порядок ведения регистра и устанавливающее уполномоченный орган – Министерство по делам территориальных образований Московской области.

Завершен основной этап работ по приведению границ муниципальных образований в соответствие с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ субъекты Российской Федерации должны привести границы муниципальных образований в соответствие с требованиями градостроительного и земельного законодательства. До этого одним из важнейших этапов реализации муниципальной реформы стало описание границ муниципальных образований, которое было окончено еще в 2005 году.

В рамках данной работы в Московской области проведена аэрофотосъемка всей территории, изготовлены ортофотопланы, составлены землеустроительные дела и каталоги координат границ всех муниципальных образований Московской области.

Завершена подготовка вновь образованных поселений по основным отраслевым направлениям.

В течение переходного периода профильными министерствами и ведомствами Московской области проводилась работа по повышению готовности муниципальных образований к реализации своих полномочий в соответствующих сферах.

 

 

По всем ключевым направлениям, а именно, финансы и бюджет, экономика, имущественные отношения, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, культура, муниципальная служба, уполномоченными министерствами и ведомствами проведены совещания с главами как муниципальных районов, так и поселений, подготовлены необходимые нормативные документы и разъяснения.

 

 

При этом, особое внимание уделялось таким социально-важным вопросам, как ЖКХ, снабжение населения теплом, электричеством, водой и газом.

 

 

Так, в сфере ЖКХ, в целях сохранению единства районных комплексов жилищно-коммунального хозяйства и недопущения дифференциации тарифов, проведены работы по созданию межпоселенческих предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В частности, обеспечено создание акционерных предприятий в сфере ЖКХ, в которых поселениям принадлежат соответствующие доли, или единых районных предприятий, которым поселения передали в аренду соответствующие коммунальные объекты.

 

Развитие местного самоуправления в послереформенный период.

 

С вступлением с 1 января 2009 года Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в силу в полном объеме начался новый этап в развитии системы местной власти, в том числе в Московской области.

С 2009 года субъекты Российской Федерации не имеют права самостоятельно определять вопросы местного значения, решаемые муниципалитетами: все поселения независимо от уровня доходов и бюджетной обеспеченности осуществляют одинаковый объем полномочий, установленный Федеральным законом № 131-ФЗ.

 

 

Однако Федеральный законом № 131-ФЗ предусматривает механизм, который позволяет данный процесс частично выравнивать – соглашения о передаче полномочий, заключенные между районами и поселениями. Реализуя эту возможность, в целях сохранения стабильности и качества жизни населения, поселения передают часть своих полномочий, к осуществлению которых они не готовы, на районный уровень посредством заключения соглашений.

 

 

Среди переданных районам полномочий наиболее важными являются:

1. Формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2. Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

3. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

4. Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных работ;

5. Организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке.

Всего на территории Московской области на 2009 год, например, было заключено 282 соглашения. Реализация этого механизма дала возможность органам местного самоуправления осуществлять все возложенные на них полномочия и способствовала бесперебойному оказанию услуг населению.

 

В целях реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Московской области от 05.12.2008 № 193/2008-ОЗ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Московской области» с января 2009 года осуществляется работа по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Московской области (далее – Регистр).

 

 

В целом указанная работа ведется достаточно успешно. В течение 2009 года Министерством получено и проанализировано 24456 муниципальных правовых актов, принятых 371 муниципальным образованием. Из них включено в Регистр 20024 акта, возвращено по причине ненадлежащего оформления либо отсутствия признаков нормативности – 4432. В 2010 году количество муниципальных правовых актов, принятых для включения в Регистр, составило 14429, возвращенных в муниципальные образования в связи с ненадлежащим оформлением либо отсутствием признаков нормативности – 2935, включенных в базу данных Регистра – 16295.

 

 

Учитывая данные показатели, Московская область занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации по количеству документов, включенных в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

 

С 1 января 2009 года в связи с созданием 2-х ЗАТО – Власиха и Звёздный городок, а также в связи разделением сельского поселения Ермолинское Талдомского муниципального района на 2 поселения – Ермолинское и Квашёнковское, число муниципальных образований в Московской области достигло 381. Из них: 38 городских округов, 36 муниципальных районов, 114 городских и 193 сельских поселения.

 

В Московской области завершается работа по уточнению установленных границ муниципальных образований Московской области и описанию их в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

 

 

На сегодняшний день уже проведена основная работа, в том числе осуществлена комплексная крупномасштабная аэрофотосъемка территории области, на ее основании подготовлены ортофотопланы территорий и проекты границ муниципальных образований, составлены соответствующие каталоги координат прохождения ранее утвержденных границ, подготовлены проекты законов Московской области.

 

 

Данная работа ведется по 69 муниципальным районам и городским округам, по 52 из них в настоящее время Московской областной Думой уже приняты соответствующие законы, закрепляющие границы муниципальных образований в виде координат, еще 6 законопроектов находится на рассмотрении в Московской областной Думе.

 

 

Кроме того, подготовлены и направлены в муниципальные образования для подготовки законодательной инициативы 4 проекта законов Московской области, уточняющих границы муниципальных образований, 2 проекта закона находятся на согласовании в Правительстве Московской области, еще 3 законопроекта разрабатываются Министерством по делам территориальных образований Московской области.

По Серпуховскому муниципальному району и городскому округу Серпухов работа по согласованию границ продолжается.

 

Специализированным органом государственной власти Московской области, координирующим взаимодействие исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления, является Министерство по делам территориальных образований Московской области (далее - Министерство).

 

 

Министерство проводит правовые экспертизы и вырабатывает рекомендации органам местного самоуправления о приведении муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Кроме того, Министерство активно участвует в решении территориальных споров между муниципальными образованиями, возникающих в ходе работы по описанию границ в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

 

 

Одним из направлений деятельности Министерства является оказание методической поддержки органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

 

 

В этих целях был создан сайт «Развитие местного самоуправления в Московской области», на котором помимо методических рекомендаций размещается оперативная информация о состоянии муниципального законодательства, новости и другая актуальная информация.

 

 

В целях оказания содействия органам местного самоуправления Министерство рассматривает и подготавливает ответы на обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления с разъяснением интересующих вопросов.

Также Министерство проводит совещания и семинары с муниципалитетами для оказания организационной и методической помощи.

Так, например, в 2010 году Министерством было организовано и проведено 7 выездных семинаров с представителями органов государственной власти Московской области на тему: «Методическая поддержка органов местного самоуправления».

 

 

Данное мероприятие было проведено с целью оказания практической помощи органам местного самоуправления по вопросам, связанным с реализацией Федерального закона       № 131-ФЗ, подготовкой и принятием муниципальных нормативных правовых актов, а также ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов Московской области.

В 2011 году Министерством при участии прокуратуры Московской области, представителей Управления государственной и муниципальной службы Московской области, Совета муниципальных образований Московской области был проведен семинар для органов местного самоуправления Московской области на тему: «Проблемы муниципального нормотворчества и пути их решения в Московской области».

 

 



Информация о работе История развития местного самоуправления