Эффективность местной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение органов местного самоуправления: дать определение понятия муниципальное управление; рассмотреть основные задачи муниципального управления; эффективность муниципального управления. Поскольку это имеет принципиальное значение для правильного понимания темы и представляет собой основу для всех законов РФ и ее субъектов и других правовых актов, связанных с вопросами местного самоуправления.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить понятие «управление»;
• рассмотреть специфику муниципального управления;
• выявить составляющие эффективности муниципального управления;
• обозначить пути повышения эффективности муниципального управления в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие муниципального управления…………………………….5
§ 1.1. Муниципальное управление в РФ………………………………………7
§ 1.2. Цель и перечень задач муниципального управления………………9
§ 1.3. Эффективность муниципального управления: основные критерии и показатели……………………………………………………………………………14
Глава 2. Анализ муниципального управления........................................18
§ 2.1. Проблемы эффективности муниципального управления……..18
§ 2.2. Пути совершенствования системы муниципального управления в России……………………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список…………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Эффективность местной власти.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

В настоящее  время местное самоуправление в  Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его  положение в политической системе  российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованные органы местного самоуправления позволят эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.12

Управленческие проблемы

Децентрализация государственного управления сама по себе еще не гарантирует эффективности  управления. Для построения эффективной  системы муниципального управления любым объектом необходимо решить следующие задачи:

  • адекватно описать объект управления;
  • определить цели и задачи управления;
  • выявить ограничения, препятствующие реализации целей и задач;
  • задать критерий качества управления.

На решении  этих задач основывается выбор структуры и функций системы управления.

Рассмотрим  более детально проблемы управления на уровне местной власти.

Цели и задачи управления

Целью любого уровня власти является обеспечение достойной  жизни людей. Задачи местного самоуправления определяются как проблемами местного значения, так и полномочиями, возлагаемыми на органы местного самоуправления государством.

Цели и задачи органов местного самоуправления являются необходимой составной частью планирования. Сегодня многие города осознали необходимость не только краткосрочного, но и стратегического планирования. Ряд городов уже разработало стратегические планы развития, в других городах эта работа только начинается, третьи – еще не пришли к этому.

Разработка  стратегических планов развития городов сегодня - не потребность в теоретических изысканиях, а насущнейшая необходимость.

При этом целесообразно  на федеральном уровне скоординировать  работу по стратегическому планированию городов. Это позволит избежать многих ошибок, сэкономить средства, не будет дублирования работ. Возможным путем решения этой проблемы могло бы стать создание на федеральном уровне «института стратегии развития городов».

Ограничения, препятствующие реализации целей и задач

Низкая эффективность  деятельности муниципальной власти обусловлена рядом факторов, в частности:

    • недостаточной и нестабильной финансовой базой;
    • нечетко определенными полномочиями, что касается как собственно компетенции местной власти, так и государственных полномочий, которыми наделяется местная власть;
    • низким уровнем квалификации муниципальных служащих.

Если недостаточность  финансовой базы еще значительное время  будет препятствовать местной власти нормально выполнять свои задачи, то ее нестабильность может быть устранена  урегулированием межбюджетных отношений и совершенствованием налогового и бюджетного законодательства.13

Компетенция местной  власти должна быть уточнена и структурирована  в соответствии с типом муниципального образования. И это должно быть четко  зафиксировано федеральным законодательством.

Что касается наделения  местной власти отдельными государственными полномочиями, давно назрела необходимость  принятия соответствующего федерального закона. Проект Федерального Закона «Об общих принципах наделения местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации» принят Государственной Думой еще 27 октября 1999 года. Однако он так и не дошел до Совета Федерации.

Низкий уровень  квалификации муниципальных служащих также не является неустранимым ограничением. Поступление на муниципальную службу должно быть только на конкурсной основе. При этом конкурсы при поступлении на муниципальную службу, как и регулярная аттестация муниципальных служащих, должны быть не менее жесткими, чем при поступлении в престижный вуз. Когда нет грамотных и добросовестных управленцев, никакие законы не помогут. При этом муниципальные служащие должны получать зарплату на уровне управляющего звена крупных предприятий или банков и размер ее должен существенным образом зависеть от квалификации и качества работы (а не только от положения на служебной лестнице). Нормативно-правовая база муниципальной службы должна быть существенно доработана.

Качество управления

Качество управления определяется, прежде всего, здоровьем  и уровнем жизни людей. Критерий качества должен формулироваться исходя из объективных показателей, таких как рождаемость, смертность, продолжительность жизни, уровень доходов разных групп населения. Такая информация есть в Госкомстате, и необходимо ее использовать при оценке качества управления любого уровня власти, в частности, органов местного самоуправления.

Кроме того, качество управления определяется затратами  на выполнение тех или иных функций. Необходима оптимизация расходов и  методики, позволяющие оценить, насколько  эффективно расходуются деньги налогоплательщиков. Подобные методики целесообразно разрабатывать на федеральном уровне, только так можно будет объективно оценивать работу местных властей, и сравнивать эффективность деятельности органов местного самоуправления различных муниципальных образований.

Финансовые проблемы органов местного самоуправления

Местное самоуправление, являясь властью наиболее приближенной к населению, к проблемам территории, на которой проживает население, оказалось наиболее финансово ущемленным в сравнении с другими уровнями власти. Неопределенность и неустойчивость полномочий органов местного самоуправления, утверждаемых  на федеральном уровне,  приводят к произволу по отношению к предметам ведения органов местного самоуправления со стороны государственной власти субъектов федерации. В результате финансовые ресурсы, оставляемые местному самоуправлению, не соответствуют тому кругу задач и функций, которые стоят перед ним. В этих условиях говорить об эффективном управлении просто бесполезно.14

§ 2.2. Пути совершенствования системы муниципального управления в России

 

Развитие муниципального управления и местного самоуправления находятся сегодня на переднем плане  демократических преобразований и  формирования гражданского общества в  России. Это – важнейшая задача, решение которой определяет как прочность системы гражданских институтов, так и возможности эффективной организации хозяйственной жизни на территориях России.

Перед определением устройств повышения эффективности  муниципального управления следует  найти аспекты эффективности - это способность муниципальных структур на различном уровне удачно решать экономические, социальные, денежные, организационные и остальные задачи, достигать поставленных целей, согласовывать и координировать экономические и политические интересы разных групп населения, действуя при всем этом в строго определенном правовом пространстве. Верно делегируя возможности, можно создать идеальный механизм, который будет поражать собственной эффективностью.15

Одним из вопросов, крайне актуальных для развития муниципального управления является уровень профессионализации его деятельности и, соответственно, кадровая обеспеченность. Отсюда, в свою очередь, вытекает актуальность вопроса подготовки и переподготовки кадров для сферы муниципального управления.

Развитие системы  местного самоуправления в России формирует  муниципальное управление как новую  сферу управленческой деятельности и новую профессиональную квалификацию. Это происходит из-за того, что задачи, с которыми сегодня имеют дело органы местного самоуправления, существенно отличаются от задач, которые решали местные советы и их исполнительные комитеты в советской структуре территориального управления, а также от задач, которые решаются в системе государственного, производственного и бизнес - управления.

Для того чтобы  работа органов муниципального управления была эффективной, необходимо, чтобы  основополагающие принципы ее работы задавались на федеральном уровне, в частности, чтобы федеральное  законодательство в части местного самоуправления было полным, непротиворечивым, системным. Опыт показал, что регулирование ряда ключевых вопросов местного самоуправления на уровне субъектов Федерации не дает положительных результатов, а зачастую приводит к явно негативным для людей явлениям. Местное самоуправление должно быть надежно защищено федеральным центром. Иначе социальные проблемы никогда не будут решены.16

Особым видом  управленческого решения является бюджет муниципального образования, когда  органы исполнительной власти берут  на себя обязательства, что, в соответствии с выделенными средствами, они обязуются достичь согласованных результатов, а представительные - обеспечение контроля расходования и выполнение взятых перед избирателями на себя обязательств.17

По сути, разработка и утверждение бюджета - это то время, когда следовало бы определиться с оценкой эффективности муниципального управления. Когда исполнительные органы берут на себя обязательства, выраженные «измеримыми результатами», «под которые выделяются соответствующие средства» и определяются изменения, которые должны произойти в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальной сфере и т.п. необходимо при этом понять, что муниципальные ресурсы вкладываются не в образование, здравоохранение, жилищно-коммунальную сферу и т.п., а в изменения, которые должны в них произойти.

Для каждого  структурного подразделения необходимо, во-первых, определить сферы деятельности и изменения, которые должны произойти  в данных сферах. Во-вторых, определить сферы деятельности совместной, с  другими структурными подразделениями, компетенции и, соответственно, изменения, которые должны в них произойти. Определить средства, которые могут быть выделены из бюджета. Все названные атрибуты должны носить согласованный характер.

Определить, какие  обязательства берет на себя представительный орган местного самоуправления, а какие - органы исполнительной власти местного самоуправления. Все это должно приобрести для органов местного самоуправления статус закона.

Информационное обеспечение – механизм повышения эффективности муниципального управления.

В данный момент можно сказать, что мы живем в  информационном обществе, где ценность информации тяжело переоценить. «Кто обладает информацией, тот обладает миром» - это аксиома. Особо принципиальное значение она приобретает в органах муниципального управления, обеспечивая его рациональность и эффективность. Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность муниципального аппарата.18

Информация, циркулирующая  в органах муниципального управления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для соответственных региональных управленческих структур, когда они выступают как органы, принимающие решения в пределах собственной компетенции. Не считая того, она служит в качестве базы для нормативных документов

Требование  к информации как к средству повышения  эффективности муниципального управления:

1. Информация - это стратегический ресурс. Она обязана быть полной, актуальной, достоверной, обхватывать весь диапазон интересующих  вопросов, собираться часто, с определенной периодичностью.

2. Информация  обязана отвечать композиции  целей, которые ставят органы муниципального управления, с теми средствами, которыми она хочет их добиваться. Её качественность и достаточность разрешают органам иметь перед собой действующий план, определять настоящие и чёткие цели управленческих действий.

Использование интернет-технологий в муниципальном управлении предоставляет многочисленные возможности, основные из которых:

1. повышение конкурентного потенциала, инвестиционной привлекательности муниципального образования (МО), так как создается имидж прогрессивной администрации и положительный образ МО как места проживания и работы;

2. использование в работе МО технологий регионального и муниципального интернет - маркетинга;

3. повышение качества отношений с жителями и организациями:

- сокращение  времени на получение требуемой  информации;

- обеспечение  круглосуточного доступа; 

- сокращение  штата муниципальных служащих, экономия  бюджетных средств на обеспечение  деятельности (фонд оплаты труда,  канцелярские расходы и т.д.);

- формирование активной и сплоченной власти.

Укрепление экономической и денежной базы регионов. Это действующий путь повышения эффективности муниципального управления, который получает возможность сформировывать обычный бюджет и внебюджетные фонды и тем самым решать стоящие перед ней вопросы. Но для этого необходимы отлично проработанные программы с верно поставленными целями и задачами.19

Информация о работе Эффективность местной власти