Эффективное развитие развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы в наши дни неоспорима. Развитие предпринимательства – это развитие страны, выход из многих проблем и решение задач, стоящих перед нашей республикой и нами, ее жителями.
Было время, когда общественность оценивала предпринимателя негативно. Ветхий завет запрещал взимание процента, Иисус Христос в своих проповедях рассматривал богатство как бесплодное расточительство. Аристотель считал деятельность купца и предпринимателя недостаточной, мерзкой, греховной.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Эволюция предпринимательства. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Виды и формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Социально-экономическая роль малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . 12
Предпринимательство в Иркутской Области. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 15
Развитие малого бизнеса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Особенности малого бизнеса в Иркутской Области. . . . . . . . . . . . . 17
Государственная поддержка предпринимательства. . . . . . . . . . . . . .20
Региональное размещение субъектов предпринимательства. . . . . . 30
Прогнозирование развития предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

География рынков малого предприятия в значительной мере определяет его выживание и развитие. Выбор рынков сбыта зависит от многих факторов - вида деятельности, уровня конкурентоспособности, стратегии менеджеров, а также от специфики региона, где находится предприятие. Региональные особенности прежде всего проявляются в емкости внутреннего рынка. В случае, если внутренний рынок для определенного товара является недостаточным (узкая "ниша", малонаселенный район или низкая покупательная способность населения), расширение географических рынков может стать насущной необходимостью. Более того, в странах с ограниченным внутренним рынком (например, Эстония, Словакия, Молдова) вопрос об экспортной ориентации предприятия может возникнуть уже на этапе его становления. Так, исследование, проведенное в странах Балтии, показало, что эстонские малые предприятия относительно более активно (по сравнению , например, с Польшей) занимаются экспортом, что обусловлено высокой покупательной способностью малочисленного населения страны.

Для малых предприятий  рынок классифицируют не только на внутренний и внешний. В рамках первого  выделяют региональный рынок (ограниченный определенным городом, районом или областью) и национальный (страна в целом). Внешние продажи предприятий, осуществляемые за пределами своего региона, позволяют увеличить доход не только самих предприятий, но и регионов. Однако, хотя малые фирмы и имеют потенциальные возможности для осуществления внешних продаж, они, как правило, ограничиваются рынком своего региона. Об этом свидетельствует опыт западных стран. Указанный вывод нашел подтверждение и в результатах исследований.

По данным результатов, большинство малых предприятий в основном работает на региональном рынке. Так, 64% украинских фирм более половины продаж осуществляют в своем регионе, в России таких фирм - 58%, в Молдове - 69%. Зависимость малых фирм от местного рынка в значительной степени определяется видом деятельности. Например, предприятия торговли и сферы услуг больше ориентированы на местный рынок, чем на производственные фирмы. Таким образом, государственная поддержка экспортной деятельности в первую очередь должна быть направлена на промышленные предприятия, что позволит быстрее и эффективнее увеличить внешние продажи малого бизнеса. Если сопоставить географию рынков малых фирм, расположенных в столицах и в периферийных регионах, можно отметить, что в Могилеве и Виннице продажи более ориентированы на местные рынки.

Во всех трех странах  фирм-экспортеров оказалось немного, при этом основные зарубежные рынки  находятся с СНГ или Центральной  и Восточной Европе:

 

Таблица 1.   Малые предприятия, имевшие в 2004 г. зарубежные рынки

(по странам)

 

Страна

СНГ / Центральная и Восточная Европа

Другие страны

Украина

Беларусь

Молдова

15%

39%

24%

5%

7%

7%


 

Сравнительно меньший  процент фирм-экспортеров в Украине  можно объяснить тем, что внутренний рынок этой страны намного превышает  рынок России и, тем более, Молдовы. В результате проблема поиска внешних рынков для украинских малых фирм не стоит так остро, что должно вызывать обеспокоенность предпринимателей, поскольку ориентация предприятий преимущественно на внутренние рынки существенно сокращает потенциальные возможности их роста. Опрос выявил также значительные различия между географией внешних рынков столичных и периферийных фирм:

 

Таблица 2.      Малые предприятия, имевшие в 2004 г. зарубежные рынки (по регионам)

 

Регион

СНГ / Центральная и  восточная Европа

Другие страны

Киев

Винница

Минск

Могилев

17%

8%

46%

15%

7%

1%

15%

2%


 

Частично эти региональные различия можно объяснить особенностями  выборки: в Могилеве в опросе участвовали  более мелкие предприятия, которым  труднее развивать внешние рынки. С другой стороны, указанные различия определяются разной степенью доступности внешних рынков: на периферии фирмы находятся в худшем положении в отношении доступа к информации, внешним источникам финансирования, другим услугам по развитию экспорта.

Значительно процент  малых фирм зарегистрировали увеличение объемов продаж  в 1997-1998 г.г. (в Украине -43%, в России - 55%, в Молдове -35%). Однако в основном это достигалось посредством расширения уже освоенных рынков, а не за счет продвижения на новые географические рынки.

 

Малое предпринимательство, как уже говорилось, представляют три типа субъектов хозяйствования: малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства  и индивидуальные предприниматели. По первым двум существуют официальные данные. Хотя, к сожалению, они недостаточно верны, так как не все малые предприятия и фермерские хозяйства представляют статистическую отчетность. В имеющейся же информации наиболее достоверный показатель, отражающий уровень их развития, - количество зарегистрированных субъектов хозяйствования на 1000 жителей конкретной территории. Сведения о результатах работы индивидуальных предпринимателей вообще отсутствуют. Оценить ее можно только косвенно - по данным налоговых инспекций о величине поступивших от них налогов и платежей. Поэтому, рассматривая развитие малого предпринимательства на территории ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, необходимо ориентироваться на количество субъектов хозяйствования на 1000 жителей (рис. 1).

Учитывая, что для областей ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в основном характерны общие территориальные тенденции и проблемы в развитии малого предпринимательства, эффективным направлением региональной политики по его поддержке было бы акцентирование внимания на районном уровне, имеющем более ярко выраженные диспропорции.

Таким образом, вышеизложенные факты говорят о том, что региональная политика по поддержке малого предпринимательства ведется в основном интуитивно – без опоры на четко разработанные правила. Поэтому, на мой взгляд, следует:

  • Создать полную и ясную информационную базу по малому предпринимательству; подспорьем для решения данной проблемы могло бы стать выборочное исследование субъектов хозяйствования данного типа, включая индивидуальных предпринимателей
  • Больше внимания уделять районам и малым городам, так как здесь ярче выражены диспропорции в социально-экономическом развитии
  • Проводить предварительный анализ с учетом факторов развития предпринимательства в районе, городе и решения социально-экономических проблем, то есть осуществлять адресный и дифференцированный подход; с одной стороны, районы и города, имеющие более низкие показатели социально-экономического развития, для преодоления диспропорций потребуют больших вложений, с другой – вложение средств в регионы, имеющие благоприятные факторы для развития предпринимательства, позволит получить максимальный эффект и более полно использовать потенциальные возможности малого бизнеса
  • Создавать объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в соответствии с результатами маркетинговых исследований по выявлению услуг, наиболее необходимых для предпринимателей данного района или города

 

 

 

 

 

 

2. 5  ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Прогнозирование – сложный, многоступенчатый процесс,  для которого характерны многоаспектность, наличие  большого числа обратных связей, что  обуславливает необходимость использования разнообразных подходов и методов.

На начальном этапе  прогнозирования целесообразно  использовать методы экстраполяции, среди  которых  наиболее приемлемыми в  современных условиях в данной сфере  являются методы подбора функций  и экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом. Первый метод позволяет осуществить выбор оптимальной функции, описывающей динамический ряд по инвестициям, с помощью которой определяется зависимость показателя (инвестиций) от фактора времени. Второй метод позволяет учитывать старение данных, используемых для прогнозирования инвестиций, и с помощью параметра сглаживания обеспечивает получение параметров тренда, характеризующих тенденцию, сложившуюся к моменту последних наблюдений.

 

 

Таблица .  Динамика развития предпринимательства

 

 

1993*

1994*

1995*

1996*

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Количество малых предприятий  на конец года, тыс.  единиц**

7,8

11,1

11,4

14,2

14,8

23,8

24,3

28,1

29,6

28,3

27,8

29,4

Количество индивидуальных предпринимателей на конец периода, тыс.  чел.

27,5

47,8

100,7

145,7

165,4

148,6

118,8

126,0

130,7

158,4

142,8

147,5

Численность работников на малых предприятиях на конец периода, тыс.  чел. **

234,8

257,7

205,8

232,8

176,9

319,1

335,8

388,7

425,2

385,8

380,6

385,1


 

 

    На основе этих данных, используя пакет программ «ПЭР» , спрогнозируем на 2 года (2005 и 2006) основные показатели развития предпринимательства, приведенные в данной таблице. На больший срок прогнозирование нецелесообразно, так как существует множество влияющих факторов, которые невозможно учесть.

 

 

 

 

 

 

 

  1. «ПЭР»: используем блок временные ряды

 

 

      

 

 

      

 

      

 

 

 

 

 

Используя метод экспоненциального  сглаживания с регулируемым трендом  мы получили данные, исходя из которых  можно вывести следующую таблицу:

 

1993*

1994*

1995*

1996*

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005 

2006

Количество малых предприятий  на конец года, тыс единиц**

7,8

11,1

11,4

14,2

14,8

23,8

24,3

28,1

29,6

28,3

27,8

29,4

30,5

 

31,6

 

 

Количество индивидуальных предпринимателей на конец периода, тыс.  чел.

27,5

47,8

100,7

145,7

165,4

148,6

118,8

126,0

130,7

158,4

142,8

147,5

149,3

 

152,6

 

 

Численность работников на малых предприятиях на конец периода, тыс.  чел. **

234,8

257,7

205,8

232,8

176,9

319,1

335,8

388,7

425,2

385,8

380,6

385,1

394,1

 

402,2

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безусловно, роль и значение малого бизнеса возрастают с каждым годом.  Как свидетельствует мировой  опыт, одним из потенциальных источников экономического роста страны являются малые предприятия.  Они обладают гибкостью, инновационным характером, способностью к быстрому перестраиванию производства, создают конкурентную среду, а в итоге - повышают конкурентоспособность экономики государства.  С другой стороны, при достаточном уровне развития малый бизнес благоприятно воздействует на социальную обстановку: снижает безработицу, создает возможности для реализации творческого потенциала, насыщает рынок товаров и услуг, повышает уровень жизни населения.

В силу своей специфики  малые предприятия находятся  в значительной зависимости от местных условий.  Будучи вынужденными, искать незанятые ниши на местном рынке, они производят товары и используют ресурсы, нерентабельные для крупных предприятий, привлекают избыточную рабочую силу, ориентируются главным образом на местный спрос, иногда выпускают импортозамещающую, а подчас и экспортную продукцию.  Тем самым малые предприятия оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие не только  тех населенных пунктов, где они расположены, но и целых регионов.

Поиск механизмов использования потенциала малого бизнеса чрезвычайно актуален для России вследствие низкой эффективности экономики и необходимости ее структурной перестройки.  Сегодня страна столкнулась со значительным ростом безработицы, недостаточной насыщенностью рынка товаров и услуг, низким жизненным уровнем населения и другими социально-экономическими проблемами.  Острее всего их ощущают жители малых городов и сельской местности, где наиболее медленно создаются  предпринимательские структуры.  Таким образом, в республике необходимо разработать региональную политику по поддержке малого бизнеса, направленную на более полную реализацию преимуществ субъектов хозяйствования данного типа с целью выравнивания региональных диспропорций, что требует знания и учета факторов их развития.

Анализ деятельности малых предприятий в республике, видов товаров и услуг, которые  они производят или предоставляют  обществу, а также экономических  и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих организаций  и предприятий, позволяет констатировать очень неутешительный факт: предпринимательство в России не стало активной подпиткой экономики.

Одной из причин такого положения  является отсутствие целостной системы  управления предпринимательством, которая  охватывала бы уровень государства, региональный уровень управления и уровень непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства.

Информация о работе Эффективное развитие развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе