Эволюция науки муниципальногоправа

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 22:28, доклад

Описание работы

Современное развитие науки муниципального права тесно связано с российскими реформами, направленными на существенное изменение социально-экономической, политической и правовой жизни России. Наука муниципального права, как и соответствующая отрасль права, находятся в стадии становления.

Работа содержит 1 файл

муниципальное право чисто.docx

— 34.82 Кб (Скачать)

     В настоящее время в нормативных  актах закреплены такие понятия: «государственная служба», «государственный служащий», «государственная должность» и понятия «муниципальная служба», «муниципальный служащий», «муниципальная должность». Все они, по сути, обозначают деятельность лиц, занятых осуществлением функций по обеспечению исполнения полномочий государственных органов - государственные служащие и органов  местного самоуправления - муниципальные  служащие. В.А.Козбаненко заключает, что  данные ныне действующим российским законодательством понятия объединяют всех служащих, занятых на профессиональной основе исполнением различных управленческих функций в органах государственной  власти и органах местного самоуправления.

     Муниципальный служащий занимает определенную должность. Должность муниципального служащего  может быть:

- выборной, т.е. замещаемой в результате  муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного  самоуправления, выборные должностные  лица местного самоуправления), а  также замещаемые на основании  решений представительного или  иного выборного органа местного  самоуправления в отношении лиц,  избранных в состав указанных  органов в результате муниципальных  выборов;

- невыборной, т.е. должности, замещаемые путем  заключения трудового договора.

     Законодатель  рассматривает как муниципальную  службу только профессиональную деятельность на так называемых иных муниципальных  должностях (т.е. невыборных – т.е. тех, на которых граждане работают по трудовому  договору). Профессиональная деятельность главы муниципального образования, иных выборных лиц местного самоуправления, депутатов под понятие муниципальной  службы не попадает. В ч.2 ст.2 Закона указывается, что статус депутата, члена  выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления данным Законом не устанавливается. Здесь должны действовать особые акты.

     То  есть получается, что хотя и выбираемые должности, и невыбираемые должности  работников органа местного самоуправления объединены законодателем под понятием «муниципальный служащий», регламентация  их правового статуса происходит различными нормативно-правовыми актами.

     В практических целях принято различать  понятия муниципальный «служащий» и «должностное лицо», относя к первой группе работников по трудовому договору, а ко второй – лиц, избранных на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Большинство исследователей придерживаются того мнения, что из состава муниципальных  служащих исключаются лица, замещающие выборные должности местного самоуправления (главы муниципальных образований, депутаты представительных органов  местного самоуправления, иные выборные должностные лица).

     Такой подход, кстати, является наиболее обоснованным с точки зрения правовой логики и  именно он доминирует в практике муниципального управления.

     Уголовное законодательство также делает достаточно строгое различие между «должностными  лицами» и просто «служащими». Так, Уголовный кодекс в примечании к  ст. 258 дает определение понятия «должностное лицо», относя к этой категории «лиц, осуществляющих функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции  в государственных и муниципальных  органах, учреждениях, занимающие государственные  должности Российской Федерации  или субъекта Российской Федерации  и т.п.

     Что же касается лиц, занимающих определенное «служебное положение», то это государственные  служащие, служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к  числу должностных лиц, служащие различных общественных объединений, фондов, иных некоммерческих организаций, служащие коммерческих организаций, не относящиеся к числу лиц, осуществляющих управленческие функции.

     Вернемся  к законодательному определению  муниципального служащего, уже приведенному выше. Итак, к муниципальным служащим относятся лица:

- граждане  Российской Федерации;

- достигшие  совершеннолетия (18 лет);

- исполняющие  обязанности по муниципальной  должности муниципальной службы, при этом

- порядок  исполнения должности определен  уставом муниципального образования  в соответствие с федеральным  и региональным законодательством;

- получающий  денежное вознаграждение, выплачиваемое  из средств местного бюджета. 

     Не  являются муниципальными служащими  лица, которые эпизодически помогают органам местного самоуправления (консультанты, эксперты, специалисты и другие помощники), а также лица, исполняющие в  органах местного самоуправления обязанности  по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления.

     Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных  должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

     В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности  муниципальной службы для непосредственного  обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную  должность. Указанные муниципальные  должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими  путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

     Ограничения и запреты для  государственного служащего

     1. Гражданин не может быть принят  на гражданскую службу, а гражданский  служащий не может находиться  на гражданской службе в случае:

1) признания  его недееспособным или ограниченно  дееспособным решением суда, вступившим  в законную силу;

2) осуждения  его к наказанию, исключающему  возможность исполнения должностных  обязанностей по должности государственной  службы (гражданской службы), по приговору  суда, вступившему в законную  силу, а также в случае наличия  не снятой или не погашенной  в установленном федеральным  законом порядке судимости; 

3) отказа  от прохождения процедуры оформления  допуска к сведениям, составляющим  государственную и иную охраняемую  федеральным законом тайну, если  исполнение должностных обязанностей  по должности гражданской службы, на замещение которой претендует  гражданин, или по замещаемой  гражданским служащим должности  гражданской службы связано с  использованием таких сведений;

4) наличия  заболевания, препятствующего поступлению  на гражданскую службу или  ее прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации,  перечень таких заболеваний и  форма заключения медицинского  учреждения устанавливаются уполномоченным  Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной  власти;

5) близкого  родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также  братья, сестры, родители и дети  супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской  службы связано с непосредственной  подчиненностью или подконтрольностью  одного из них другому; 

6) выхода  из гражданства Российской Федерации  или приобретения гражданства  другого государства; 

7) наличия  гражданства другого государства  (других государств), если иное  не предусмотрено международным  договором Российской Федерации; 

8) представления  подложных документов или заведомо  ложных сведений при поступлении  на гражданскую службу;

9) непредставления  установленных настоящим Федеральным  законом сведений или представления  заведомо ложных сведений о  доходах, об имуществе и обязательствах  имущественного характера; 

10) несоблюдение  ограничений, нарушение запретов  и неисполнение обязанностей, установленных  Федеральным законом "О противодействии  коррупции".

     2. Иные ограничения, связанные с  поступлением на гражданскую  службу и ее прохождением, за  исключением ограничений, указанных  в части 1 настоящей статьи, устанавливаются  федеральными законами.

     3. Ответственность за несоблюдение  ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается  настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами.

     Статья 17. Запреты, связанные с гражданской  службой 

     1. В связи с прохождением гражданской  службы гражданскому служащему  запрещается: 

1) участвовать  на платной основе в деятельности  органа управления коммерческой  организацией, за исключением случаев,  установленных федеральным законом; 

2) замещать  должность гражданской службы  в случае:

а) избрания или назначения на государственную  должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О  Правительстве Российской Федерации";

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность  в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном  органе;

3) осуществлять  предпринимательскую деятельность;

4) приобретать  в случаях, установленных федеральным  законом, ценные бумаги, по которым  может быть получен доход; 

5) быть  поверенным или представителем  по делам третьих лиц в государственном  органе, в котором он замещает  должность гражданской службы, если  иное не предусмотрено настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами;

6) получать  в связи с исполнением должностных  обязанностей вознаграждения от  физических и юридических лиц  (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений,  отдыха, транспортных расходов и  иные вознаграждения). Подарки, полученные  гражданским служащим в связи  с протокольными мероприятиями,  со служебными командировками  и с другими официальными мероприятиями,  признаются соответственно федеральной  собственностью и собственностью  субъекта Российской Федерации  и передаются гражданским служащим  по акту в государственный  орган, в котором он замещает  должность гражданской службы, за  исключением случаев, установленных  Гражданским кодексом Российской  Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им  в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или  другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке,  устанавливаемом нормативными правовыми  актами Российской Федерации; 

7) выезжать  в связи с исполнением должностных  обязанностей за пределы территории  Российской Федерации за счет  средств физических и юридических  лиц, за исключением служебных  командировок, осуществляемых в  соответствии с международными  договорами Российской Федерации  или на взаимной основе по  договоренности между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и государственными органами  других государств, международными  и иностранными организациями; 

8) использовать  в целях, не связанных с исполнением  должностных обязанностей, средства  материально-технического и иного  обеспечения, другое государственное  имущество, а также передавать  их другим лицам; 

9) разглашать  или использовать в целях, не  связанных с гражданской службой,  сведения, отнесенные в соответствии  с федеральным законом к сведениям  конфиденциального характера, или  служебную информацию, ставшие ему  известными в связи с исполнением  должностных обязанностей; 10) допускать  публичные высказывания, суждения  и оценки, в том числе в средствах  массовой информации, в отношении  деятельности государственных органов,  их руководителей, включая решения  вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

Информация о работе Эволюция науки муниципальногоправа